Трагедии Кап Аркона

Трагедии "Кап Аркона"
ФСБ раскрыла свои архивы и оказалось, что 80 лет назад англичане потопили немецкие суда с тысячами советских военнопленных
 
Это случилось 3 мая 1945 года, когда оставалось меньше недели до окончательной капитуляции Германии.

Но союзники в лице англичан, совершили не имеющий смысла чудовищный акт агрессии, разбомбив три немецких транспорта. На этих судах, по разным оценкам, было от 7000 до 12 000 узников немецких концлагерей - в основном это были советские  военнопленные. Выжили всего лишь около 300 человек.
                В конце войны Гиммлер, заметая следы преступлений нацистского режима, издал секретный приказ об эвакуации концлагерей. Так, 19 апреля 1945 года в концлагере Нойенгамме началась операция по спешной эвакуации узников. В последние дни апреля 1945-го эсэсовцы отправили из Нойенгамма в Любек пешком или в товарных поездах более 10 тысяч заключенных.

2 мая 1945 года на лайнер "Кап Аркона", грузовое судно "Тильбек", корабли "Афины", "Дойчланд , стоявшие в гавани Любека, эсэсовцы доставили на баржах несколько тысяч узников концлагерей из Штутгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Миттельбау-Дора возле Нордхаузена.

О предстоящем конвое германское командование известило представителей шведской и швейцарской миссий Красного Креста. 2 мая сотрудники миссий передали эту информацию британскому генералу Джорджу Робертсу, войска которого вели наступление в районе Любека.

По неизвестной причине Робертс не переадресовал полученную информацию руководству британских ВВС. В итоге английские летчики хладнокровно и методично разбомбили и потопили суда.

 Согласно архивным документам, 3 мая 1945 года британские военные самолеты атаковали в Любекской бухте на Балтике три немецких судна — «Кап Аркона», «Тильбек» и «Дойчланд», — перевозивших тысячи советских военнопленных из нацистских концлагерей в Норвегию, несмотря на сигналы с кораблей о прекращении нападения.

По данным рассекреченных архивов, британская авиация бомбила и расстреливала суда, а спасавшихся людей добивали с катеров. В результате трагедии, унесшей от 7 до 12 тысяч жизней, преимущественно советских граждан, выжили лишь около 300 человек.

Позже произошедшее в мировой историографии было названо "одной из самых больших трагедий на море во Второй мировой войне". Впрочем, никакого официального расследования и извинений из Лондона в адрес Советского Союза не последовало.
О масштабах этой бойни, а также о реальном отношении англичан к советским гражданам стало известно только спустя несколько лет только благодаря показаниям выживших узников концлагеря Нойенгамм, вернувшихся в СССР.

Среди подтверждающих документов — справка от 24 сентября 1949 года, подготовленная генерал-майором Евгением Питоврановым, начальником 2-го Главного управления МГБ СССР, по итогам расследования заявления Василия Саломаткина, одного из выживших свидетелей.
 
Согласно справке, около 15:00 3 мая 1945 года 15–16 британских самолетов начали бомбардировку пароходов. Несмотря на поднятый немцами белый флаг, сигнализировавший о капитуляции, и попытки военнопленных привлечь внимание, размахивая белыми рубашками, британские летчики продолжали бомбить и обстреливать суда из пулеметов.

Более того, британцы содержали выживших советских военнопленных в тесных условиях, кормя их лишь консервированной брюквой и шпинатом. На возмущения пленных отвечали, что они и этого не заслуживают. При этом в городе находилось множество пленных немцев, которые свободно передвигались и нападали на советских солдат, следует из документов.

Ранее уже приходилось встречать в литературе времён второй мировой войны случаи, когда даже старшие офицеры Великобритании, не держали данных ими обещаний. Это говорит лишь об отсутствии у них чести, совести и воспитания. Теперешнее руководство страны, продолжает  следовать тем же курсом.


Рецензии