В чём писателю поможет блог?
А вдруг на меня никто не подпишется? А если, наоборот, меня атакуют хейтеры? В конце концов, вдруг писательский блог не добавит мне литературных очков? Дельные сомнения, но проблема в том, что они тормозят ваш писательский успех.
А настраиваться лучше на позитивный вариант!
Три причины писателю завести блог:
Вы формируете у читателя мнение о себе прежде, чем это делают критики. Собираете своё комьюнити.
Ваше имя лучше индексируется поисковыми системами. А значит, больше людей будут о вас знать!
Вы становитесь более видимым для издателей. И, читая блоги издателей, сами лучше понимаете, чего они ждут от вас.
Научиться продвигать себя и своё творчество вы можете на авторском курсе Дарьи Буданцевой «Продвижение для писателя: формируем личный бренд в сети и в жизни». У Дарьи большой опыт в ведении блога: успешный подкаст «Кочан капусты за авторский лист», в котором она рассказывает про издательское дело, продвижение авторов и «жизнь после рукописи», телеграм-канал «Изнанка Дарьи Буданцевой» (3к подписчиков) и писательский канал в ТикТоке (35к подписчиков). Курс стартует 13 мая.
А на тарифе «Профи» с писателем, блогером и подкастером Юлией Фим вы получите личную консультацию эксперта по продвижению блога и обратную связь на домашние работы. Спешите занять место в мини-группе Юлии!
При регистрации до 12 мая получаете скидку 15% по промокоду МАЙ. Она суммируется со скидкой на сайте!
Торопитесь, чтобы записаться на обучение по самой низкой цене!
До встречи! Ваш BAND
Этот курс для тебя, если ты хочешь:превратить писательство из хобби в профессию
начать зарабатывать своим творчеством
раскрутить небольшой блог, выполнив 8 простых шагов
наладить контакты с издательствами
разобраться в продвижении на книжном рынке
найти своего читателя и сформировать свое сообщество
5 мая бесплатная лекция «Как помочь издательству продать вашу книгу»
Издательство не только выпускает книгу, но и формирует стратегию ее продвижения. Но успех высоких продаж зависит еще и от активности автора. Дарья Буданцева расскажет, как построить эффективное сотрудничество с издательством, чтобы ваша книга точно нашла своего читателя.
На встрече узнаем:
Как работают издательства: роль PR-отдела, бренд-менеджера и маркетологов.
Какие шаги предпринять, чтобы ваша книга выделялась на фоне других.
Как использовать свой личный бренд для продвижения.
Занятие пройдет в рамках авторского курса Дарьи Буданцевой «Продвижение для писателя: формируем личный бренд в сети и в жизни», который стартует 13 мая. Курс о том, как автору продвигать себя и свои произведения в социальных сетях и офлайн для того, чтобы найти новых читателей, издать свою книгу, рассказать о своих идеях и найти единомышленников.
Лектор:
alt
Дарья Буданцева
Автор курса, писательница, pr-специалист, автор подкаста «Кочан капусты за авторский лист»
Писательница и блогерка, занимается литературным активизмом и рассказывает про издательское дело, продвижение авторов и «жизнь после рукописи» в своем подкасте «Кочан капусты за авторский лист». Ведет блоги и на других платформах, в том числе телеграм-канал «Изнанка Дарьи Буданцевой» (3к подписчиков). В 2020 начала вести писательский канал в ТикТоке (35к подписчиков). Автор городского фэнтези «Медиаторы» (Полынь, 2023).
Начинаем 5 мая в 20:00.
Участие бесплатное, доступно при регистрации.
13 советов по написанию книг от Стивена Кинга
13 лучших советов по написанию книг от Стивена Кинга
Король ужасов может многому нас научить Весь этот год я поглощал книги с советами для писателей. До сих пор самые лучшие советы, что я нашёл, изложены в книге Стивена Кинга «Как писать книги» . Кинг делится историями, которые определили его писательскую карьеру, и в то же время даёт практические советы писателям и другим творческим специалистам. Внизу перечислены тринадцать лучших советов, которые я почерпнул из этой книги.
1. Используй неудачи как топливо «Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылём, я продолжал писать», — Стивен Кинг.
Кинг забил гвоздь в стену, чтобы вешать на него листки отказов от издателей. Каждый листок напоминал ему, что прорыв стал ещё ближе. Каждый из нас сталкивается с неудачами. Каждый провал – это переломный момент, который разветвляет дорогу надвое: капитуляцию либо упорство. Многие люди сдаются после первого поражения. Однако мы должны благодарить неудачи, потому что они сокращают число паршивых овец в стаде. Сильнейшие из выживших только выигрывают в естественном отборе, потому что предпочитают упорствовать и раздвигать границы.
2. Исключите всё, что не является частью истории. «Когда пишешь историю, ты рассказываешь её самому себе. Когда переписываешь, главная твоя задача – убрать всё, что к истории не относится», — совет Джона Гульда Стивену Кингу.
Я страдаю «синдромом блестящих штучек», когда пишу. Начинаю я одной темой в голове, которая потом разрастается множеством прочих концепций. Затем я убеждаю себя, что эти прочие темы достаточно схожи, чтобы запихнуть их в одну историю, поэтому я втискиваю их туда, где им не место. Это не только проблема писательского мастерства. Такое часто бывает и в бизнесе тоже. У продакт-менеджеров для этого даже есть термин: feature creep – нагромождение деталей. Вы начинаете с определённого набора требований для новой характеристики компьютерной программы, но в процессе добавляете ещё больше характеристик. Конечным результатом становится Франкен-продукт, который содержит в себе мешанину рандомных характеристик. Нагромождения в писательстве можно избежать, устраняя всё, что не движет основное повествование вперёд содержательным образом.
3. «Пишите с закрытыми дверями. Переписывайте с дверьми нараспашку». «Твоё писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда поймёшь, в чём состоит история и расскажешь её правильно – насколько можешь, по крайней мере – она уже принадлежит тому, кто захочет её прочесть», – Стивен Кинг.
Меня часто подмывает показать полусырые истории друзьям. Когда особенно что-то волнует, трудно удержаться и не поделиться этим со всем миром. Но затем я вспоминаю совет Кинга: «Пиши с закрытыми дверями». По мне это высказывание означает, что я должен усердно потрудиться, чтобы создать что-то, прежде чем восторгаться по этому поводу. Говорить легко. «Разговоры нас истощают. Разговоры и дела борются за одни и те же ресурсы», – Райан Холидэй Только по завершению первого черновика я позволяю себе показать его другим и слушаю их отзывы.
4. Не перегружайте свой лексикон. «По-настоящему испакостить своё письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть ещё более неловко», – Стивен Кинг.
Иногда первое, что выходит из-под моего пера, выглядит скучным и неподходящим. Я слишком сильно стараюсь и вымучиваю то, что хочу сказать, вместо того чтобы писать в естественном стиле. Когда ловлю себя на том, что изрыгаю профессионально звучащий текст на бумаге, я останавливаюсь и думаю, а как бы я рассказал об этой идее в повседневной жизни. Нелепые фразы типа «моё пагубное желание выглядеть эрудированным» превращаются в «я хотел выглядеть умным». Многие умные люди, которых я знаю, не расхаживают, разбрасываясь заумными словами. Вместо этого они используют короткие, но меткие слова. Мы должны поступать точно так же.
5. Избегайте наречий. «Я считаю, что дорога в ад вымощена наречиями, и готов кричать об этом на стогнах. Говоря иначе, они вроде одуванчиков. Один одуванчик на газоне смотрится мило и своеобразно. Но если его не выполоть, то на следующий день их будет пять… потом пятьдесят… а потом, братие и сестры, газон будет полностью, окончательно и бесповоротно ими покрыт. Тогда-то вы поймёте, что это за сорняк, но будет – АХ! – слишком поздно», – Стивен Кинг.
Кинговская юмористическая критика наречий помогла мне не только понять, что я слишком часто использую наречия, но и то, что я чаще всего использую их таким образом, что они отвлекают от того, что я хочу сказать. Например, что звучит более убедительно: «я тебе верю» или «я полностью тебе верю»? Прочитав «я полностью тебе верю», кто-то может подумать, что это сарказм. Либо читатель задастся вопросом, почему необходимо было намекнуть, что простых уверений не было достаточно. Наречия не всегда во вред, но их нужно использовать только если они вносят ясность.
6. Абзацы – это карта предназначений книги. «Даже не читая книги, можно сказать, лёгкая кинга будет или нет, правильно? В лёгких книгах абзацы короткие, в том числе абзацы диалогов, которые вообще могут состоять из пары слов, а пустого места много… Вид абзацев почти так же важен, как их содержание; они – карта предназначений книги», – Стивен Кинг.
Этот принцип особенно уместен, когда пишешь в сети, как например здесь, на Медиуме (medium.com платформа, где писатели, мыслители и рассказчики историй делятся своими мыслями – прим. пер.). Короткие абзацы, подпункты, большие заглавия и цитаты сообщают любителям бегло просматривать контент о том, что статья достойна более глубокого погружения. Маленькие абзацы говорят: «Ну давай, прыгай, вода отличная!».
7. Проза без обиняков подчас огорчает людей. «Если вы намереваетесь писать настолько правдиво, насколько это возможно, то ваши дни члена приличного общества сочтены», – Стивен Кинг.
Нерафинированная и личная проза – самая лучшая. Читатели хотят жизненные истории от реальных людей. Жизненные истории означают, что будут описываться события из реальной жизни; события с участием людей счастливых, или расстроенных, или раздражённых тем, что произошло в истории. Например, я писал о людях, которых уволил, о людях, которых я не принял на работу и о людях, чей каждый шаг я, будучи руководителем, контролировал. И это только истории, связанные с работой, которые я написал. Скорее всего эти люди не очень-то рады быть героями этих историй, даже при том, что в историях я называю их по-другому. Говорить правду нужно, но трудно. Не ждите, что все без исключения будут в восторге от того, что вы о них написали.
8. Существует неразрывная связь между чтением и писательством. «Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Нет ни одного пути в обход этим двум вещам, который бы я знал», – Стивен Кинг.
Не очень сильны в писательском деле? Прокачайтесь, читая Хемингуэя, Диккенса, Гладуэлла и Этвуд. Их труды помогут вам прийти в самую лучшую писательскую форму. Чтение хороших книг помогает в тренировке писательской мышцы. Стивен Кинг говорит, что учиться можно и на плохих примерах: «Каждая взятая вами в руки книга преподаёт вам урок или несколько уроков, и довольно часто плохая книга может научить вас даже большему, чем хорошая». Хотите писать, читайте.
9. Лучшие истории не создают, а извлекают из земли. «Истории – это реликты, остатки не открытого ранее существовавшего мира. Задача писателя в том, чтобы с помощью инструментов из своего ящика достать их из земли максимально неповреждёнными», – Стивен Кинг.
Кинг описывает свой писательский процесс как «наблюдение» за своими героями и тем, что они делают. Он утверждает, что своим выбором они часто его удивляют. Он просто человек, рассказывающий историю. Стиль работы Кинга напоминает стиль Микеланджело, который отлично сказал, что его статуи уже находились внутри камня. А его работа состояла в том, чтобы отсечь всё лишнее, чтобы явить миру статую. «Внутри каждого куска камня заключена статуя, и задача скульптора – раскрыть её», –Микеланджело Лучше всего принцип работы Микеланджело «освобождения скульптуры» из камня отображён в статуях «Узники». Наша работа писателя заключается в том, чтобы извлечь историю, которую нам необходимо рассказать. Для писателей художественной литературы это означает, что нужно поселиться в сознании героев, чтобы уже они рассказывали историю. Для писателей нон-фикшна это означает, что нужно извлечь историю из каждого жизненного события, каждой проблемы и каждого достижения из нашей жизни.
10. По окончании первого черновика чётко сформулируйте суть вашей истории. «Когда вы пишете книгу, вы проводите день за днём, высматривая и выявляя деревья. По окончании вам нужно сделать шаг назад и взглянуть на лес… Мне думается, что каждая книга, по крайней мере стоящая книга, написана о чём-то конкретном. Ваша задача в том, чтобы во время или по завершении написания первого черновика решить, о чём же ваша книга. Ваша задача при работе над вторым черновиком, по крайней мере одна из них, сделать это «что-то» ещё более чётким. Это может повлечь за собой необходимость в больших изменениях и правках. Польза для вас и вашего читателя будет состоять в том, что фокус истории будет более чётким, а сама история будет более цельной. Это никогда не подводит», – Стивен Кинг.
Кинг не верит в принцип планирования сюжета историй, и его истории приводят его в неожиданные места. После завершения первого черновика он разглядывает то, что сотворил, чтобы выявить суть, которую пытается донести. Это в корне отличается от того, что большинство из нас думает о писательстве. Мы думаем, что должны разметить свой путь. Мы потворствуем совету «начинай писать, зная конец заранее». Кинг же призывает нарушить этот принцип и посмотреть, куда нас ветер занесёт. В конце концов иногда единственным способом узнать, что мы хотим сказать — это начать это говорить.
11. Второй черновик = первый черновик — 10%. «Нужно сократить объём. Формула: второй черновик = первый черновик — 10%», – редактор Стивену Кингу.
Редактирование – это процесс дополнения путём вычитания. Каждый раз, перечитывая свою работу, я нахожу ненужное.
Вот мои самые частые ошибки: • «Для того чтобы» ; «Чтобы» • «С целью того, чтобы» ; «Чтобы» • «На ежедневной основе» ; «Каждый день». Опускайте лишние слова и находите замену длинным фразам. Ваши читатели будут вам благодарны.
12. Найдите своего идеального читателя. «Я думаю, что у каждого писателя есть свой идеальный читатель; про которого писатель по мере сочинения произведения думает: «Интересно, а что он/ она подумает, когда прочитает эту часть?», – Стивен Кинг.
Идеальным читателем Кинга (которого он также называет «первым читателем») является его жена Табита. Он пишет, при этом думая о ней и о её первом впечатлении о книгах. Образ идеального читателя помогает облегчить и конкретизировать процесс написания. Я весьма эффективно пользовался данной стратегией. Как правило, если история отзывается в сердце идеального читателя, то и у сотни других людей она тоже отзовётся.
13. Старайтесь писать каждый день. «Я стараюсь писать по десять страниц в день объёмом в 2 000 слов. Это 180 000 слов за три месяца. Неплохой такой объём для книги», – Стивен Кинг.
У каждого хорошего писателя есть отточенный режим писательства. Кинг пишет по утрам. После обеда он дремлет и пишет письма, затем читает. А вечером проводит время с семьёй. Я пишу по ночам, когда жена и весь город спит. Я могу сконцентрироваться на своей работе только в это время. Время суток значения не имеет. Выделить время для писательства – вот, что имеет значение. Кинг советует новичкам стараться писать по тысяче слов в день, а затем потихоньку увеличивать объём слов. Если вы до сих пор ещё не прочитали книгу «Как писать книги», то я вам настоятельно советую прочитать её. Она стоит вашего времени. А до тех пор, я надеюсь, вам понравилось это удобоваримое краткое изложение. Счастливого писательства!
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Источник: Stephen King’s Top 13 Writing Tips
Подробнее на livelib.ru
Мастер-класс: как заинтересовать издателя?
Каждый день в издательства поступает большой поток рукописей – так называемый самотек. Чтобы разобраться в этом потоке редакторам приходится вырабатывать универсальные методы фильтрации. К сожалению, эти методы грубые, и часто в корзину отправляются достойные работы. Поэтому если вы получили отказ, не стоит впадать в уныние, возможно, ваша работа попала не к тому редактору.
Напишите логлайн!
Логлайн – описание сюжета книги одним-двумя предложениями.
Пример хороших логлайнов (взято из поисковой выдачи «Яндекс»):
Игра в кальмара: Люди, отчаянно нуждающиеся в деньгах, получают приглашение на игры с большим денежным призом. Все они жаждут победы. Но победителем станет единственный выживший. На что пойдут люди, чтобы устранить конкурентов, и какие испытания им придумали организаторы игры?
Форрест Гамп: Человек с низким IQ, но с большим сердцем, становится свидетелем и участником значительных событий в истории Америки, следуя своей простой философии жизни и стремясь воссоединиться с единственной женщиной, которую он когда-либо любил.
Пятый элемент: В далёком будущем таксист неожиданно становится ключевым звеном в борьбе за спасение Земли, когда в его машине оказывается таинственная девушка, являющаяся воплощением Пятого элемента, способного остановить абсолютное зло.
Такие короткие описания позволяют завладеть вниманием редактора и побудить его прочитать несколько страниц романа.
Роман не должен начинаться банально. Больше половины произведений начинаются одинаково – кто-то позвонил в дверь, зазвенел будильник, сработала сигнализация и др. Помните, что редакторы оперируют законом Старджона (90 процентов чего угодно – ерунда), поэтому встретив клише в первом предложении первой страницы, будут готовы отказать.
Преимущественно редактор читает две три страницы и принимает решение.
Посылая материал на предмет издания в сопроводительном письме не стоит писать, что это произведение принесет всем коммерческий успех или такого еще никто не писал, а уж тем более не нужно сравнивать свое творчество с творчеством известных писателей (я пишу, как Достоевский). Такие письма воспринимаются атакующими.
Что может насторожить редактора?
Редактора может насторожить новый жанр (мистический детектив, эротическое фэнтези и др.). Будет лучше, если для своего произведения вы выберите известный жанр (мистика, детектив, фэнтези, любовный роман).
Издатели не любят книги из 15 томов. Книгу стоит продолжать, если читатель прочитал первый том и просит второй.
Редактора может насторожить юмористическая проза, ведь юмор остается жанром сложным – то, что смешно одним, не смешно другим.
А еще ужасы и мистика – они не прижились в России, ситуацию хочется исправить, но пока она не исправлена (в отечественной литературе нет Стивенов Кингов). Поэтому мистика и ужасы могут насторожить редактора.
Кстати, о Стивене Кинге – в произведениях начинающих писателей часто копируются его приемы. Избегайте производные Стивена Кинга.
Место действия лучше оставить русским, если, конечно, у вас нет достаточных оснований описывать американскую глубинку. Если такие основания есть (а в 90% их нет), то докажите это редактору. А еще от русского писателя читатель ожидает Иванов и Маш, а не Джеков и Оливий.
Часто авторы присылают хорошие произведения, но в них масса ученических ошибок, огрехи в построении композиции, много лишнего. Сократите произведение, если это возможно: предложение до одного слова, абзац до одного предложения. Так текст будет энергичнее.
Если вы планируете издать книгу и хотите узнать условия, то ответьте на это письмо либо пришлите промокод «mai» на почту projects@bookbox.center
Официальный сайт издательства https://bookbox.center
Не забудьте пройти регистрацию на нашей платформе https://bookbox.center/profile/registration/ Здесь вы сможете конвертировать произведение в pdf-книгу, сгенерировать личный логотип, выгружать произведения, получать лайки и комментарии, сформировать личный интернет-магазин, а проявляя активность, вы заработаете деньги, которые сможете потратить на личное продвижение.
Инструмент для писателей
Здравствуйте, меня зовут Артём Кочеровский, я писатель, который создал StoryHub — web-приложение (сайт), помогающее строить сюжеты и писать книги. Моей целью было создать приложение, которое идеально подойдет лично под мои нужды, но, как оказалось на практике, приложение пришлось по душе и другим авторам.
На данный момент в StoryHub зарегистрировалось более 300 писателей, и пока что я получаю только положительные отзывы о работе с приложением.
Забегая вперёд, хочу сказать, что StoryHub — это не какой-то примитивный генератор текста. StoryHub — это личный литературный ассистент автора, который поможет соединить все абстракции истории: от идеи до конечного текста. История в StoryHub состоит из таких объектов, как: идея, сюжетные линии, акты, главы, сцены, фрагменты сцен, текста. Автор выступает в роли архитектора, который создаёт крепкий и продуманный сюжет в паре с ИИ-ассистентом (или без него), чтобы на основе этого сюжета написать отличную историю.
Если приложение вас заинтересовало, приглашаю попробовать https://storyhub.art/ и убедиться в его возможностях. Чтобы быстро ознакомиться с возможностями и понять, что из себя представляет приложение, можете посмотреть короткое видео: https://youtu.be/1I4DO0d7emA (или здесь, если не работает youtube
Также у нас есть небольшое, но растущее сообщество в Telegram: https://t.me/storyhub_art
Работать в приложении нужно с большого экрана (монитор, планшет), с телефона будет очень неудобно.
Извините за беспокойство, если что
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Здравствуйте, Артём Кочеровский, благодарю Вас за информацию! Внимательно его изучу, также вступлю в сообщество в Telegram!
С уважением, автор политического детектива и эзотерического трактата, который будет номинирован на соискание Нобелевской премии по литературе 2025 года, Русский Фауст. Миссия в Берлине (Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом) Николае Карпати
https://stroki.mts.ru
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПИСАТЕЛЯМ
«Я вообще-то человек творческий. Книги пишу, а этим вашим маркетингом и продвижением заниматься не хочу». Понимаем, понимаем. Даже подготовили несколько вредных советов, которые помогут вам зарыть свой писательский бренд в землю и забыть о литературном успехе.
Никогда, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не заводите писательский блог
Все, кому будет нужно, и так про вас всё узнают. А не узнают — значит, просто не ваши люди.
Если всё-таки завели блог, пишите в нём только о своей книге
Выкладывайте как можно больше версий синопсисов — и ни слова о себе и своей жизни.
Никогда не делитесь с подписчиками ничем полезным или интересным
Вы, в конце концов, потратили 150 часов, чтобы найти этот метод проработки характера героя. Так пусть это знание умрёт с вами!
Ни за что не ходите учиться
Всем известно, что истинная гениальность спускается с небес и уровень мастерства никак не связан с количеством времени, которое вы вложили в собственное развитие. Знания каких-то там успешных писателей — всего лишь частное мнение, очень рады за них. Все давно в курсе: творческой профессии научиться невозможно!
Если эти советы вам не подходят, ждём на курсе «Продвижение для писателя: формируем личный бренд в сети и в жизни». Это авторский курс писателя (цикл «Медиаторы»), автора подкаста «Кочан капусты за авторский лист» и блогера Дарьи Буданцевой. Дарья расскажет, как писателю заявить себе, успешно вести блог, найти издателя и даже сформировать своё комьюнити. Курс стартует 13 мая, сейчас активна скидка 20%!
Вы научитесь:
Нюансам создания и продвижения авторских блогов за 9 модулей.
Рассказывать о своём творчестве и продвигать книги и проекты.
Строить отношения с издателем.
А главное, вести блог так, чтобы это было интересно и полезно и вам, и читателям.
На тарифе «Профи» сможете поработать с Юлией Фим — автором 5 книг. Она получала награды писательской школы ЭКСМО («Черный список», 2020) и ЛитРес (лонг-лист «Электронная буква», 2022). Ментор писателей. Автор подкаста «Поговорим о наболевшем». От Юлии вы получите рецензии на все домашние задания, а также сможете задать ей вопросы на консультации.
Ждём всех, кто хочет литературного успеха! Старт 13 мая!
До встречи! Ваш BAND
Продвижение для писателя:Авторский курс писательницы и редактора Дарьи Буданцевой
Записаться, стартуем 13 мая
О курсе: Создавать контент, привлекающий подписчиков
Вести блог легко и безболезненно
Привлекать свою аудиторию авторскими форматами
Использовать идею и концепцию истории для продвижения книги
Как писателю транслировать свой образ и правильно себя позиционировать
Как создать своё сообщество и кого туда стоит пригласить
Этот курс для тебя, если ты хочешь:превратить писательство из хобби в профессию
начать зарабатывать своим творчеством
раскрутить небольшой блог, выполнив 8 простых шагов
наладить контакты с издательствами
разобраться в продвижении на книжном рынке
найти своего читателя и сформировать свое сообщество
Новые книги выходят каждый день, но только некоторые из них становятся хитами.
На курсе узнаешь ответ на главный вопрос «Зачем вообще нужно продвигать себя и свое творчество? Разве настоящий писатель не найдёт своего читателя сам?».
А ещё обсудим, как писателю транслировать свой образ и как себя позиционировать? Предметно разберёмся со всеми видами
продвижения.
Обязательно поговорим, как вести блог без выгорания и создать свое поддерживающее коммьюнити.Узнаете все нюансы создания и продвижения авторских блогов за 9 модулей
Научитесь рассказывать о своем творчестве и продвигать книги и проекты
Поймете, как грамотно выстраивать взаимоотношения с издательством для того, чтобы вас опубликовали
Преодолеете страх, стеснение и комплекс самозванца
Научитесь вести блог так, чтобы это было интересно и вам и читателям
Дарья Буданцева
Писательница, редактор, преподаватель Band
Писательница и блогерка, занимается литературным активизмом и рассказывает про издательское дело, продвижение авторов и «жизнь после рукописи» в своём подкасте «Кочан капусты за авторский лист». Ведёт блоги и на других платформах, в том числе телеграм-канал «Изнанка Дарьи Буданцевой» (3к подписчиков). В 2020 начала вести писательский канал в ТикТоке (35к подписчиков). Автор городского фэнтези «Медиаторы» (Полынь, 2023).
В своём подкасте «Кочан капусты за авторский лист» делится информацией по продвижению авторов, берёт интервью у писателей и редакторов.
Юлия Фим
Писательница, ментор и куратор творческих объединений
Одна из немногих авторов России с литературным агентом. Автор 4 книг, получала награды писательской школы ЭКСМО («Чёрный список», 2020) и ЛитРес (лонг-лист «Электронная буква», 2022).
В 2023 выпустила в NoSugar Books, АСТ две книги серии «Возрождение Тёмной» (подняла суммарно тираж с 2000 до 9000 экземпляров). Создательница авторского курса «Твой книжный PR-ассистент», ментор четырёх авторов, все четверо достигли значимых результатов (издание книги, пройденные питчинги в школе Band и бюро «Литагенты существуют»). Организатор ежегодного марафона NaNoWriMo в Телеграм. Ведущая канала «Писательские Топи» и подкаста «Поговорим о наболевшем», а также менеджер канала «Будь автором».
Обратная сторона творчества: это сладкое слово — «роялти»
А не спеть ли нам песню о любви?
А не выдумать ли новый жанр?
Попопсовей мотив и стихи.
И всю жизнь получать гонорар.
Знаете, что эта песня «Чижа & Co» — об авторском праве? То есть, разумеется, о служении муз, которое не терпит суеты; о соотношении высокого и низкого в творчестве; о намеренном опошлении своего дара ради того, чтобы польстить вкусам обывателей; о том, что устоявшееся мнение «художник должен быть голодным» не мешает прочим устраиваться в жизни с наибольшим комфортом. Но, и это важно, также о том, что позволяет людям творчества, которым повезло придумать, сочинить, написать то, что станет по-настоящему популярным, — не голодать, защищая их интеллектуальную собственность. Трудно представить, какие отчисления всякий рождественский сезон получают наследники Джеймса Лорда Пьерпонта, который написал в 1857 году Jingle Bells, что звучит весь декабрь из каждого утюга. Не надо и пытаться представлять, потому что никаких. С момента написания композиции, к слову, сочинённой не к Рождеству, а ко Дню Благодарения, прошло достаточно времени, чтобы она стала общественным достоянием.
Переход в общественное достояние, дающий право использовать интеллектуальную собственность без авторских отчислений, — это отдельная, интересная и обширная тема. Законы, регулирующие переход, различаются в разных странах. Американское законодательство, например, делает всеобщим созданное 75 лет назад, таким образом, 1 января 2025 года в общественное достояние перешли сочинения 1929 года. Российское — сложнее и предусматривает несколько вариантов: в основном с опорой на годы жизни автора + 70 лет. Но: годы жизни + 74 года для тех, кто работал или воевал в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Если автор подвергался репрессиям, то срок защиты отсчитывается с даты посмертной реабилитации автора + 70 лет (или 74 года).
Как видите, нашим законодательством автор защищён лучше — по крайней мере, на более долгий срок. Люди в основном не умирают, опубликовав шедевр. Хотя есть исключение: принятый в конце прошлого года Федеральный закон, гласит, что произведения, прославляющие подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, допускается исполнять, транслировать, включать в другие объекты в любом объеме без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Это важный момент, о котором нелишне знать. Я, например, очень люблю «Облачный полк» Веркина, считаю лучшей книгой последних десятилетий о Великой Отечественной, и мне немного грустно, что Эдуард Николаевич лишится роялти с публикаций этой книги.
А на что распространяется авторское право? На произведения литературы, науки или искусства, ставшие результатом творческой деятельности. В последние десятилетия к традиционным видам добавились еще программное обеспечение и базы данных. Обозначается всем знакомым значком копира;йт (англ. copyright, от «копировать» и «право»). А чьи интересы защищает? Удивитесь, но вовсе не только того товарища из песенки, который мечтает всю жизнь получать гонорар. То есть, да, первоначальным субъектом является физическое лицо, творец, создатель. Однако также ими могут быть:
- различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;
- работодатели: если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
- заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
- наследники автора или иного обладателя авторского права.
Вспоминается случай из романа Габриэль Зевин «Завтра, завтра, завтра» (заглавием которого, между прочим, стала цитата из Шекспировского «Макбета» , но Шекспир уж точно принадлежит человечеству). Так вот, там один парень сделал отличное, коммерчески успешное приложение, которое продал за большие деньги, и был неприятно удивлен, когда корпорация, на которую он работал во время написания, заявила права на программу. На том основании, что он пользовался принадлежащим ей оборудованием, хотя бы и в нерабочее время. Судите сами, сколько у одиночки шансов против крючкотворства корпоративных юристов. Так что, в мире авторского права всё очень непросто.
Сообщить миру о принадлежащем вам исключительном праве на произведение можно посредством знака охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: , латинской буквы «C» в окружности, вашего имени, года первого опубликования произведения. Например: Потапов И. И., 2025. И все права защищены! Не все знают, но авторское право распространяется даже на устные высказывания в публичном произнесении. Ещё один момент, на который я хотела бы обратить внимание лайвлибовцев, которые украшают рецензии цитатами: без согласия автора и без отчислений можно использовать отрывки произведений в качестве иллюстраций в объеме, оправданном поставленной целью.
А теперь, когда вы знаете, как защитить своё право и не нарушить чужое, совсем немного об истории. Средневековым предшественником авторского права были «привилегии», которые выдавались монархом лично автору, хотя за ними обращались нечасто. Люди науки и искусства тогда были убеждены, что они лишь проводники божественного откровения. Однако уже в 1710 году в Англии был принят Статут королевы Анны, защищавший права авторов книг, карт и чертежей.
1853 год. Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевёл её книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод — это не просто копирование.
1987 год. Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.
1993 год. Первый процесс о нарушении прав копирайта в Интернете. Журнал Playboy засудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нём отсканированные фотографии девушек из журнала.
Это были выборочные вехи международного авторского права, а вот о России: 1771 год. В Петербурге выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Как видите, цензура всегда шла рука об руку с творчеством. 1830 год. Издан закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности, определены понятия контрафактности и предполагалась ответственность за неё. 1845 год. Принят закон относительно авторских прав композиторов. 1846 год. Авторскими правами наделены художники и архитекторы. 2004 год. Введены нормы правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях.
Те, кто дочитал до конца, знают об авторском праве не всё, но точно больше, чем до начала чтения, и сумеют в случае надобности защитить свое творчество.
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская
Свидетельство о публикации №225050400032