Сказ про пять братьев и их сестру

     Дед Матвей про Средний и Северный Урал много интересного рассказывал внучкам, а они были смышлёными и всё запоминали. Любили сестрички легенды и мифы всякие: про горы, реки и моря. Вот и на этот раз решили девчушки послушать мансийские сказки.
     –  Деда, а правда, что в Самарском крае манси тоже жили? Откуда они в наших краях? – поинтересовалась старшая, Машенька.
     Старик улыбнулся, радуясь интересу девчонок к старине. Он всегда с большим удовольствием всё объяснял, сам порой удивляясь, куда могут завести простые детские вопросы.
     – В Шигонском районе манси и ханты жили, у села Усолье…
     –  Там, где Муранский лес? – заинтересовалась младшая, Алёнка.
     – Наверное. Как называется таёжная ягода?
     – Знаю! Брусника! – Алёнушка весело засмеялась.
     – Верно, молодец! Она появилась здесь несколько тысяч лет назад, когда климат был сырым и влажным.
     Давным-давно здесь были и древние могучие кедры, а сейчас остались только гигантские сосны, возраст которых около двухсот лет.
     – Таёжная она, потому что сыро, болото. А почему «брусника»?  –  спросила Маша.
     Дед лукаво посмотрел на внучек и стал пояснять.
     –  От «бруснъ» – румяный или красный цвет ягоды.  А ещё от брускового леса.
     – А это ещё что такое? – удивились сестрёнки.
     Умел дедуля заинтересовать любимых внучек, постепенно раскрывая секреты!
     – Пиленый лес. Сосновый или еловый.  Или брус, который получается от распила брёвен. Ещё, правда, бруском называют кусок камня или металла.
     – Теперь понятно! – закивали головами внучки.
     – Ну, а манси-то когда и зачем сюда пришли? – поторопила с рассказом Алёнка.
     – Что ж, слушайте!
     Манси называют ещё обскими уграми, или племенами, ежели по-русски. Не только в Самарском крае живут их потомки. Есть они и на территории северо-западной части Сибири по левым притокам Оби - в Тюменской области. Живут некоторые и в Свердловской области, а ещё – в Пермской.
     По преданиям и героическим песням предков, положившим основу жизни обским манси – было шесть най отыров – богатырей и героинь. Пятеро мужчин и одна женщина – их сестра: Тагт котиль ойка, Нёр ойка, Полум ойка, Аяс ойка, Тэк ойка и Ханылсам най эква. 
     – Кто это такие, деда? – Алёнке нравилось слушать про отважных богатырей.
     – Они были детьми Нуми торума и жили на Небе.
     – Как же они оказались на Земле? – Маше тоже захотелось поскорее узнать новые мифы.
     – Почти случайно. Сыновья Номи торума осмелились поспорить с отцом, когда набирались сил, мудрости и мужества.
     Тогда-то «хозяин Небес», рассердившись на них и дочь, и спустил их на Землю, на необитаемый остров.
     – Где же он находился, остров этот? – воскликнула Алёнушка.   
     – Посередине незамерзающего моря. Там он поставил стол и посадил их за него, ожидая, что же они будут делать.
     Сыновья с дочерью оказались умными, сумев спастись живыми с необитаемого острова. Самый младший из братьев – Тэк ойка – в образе лисицы сел лицом к Северному ветру и голосом лисы начал умолять у Земной силы похолодания. Вскоре ветер подул, море покрылось тонким слоем льда, и тогда все братья и их сестра перебрались на сушу по льду, разбежавшись в разные стороны. В конце концов, они оказались в разных уголках Земли, где их и считают хранителями тех мест.
     – Как интересно, дедуля! А ведь и на гербе города Сургута – Чёрный Лис – вспомнила Машенька.
     – Да! Лиса – символ проворства, ловкости, гибкости. Этого лесного пушного зверя, особенно чёрно-бурых лисиц, издавна было много в сургутских лесах. Это – одно из главных богатств региона. Может быть ещё и в память древних богов-покровителей, как знать.
     – А в Самарском крае тоже есть Сургут – речка и посёлок! – решила показать и свои знания Алёнка.
     Дедушка с нежностью погладил рукой по голове младшенькую внучку, вспоминая различные похожие названия. А ещё он вспомнил, как по звёздам манси ночью определяют направления четырёх сторон света: луи – «север», алы – «юг», холы – «восток» и «нёрпал» – запад. Главным образом по тому, в каком положении находится ковш Большой Медведицы. Кочуя рыбе навстречу. «Сор» - заливная пойма реки, а «кут» - рыба. «Соркут» – рыбное место в пойме реки.
     Сестрёнки долго обсуждали интересный мансийский миф, пытаясь правильно повторить сложные названия божеств.
     – Спасибо, дедуля! Было очень интересно!
     – В следующий раз ты нам ещё расскажи мансийские мифы о Земле, Солнце, Луне и Звёздах!
     – Обязательно, внученьки! – пообещал Матвей. 
                2025 


Рецензии