Триумф Эроса Бронзино
Картину «Аллегория любви» итальянского живописца Бронзино (1503 - 1572), написанную им около 1545 года называли самой чувственной и неприличной картиной эпохи Возрождения. Этой картине на протяжении веков присваивали разные названия в зависимости от того, что видел искусствовед, какого он был вероисповедания и какое получил воспитание. А посему, я тоже хочу дать этой знаменитой картине своё название (хотя я и не искусствовед). Я бы назвал это произведение искусства «Триумф Эроса».
Купидон обнимает Венеру. Обнимает и целует. Обнимает совсем не по-детски, хотя он считается сыном Венеры. Но ведь это же боги! На богов не может быть перенесено наше людское понимание. Знаменитый историк искусств Эрвин Панофский (1892 - 1968) усматривал в объятиях Купидона и Венеры распутство. С точки зрения людской этики – да. Обнажённая мать в объятиях обнажённого сына, который целует её в губы, а правой рукой зажимает её сосок между пальцами. Но Купидон ведь не биологический сын Венеры. Между ними не может быть никаких родительских и вообще людских связей. Здесь именно триумф эроса: бог чувственной страсти, бог эроса Купидон (в эллинской мифологии он и назывался Эрос) обнимает (очень эротично!) и целует в губы богиню любви Венеру. Чего же боле!? (в смысле для изображения триумфа эроса). Жизнерадостный путти справа утверждает этот триумф, как папская печать утверждает буллу понтифика. В левом углу экспансивно кричащая женщина – аллегория зависти, как верно подметил Чезаре Рипа, французский искусствовед, ещё в 1603 году. Выше её женщина, которую Панофский назвал аллегорией Правды. Скорее её можно назвать аллегорией Этики (ведь Эрос это тоже правда!). мужчина слева – конечно же Время – здесь двух мнений быть не может. Фигура за спиной путти – скорее всего Коварство. А две маски в нижнем правом углу – прозрачный символ: маски сброшены – перед нами откровенный, неприкрытый триумф Эроса.
Свидетельство о публикации №225050401436