Хокулеа Путь до Таити. Гл. 20. Ночи Эндрю Шарпа
НОЧИ ЭНДРЮ ШАРПА
8 мая – Первая неделя в пути завершена.
Вчерашняя ночь, как и пара предыдущих, была весьма облачной, с почти полностью затянутым тучами небом. На тёмном горизонте не было видно ни одной навигационной звезды и лишь изредка какая-нибудь из них проглядывала сквозь случайные прорехи в облаках. Я окрестил такие облачные ночи «ночами Эндрю Шарпа» в честь критика полинезийских плаваний и навигации. Может, Шарп и не был так уж неправ, когда утверждал, что наверняка древние навигаторы из ночи в ночь сталкивались с проблемой тотальной облачности. Раньше я приписывал это предубеждённости Шарпа и тому факту, что он привык к облачным небесам над родной Новой Зеландией, в то время как тропическая Полинезия была известна своими безоблачными ночами. Но сейчас я должен признать, что мы имели больше облачной, чем ясной погоды и что в последнее время хорошие звёздные ночи были редки.
Это не останавливало Мау. При отсутствии горизонтных звёзд впереди или позади он мог ориентироваться по любой, появившейся на короткое время между облаками справа или слева от курса каноэ. Даже когда небо затянуто сплошными облаками большую часть ночи, как было вчера, он может счислять наш курс по ветру и волнам.
В эти облачные ночи Мау оказывается весьма востребованным как человек-часы для объявлений смены вахтенных. (Дело в том, что ради научного эксперимента мы заперли все наручные часы в ящике, ведь с их помощью и некоторых находчивых расчётов вполне можно определить свою позицию в океане.)Днём совсем нетрудно определить время с помощью солнца. Кроме того, днём никто особенно не беспокоится о том, длиннее или короче окажется его смена. Но ночью, когда всем так хочется спать, кажется естественным желание вахтенных укоротить свою смену, сознательно или невольно переоценить отрезок времени и объявить, что их четыре часа уже закончились. В ясные ночи споров не может быть, потому что время можно определить по звёздам. Каждый час они смещаются на 15 градусов (360 градусов поделить на 24 часа), пройденную дистанцию на глаз можно определить приблизительно с помощью вытянутой руки раскрытой ладони – по расстоянию между вертикально выровненными большим и указательным пальцами. Но в ночь наподобие прошлой данный метод бесполезен.
Вот когда Мау становится непререкаемым арбитром по объявлению смены вахт. Прошлой ночью, когда нашим сонным головам пригрезилось, что четыре часа уже прошло, кто-то озабоченно подошёл к нашему навигатору с вопросом:
- Мау, уже полночь?
Мау, скрывая удивление, которое он, видимо, испытывал по поводу недоверия к его расчётам, прищурился на глухие облака и авторитетно (при бесстрастном лице) ответил: «Нет. Думаю, без пяти минут».
Отсутствие звёзд также значило, что надо быть особенно внимательными к рулевому управлению. К счастью, дул стабильный пассат в 10-12 узлов.
Посмотреть наверх, на паруса, особенно на то место, где полотнище выгибается наружу, образуя аэродинамический профиль. Затем медленно потянуть рулевой рычаг вверх, пока фок-парус не начнёт натягиваться, а каноэ замедлять ход. Затем опустить рычаг обратно вниз, пока натяжение не остановится. В этот момент паруса начнут наполняться, а каноэ набирать скорость, указывая на то, что вы следуете оптимальным к ветру курсом.
Убедившись, что паруса работают по максимуму, можно перевести внимание на контрольки – тонкие полоски ткани, привязанные к такелажу, наблюдать за которыми гораздо легче, чем за парусом, уходящим в темноту. Всё, что надо сделать, это зафиксировать в уме угол контрольки, когда паруса хорошо расправлены, а затем, поднимая или опуская лопасть руля, выдерживать этот угол.
Требуется хорошее чувство каноэ и ветра, чтобы управлять им без навигационных звёзд. Некоторые из членов команды избегают смены на руле или сдаются, потеряв направление, и отпускают бежать каноэ по ветру на юго-запад. Даже имея опыт, полученный во время проверочных плаваний на каноэ «Налехиа», я почувствовал прошлой ночью, что полностью потерял ориентацию в этой тотальной непроницаемой облачной блокаде. Внутренний голос говорил мне, что каноэ идёт сужающимися кругами против часовой стрелки и что я теряю контроль над ним.
Я знал, что этого быть не могло, потому что каноэ продолжало идти по волне с тем же ровным ритмом: сначала поднималась носовая часть и каноэ слегка накренялось на одну сторону, затем на другую, поднимаясь по лицевой стороне волны, а потом скатываясь по её спине вниз. Будь я родом с Маршалловых островов, из той области Микронезии, где до сих пор управляют каноэ в буквальным смысле по волнам, ведя судно по ритму качки и скольжения, мне было бы легче. Но хотя я и чувствовал ритм, все равно не мог избавиться от иллюзии, что каноэ идёт всё более сужающимися кругами против часовой стрелки и я не в силах контролировать его.
В конце концов я сумел успокоиться, применив одну уловку Мау, – в буквальном смысле почувствовать ветер. Перестать таращиться на парус и контрольки и начать доверять ощущению ветра у себя на лице – самому стать контролькой. Поворачивая голову из стороны в сторону, чтобы проверить струение ветра по щекам, вы установите точное направление воздушного потока. Когда ветер равно обдувает обе щеки, вы находитесь в буквальном смысле лицом к лицу с ветром. Затем установите каноэ под нужным углом к ветру, ориентируясь по парусам и контролькам, и поверните голову навстречу ветру. Держите голову в этом направлении, расслабьтесь и управляйте по ощущению ветра на щеках.
Когда с помощью веры в ветер я победил чувство дезориентации, возникшее из-за облачности, осталось только одно тревожное обстоятельство прошлой ночи – разговор с напарником-рулевым.
Свидетельство о публикации №225050401792