Экипаж машины боевой

ЛЕТАТЬ!

Жизнь удивительного человека Александра Ивановича Милюкова началась  в городе Наровчат Пензенской губернии 19 марта 1923 года. В Наровчате, ставшим селом, в 20-е, 30-е годы  шла борьба с голодом, с эпидемиями, с кулачеством и религией. В школе создавались пионерские отряды, деятельность которых заключалась в помощи партии бороться с мировым злом и строить коммунистическое будущее. Будучи в рядах пионеров, Александр Милюков участвовал в самодеятельности: пел, играл на гитаре, в агитационных постановках, переживал со всей страной за челюскинцев, готовился к труду и обороне. Затем его ожидала работа секретарём комсомольской организации средней школы.

Предвоенное время – это время установления рекордов и исследования возможностей в авиации. Поэтому не удивительно, что особой мечтой мальчишек тех лет были самолёты, а девчонок –курсанты лётных школ, с которыми шла дружеская переписка. Своё будущее Александр Милюков связывал тоже лишь с небом.

После школы Милюков занимается в Пензенском аэроклубе, который выпустил немало замечательных пилотов, планеристов и парашютистов.

Но тут начинается война, и гражданский лётчик Александр Иванович Милюков направляется в Борисоглебскую школу военных лётчиков, осваивать истребители. И вот, в списках выпускников  1941 года уже стоит его имя, и остаётся лишь последний учебный полёт…но он оказывается, действительно, последним. Сильный боковой ветер перевернул самолёт через «нос», а Милюков от удара головой потерял сознание.


ПОБЕДЫ "ЛЕТАЮЩЕГО" ТАНКА

В госпитале сделали заключение, что Александр Иванович, из-за ухудшения зрения, к авиации больше не пригоден. Сосед по палате, механик-водитель танка «Клим Ворошилов (КВ)», агитирует, отчаявшегося, было, истребителя, идти в танкисты. И Милюков принимает решение представиться на медкомиссии стрелком - радистом танковых войск, утратившим документы в сгоревшем танке. Так 19-ти летний не состоявшийся лётчик - истребитель оказался в танковых войсках стрелком - радистом тяжелого танка «КВ» - «Ворошиловским стрелком».

Но юная душа просила полёта. Он должен летать: летать, хотя бы на танке! И снова маленькая бюрократическая хитрость с документами, а уже тарификационная комиссия по вождению в боевых условиях и устройству танка пройдена на «отлично».

Александр Милюков, теперь механик - водитель, становится членом экипажа новенького танка – «Т-34». Для того, чтобы танкисту побеждать в боях, машину надо понять, прочувствовать, быть ею услышанным в самые ответственные моменты:  Милюков полностью разбирает и собирает танк.

Вскоре А.И. Милюкова назначают командиром танка. Не раз раненый, он сменит тринадцать сгоревших боевых машин, которые пронесут его через Сталинград, Курскую дугу, Киев, Харьков, Дрезден, Берлин.

В феврале 1943 года в боях под Харьковом – первая победа его экипажа над немецким тяжёлым танком «Тигр»; летом 1943 -го на Курской дуге в поединке один на один Т-34 Милюкова уничтожает немецкую «Пантеру», и ещё на его счету будет 5 подбитых вражеских танков.

В штабе не сомневались в успехе, когда именно экипажу Милюкова  поручали проходить трудные болота, форсировать водные преграды, идти на прорыв и в разведку. Своими крутыми манёврами, Т-34 Милюкова заставит взбесившегося фашистского бомбардира, при очередной атаке на танк, уничтожить самого себя взрывной волной промазавшей бомбы.

В 1944 году А. И. Милюков окончит Саратовское танковое училище и получит звание младшего лейтенанта. И в составе гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, уже командир танковой роты Алексей Иванович Милюков, расчищая с боями путь подразделениям Красной армии, направится брать Берлин.

 …Потом бои до самого Берлина.
Был тяжек путь и кровью он алел.
Под ним сгорела не одна машина,
И он горел, но чудом уцелел.
Для наших глаз отрадная картина,
Потомок, ты за далью не забудь:
Утюжил танком улицы Берлина,
Стрелкам своим прокладывая путь….(1)

Он первым с экипажем ворвётся в тыл ставки Гитлера под Гольсеном, уничтожив два танка, и командир прокричит тогда Милюкову по рации заветные слова: «Ты что, летать научился?».


ЗНАМЯ ПОБЕДЫ

В уличных боях за Берлин под сильным огнём противника он своим танком уничтожил фашистский танк, четыре зенитных орудия, шесть пулемётов и до 70 вражеских солдат и офицеров.

В боекомплекте его танка будет находится алое Знамя Победы, одно из тех, что подготовлены к водружению над Рейхстагом.

Заключительную миссию Красной армии И.В. Сталин огласил ещё осенью 1944 года: «довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы»...

«…над Рейхстагом», - уточнило Главное политуправление РККА. Именно сгоревший немецкий парламент Рейхстаг был тогда символом нацистской диктатуры и германского милитаризма.

Здание Рейхстага с трёх сторон было окружено рекой Шпрее, ширина которой составляла 25 метров. Танк Милюкова, совершив прорыв нейсенского рубежа обороны, один из первых будет форсировать  Шпрее по её дну, как раньше форсировал Десну, Ирпень. Он будет с боями брать правительственный квартал, который обороняли остатки иностранных дивизий СС: скандинавы «Нордланд», французы «Шарлемань», батальон латышских эсэсовцев, курсанты из военно-морского училища в Ростоке и фольксштурм.
 
К моменту штурма Рейхстаг был превращён в крепость с круговой обороной. Подход к зданию бывшего парламента в Берлине был отрезан котлованом от недостроенной линии метро, залитым водой. Оно находилось под защитой батареи крупнокалиберных пушек, танков и штурмовых самоходок. Окна и двери здания, внутри которого находилось около тысячи фашистов, были замурованы кирпичами, из  амбразур торчали стволы пулемётов. Всего в районе Рейхстага насчитывалось порядка 5 тыс. вражеских солдат.

Штурмовики шли на здание парламента при поддержке танков.
Десятки из них пытались закрепить там свои флаги, штурмовые флажки или самодельные стяги. Первое красное знамя установил ефрейтор А. И. Муравьёв 21 апреля, 28 апреля на одной из башенок был поднят красный флаг А. Исмаиловым с товарищами, затем у главной лестницы фасада здания удалось закрепить красный флаг лейтенанту Р. Кошкарбаеву и рядовому Г. Булатову.  30 апреля сразу несколько советских штурмовых групп прорвались в Рейхстаг со своими знаменами.

Официальное Знамя Победы было установлено Егоровым и Кантария вечером 30 апреля  на крыше Рейхстага, а 2 мая перенесено на его купол. Это было штурмовое знамя №5 150-й стрелковой дивизии.

Институт военной истории МО РФ, который раз подняв архивы в 2005 году, сообщил: «Всего над Рейхстагом было поднято около 40 флагов. В связи с этим, и по ряду других причин, вопрос о том, кто первым совершил этот подвиг, до сих пор остается дискуссионным».

А фотограф Евгений Халдей, чья фотография «Знамя над Рейхстагом» станет символом Победы и обойдёт страницы всех ведущих мировых агентств, вспоминал: «На крыше рейхстага и в проемах стен алели флаги, красные косынки, куски красной материи. И все — флаги Победы…».

Александр Милюков собственноручно установит знамя Победы на Александер-плаце над штабом войск СС.


ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
 
7 мая 1945 г. танк Милюкова рванул спасать Прагу, но под Дрезденом нарвался на засаду: 12 уничтоженных «тигров», противотанковая батарея «зениток» и... прямое попадание в «тридцатьчетверку» Милюкова. Экипаж спасся из подбитого танка, оставив в нём залитого кровью, казалось, погибшего командира. О случившемся доложили в командный пункт. «Так кто же тогда бой ведет?» - последовал вопрос  начальства. Пробитый танк, как ни в чём не бывало продолжал уничтожать фашистов, горел зажженный им «тигр», - это Милюков пришел в сознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г Милюкову Александру Ивановичу  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7838). С войны в родной Наровчат он вернулся ещё и с орденом Отечественной войны 1-й степени и двумя орденами Красной Звезды и множеством медалей.


ТЫЛОВОЙ НАРОВЧАТ (3)

22 июня 1941 года Наровчатский райисполком на экстренном заседании принял решение «О проведении мобилизации в районе», а 26 июня первая команда мобилизованных, под руководством младшего лейтенанта А.В. Плешакова  была уже отправлена на фронт.

Кроме средневозрастных призывников по повесткам, было немало добровольцев: юношей и девушек из комсомола, секретарь райкома комсомола Пётр Курников тоже пошёл добровольцем одним из первых.
 
Из Наровчатского района, находившегося в глубоком тылу военных действий, за годы войны ушли на защиту страны 8474 человека. А сюда прибывали эвакуированные: 317 граждан – членов семей начсостава, Белобережский детский дом (Белорусия)в полном составе; в наровчатский эвакогоспиталь, где главврачом был Алешкин В.Н., привозили на лечение раненых. При госпитале постоянно работала донорская служба, санитарная дружина из 40 женщин готовила санитарок для фронта.
 
Для госпиталя население приносило свежее молоко, вещи: предметы мебели, посуду, постельное бельё, одеяла, подушки, - всё совсем новое, чистое, от всей души.

Школьники и учителя по очереди дежурили по палатам, читали раненым книги, писали письма, проводили самодеятельные концерты.

Для работы в поле на  смену отцам, мужьям и братьям, встали женщины, подростки. Во время страды работали и стар и млад, школьные занятия начинались только в ноябре.

На курсах при МТС ускоренно готовили трактористов и молодых девушек-трактористок. Пахали по ночам с керосиновым фонарём, чтобы днём уже сеять. В помощь технике в качестве тягловой силы использовали коров и быков.
 
В результате, к осени получали богатый урожай хлеба, добротного сена для коней, сотни центнеров очищенного, отварного, засушенного в русских печах картофеля отправились для голодающих жителей Ленинграда. В начале войны комсомольцы Наровчатского района, вместе с Пензой выступили инициаторами сбора средств  на создание танковой колонны имени Пензенского комсомола и на  постройку самолета «Наровчатский колхозник». На наровчатском промкомбинате шили фуфайки, военное обмундирование, вязали и собирали для солдат на фронте носки, рукавицы, шапки, валенки, полушубки.

Было место в Наровчатском районе и для крупных подвигов. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта, восстановление железных дорог в трудных условиях военного времени, Коршунову Павлу Ивановичу из села Мелюковки, Указом Президиума Верховного Совета  СССР от 5 ноября 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Тысячи храбрых воинов-наровчатцев, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, были удостоены высоких правительственных наград, а двенадцать из них стали Героями Советского Союза.
 
В Наровчате на аллее героев, которая начинается от вечного огня и памятника погибшим воинам-наровчатцам в Великой отечественной войне, на постаментах установлены бюсты героям Советского Союза, в числе которых и скульптурное изображение Александра Ивановича Милюкова.


НАЧАЛО МИРНОГО ПУТИ

По окончанию войны Александр Иванович Милюков вступил в ряды Коммунистической партии и вышел в запас. Жизнь у 23-х летнего, но уже умудрённого тяжелейшим боевым опытом, мужчины только начиналась.

Теперь мечта другая – не дать ребятам подрастающего поколения забыть о подвигах  отцов, защитивших их, свои семьи, свою землю, своё право на воплощение в жизнь благородной идеи, в которую беззаветно верили;  мечта - рассказать идущим по жизни следом, всю правду о страшной гидре нацизма, которая чуть было не поглотила русский народ, не вбила клин между ним и людьми других национальностей, сплотившихся в первое в мире многонациональное союзное государство СССР. Мечта огромная, теперь одна на всех: фашизм, нацизм, война никогда не должны возродиться на родной земле!

В Наровчате Александра Милюкова избирают секретарем райкома комсомола. Теперь приходится вести бой с внутренним врагом. С теми, кто грабит по ночам зерно из колхозных бункеров хлебоуборочных комбайнов.

Общаясь с молодёжью в наровчатской средней школе (4), в местном ДК, он читает фронтовые стихи, ведёт праздничные концерты, рассказывает о войне. Его слушают внимательно, но со временем приходит усталость: о войне всё время вспоминают пришедшие с фронта отцы и старшие братья, её изучают на уроках истории, в «войнушку»  играют мальчишки во дворе. Те же матери и жёны, чьи родные с войны не вернулись, сторонятся этих разговоров, которые лишний раз напоминают им об их горькой, невосполнимой утрате. О войне постоянно привозят и крутят фильмы. Но их сюжеты кажутся Милюкову слишком надуманными, слишком далёкими от жизненной правды. Вот если бы показали фильм о тех реальных военных событиях, что пришлось пережить ему, и не в декорациях, не с участием бутафорской, а с использованием настоящей военной техники; если бы дать прочувствовать зрителю и сейчас и в будущем, что чувствовали его фронтовые друзья – танкисты, экипаж машины боевой!


КИНОРЕЖИССЁР

И вот, Александр Милюков уезжает в Москву и поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Закончив режиссерский факультет ВГИКа в 1955 году, его дальнейший творческий путь лежит на Одесскую киностудию художественных фильмов.
 
После военного разорения, на студии начало возобновляться собственное производство, и срочно требовались молодые кадры: режиссёры, операторы, художники, экономисты. Именно здесь молодой режиссёр имел возможность воплотить свои идеи, минуя карьерные препоны.

Но молодых творческих дарований со своими планами оказалось много. В 1956 году на Одесской киностудии выходит знаменитый фильм «Весна на заречной улице», а в 1958 - «Два Фёдора» Марлена Хуциева, в 1962- «Приходите завтра» Евгения Ташкова, в 1966-«Вертикаль»  Станислава Говорухина. В том же 1966 году Александр Милюков снимается в фильме Александра Муратова «Авдотья Павловна». Он много работает, правда, всё больше за экраном, ездит по стране.


«ПОХОРОНЕН БЫЛ ДВАЖДЫ ЗАЖИВО…»

Как - то выпала ему командировка для съёмок научно-популярного фильма в Харьков. Не удержался, решил взглянуть на ту окраину города, где 25 лет назад зимой впервые встретился в бою с «Тиграми», был ранен и чуть не умер. Но той пустынной окраины с избами, где горел его танк  уже нет: вокруг кирпичные, добротные дома, магазины, парк с мемориальным комплексом: танк на постаменте и список погибших советских воинов золотом на граните. А в списке на букву «М»… Милюков Александр Иванович, гвардии старшина, механик-водитель.

После этого боя мать Агафья Михайловна в Наровчате получила похоронку, а за ней и пенсию на погибшего сына. Но всё надеялась на чудо, и оно вскоре пришло с письмом от Саши, но без даты. Мать быстро отвечает на него вопросом: «Сынок, получила на тебя похоронку, да не знаю, письмо твое, до нее, до смерти этой написано, или после?..». Во втором письме Александр успокаивает: «После, мама, пишу после смерти…».

А произошло тогда следующее.
Зимой 1943 года командир «Т-34» Милюков со своим экипажем и ещё семью танками вступил в бой за освобождение Харькова с восьмью немецкими «тиграми». Тяжёлый танк «Тигр» имел броню 120 мм и пушку калибра 88 мм, что, бесспорно, было большим преимуществом перед толщиной брони в 45 мм «тридцатьчетвёрки» и калибром 76 мм.(2)

Экипаж, подпустив врага поближе, дал залп. Снаряд только с искрами царапнул  толстую броню, но не пробил её. Залп повторили -  та же картина. Но тут дали залп немцы. Снаряд попал в моторное отделение и вспыхнул огонь. Все попытки заглушить пламя приводили только к удушающему дыму. Экипаж выбрался из танка и побежал полем. Но тут, оглянувшись на танк, Александр стремительно, под окрики товарищей, бросился назад к машине: с виду она не горела, а значит, могла ещё стрелять, - мелькнула мысль. Успел лишь забраться на танк, попытаться открыть люк и присесть за башню, как вдруг – взрыв! Очнулся в десяти метрах от  танка, вмерзший в лёд,  контуженный: без слуха и речи, но живой. Бой уже кончился.
 
Дальнейшее не возможно описать лучше, чем это сделал корреспондент одесской газеты «Комсомольская правда» от 03 января 1985 года Юрий Гейко:  «Все видели, как распахнул он башенный люк. Все видели, как ударило из него пламя, и через секунду раздался взрыв кормовых топливных баков. Все видели, как подпрыгнула "тридцатьчетверка", как полетели в небо куски брони, и тело механика-водителя скрылось в дыму и пламени. "Погиб на глазах экипажа" - такая строчка появилась в тот вечер в соответствующих документах против фамилии Милюков. Похоронная комиссия подобрала останки - что от человека остается после такого взрыва! - шлемофон, ботинок...Захоронили все это и на фанерную пирамиду повесили табличку...

Он мог бы много написать матери о своем чудесном спасении. О том, что между ним и взрывом оказалась башня, которая закрыла его от осколков, что контузившая его взрывная волна отбросила далеко от огня; что, очнувшись ночью, он почувствовал, что вмерз в землю и правая сторона тела его почти не слушается; что наши войска ушли из Харькова, и несколько ночей он догонял их, ковыляя на восток по пашням, лесам и пепелищам и отсиживаясь днем в подвалах, сараях, на чердаках...
 
А как расскажешь о том, как, набросив мешок на голову, Милюкова взяли "в плен" советские разведчики, приняв то ли за "языка", то ли за дезертира, и хотели пустить в расход за то, что молчит. А он смотрел на них умиленно, нежно, но молчал вовсе не из-за счастья - язык у него чудовищно распух и отказался повиноваться. Написать что-нибудь - рука не действует, так и стоял чурбан чурбаном, пока не появился капитан, оглядел его, "языка" без языка, его пропахшую соляркой телогрейку, его руки, лицо и бросил коротко: "В госпиталь!"

Вот теперь эта «могила» шлемофона и ботинка Александра Милюкова и табличка с его именем послужили  тому, что ему, живому, в Харькове у вечного огня уже на протяжении 25 лет салютуют пионеры. Интересная состоялась тогда встреча бывшего танкиста, Героя Советского Союза, режиссёра на Одесской киностудии с сотрудниками Харьковского горкома партии. Удивившись, и обрадовавшись одновременно, они скажут герою, что с этого дня фамилию Милюков с удовольствием будут читать только в титрах.

Он, совсем ещё молодым пареньком пройдя через ад страшной войны с фашизмом, был на ней похоронен дважды, и дважды, как птица Феникс, восставал из пепла.

Летом 1968 года, когда на море проходили съёмки фильма  о выпускнике мореходного училища, мечтающем о большом корабле, Александр Иванович получает очередное письмо от мамы из Наровчата. В конверт вложено другое, написанное аккуратным чужим почерком:

 «Уважаемая Агафья Михайловна! Нам воинам – интернационалистам, проходящим службу в ГДР, удалось узнать Ваш адрес. Рядом с нашей частью находится могила Вашего сына, гвардии лейтенанта, танкиста А.И. Милюкова. Спасибо Вам,  матери, воспитавшем такого человека. Мы следим за могилой: «Никто не забыт…».

Вот так до него дошло эхо того завершающего войну боя под Дрезденом:

 …А танк подбитый, словно феникс ожил,
Перед врагом престиж не уронил:
То Милюков, очнувшись, бой продолжил,
Хоть экипаж его похоронил…(1)


«ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ»

А задуманный автобиографический фильм о событиях на войне по сценарию Александра Ивановича Милюкова, всё же был снят. Произошло это уже спустя 40 лет после ключевого в Великой Отечественной войне сражения на Курской дуге, самого крупного танкового сражения в мировой истории. Но в сценарий вошёл лишь крошечный эпизод этой битвы титанов, всего лишь один смертельный поединок между маневренным советским танком «Т-34» и тяжёлой немецкой «Пантерой», отчаянным советским водителем-механиком с позывным «Пенза» и самодовольным фашистом, прозванным «Хитрец»:

«…Эй, ПЕНЗА, ты живой? – вырвался из рации чужой голос. – Ты не сгорел в своем танке? Но я буду тебя поджигать еще …Русский, выводи свой колхозный трактор на бой!». Так начиналась эта танковая дуэль, поединок добра со злом:


…Жестокие бои велись под Курском,
Вносили танки свой посильный вклад.
В наушниках звучит на чисто русском:
– Я встретиться с тобою, «Пенза», рад.
Как враг поймал их позывной в эфире,
Наш экипаж в дальнейшем не узнал.
А  грозный танк Т-34
Он трактором колхозным обозвал.
И командир, друзей окинув глазом,
Подумал молча: бог мой, помоги.
Без слов решенье выдохнули разом,
И Милюков сам сел за рычаги.
На поединок вызвала «Пантера»,
Вооруженьем много раз мощней.
А наших в бой вела святая вера
За честь, свободу Родины своей…(1)


Победа в этом поединке явилась как бы прологом знаменитого разгрома гитлеровских полчищ в танковом сражении под Прохоровкой.

Переживая за картину, сценарист Александр Иванович Милюков успевает везде: он и военный консультант, он и художник, он и инженер, и разнорабочий на съёмочной площадке. Никакой бутафории! Настоящие танки, только живая натура!  В кадре должна быть жизнь!

Вернуть молодость на киноэкране Герою Советского Союза А.И. Милюкову помог актёр Владимир Вихров в роли Саньки Меньшова, а воплотить идею и донести её до нового поколения – второй сценарист Анатолий Степанов и режиссёр Виталий Василевский.
Фильм Одесской киностудии, под названием «ЭКИПАЖ  МАШИНЫ БОЕВОЙ» вышел в прокат в Советском Союзе в 1984 году.


***


80 лет прошло со Дня Победы советского народа над фашизмом.
Но с уходом тех, кто освобождал нашу землю и страны Европы от этой нечисти, стала стираться и историческая память. Снесли памятники освободителям, переписали учебники истории. И вот снова немецкие танки с крестами вермахта горят в поединках с российскими танкистами, а наши доблестные воины гонят захватчиков с Курской земли. Снова в Харькове  торжествуют фашисты, а в Одессе горит экипаж под названием «Дом профсоюзов».
Но, как и прежде, над посёлками и городами Русской земли, освобождаемой от нацистских последователей, один за другим поднимаются наши победоносные флаги, расчищая путь великому Знамени Победы!




ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) В тексте очерка использовались строки из стихотворения
 «Дуэль» Николая Басова г. Южноуральск, Челябинская обл.

(2) Несмотря на эти технические преимущества, тяжёлый «Тигр» из-за меньшей манёвренности проигрывал в ближнем бою среднему танку Т-34 и имел маленькую скорость поворота башни. Из-за большой массы он мог увязнуть в болоте и стать хорошей мишенью, в то время, как Т-34 обладал лучшей проходимостью и был менее заметным на поле боя.

(3) Источник информации: «Книга ПАМЯТИ Музея - заповедника Наровчатского района Пензенской области», составитель А.Г. Сохряков.

(4)В 2025-м году ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, Наровчатской средней школе присвоено имя Героя Советского Союза Александра Ивановича Милюкова.

 


Рецензии