Ленинградское Санкт-Петербургское метро - музей мо

   Ленинградское (Санкт-Петербургское) метро -  музей мозаик

   В этом году в ноябре, накануне Октябрьских празднеств исполниться семьдесят лет открытия первой линии Ленинградского МЕТРО. Именно Ленинградского  и Метро с большой букву. Не метрополитен, а метро, ведь никто дома и в разговоре не станет называть этот аристократично-демократический вид транспорта - метрополитен, несколько напыщенно и сложнопроизносимо, но более весомо и уважительно.  Только что закончилась война, а строящееся депо и станция Автово  находились  всего в паре километров от линии фронта.   
     Но счастье победы и вера в возведение пути в светлое будущее было так велико, что ни послевоенная разруха, ни полуголодное существование, ни теснота и трудности проживания в коммуналках не остановили и не помешали, а наоборот как бы стремление к уходу от прошлого, вдохновляли ленинградцев создавать шедевральные по инженерии, красоте и уникальности комплексы метрополитена, 
     Здесь главной темой, смысловой нагрузкой убранства метро являлось прославление своей страны. Эти станции-монументы, где каждый камень хранит память о войне и надеждах на мир, сегодня — не просто транспортные узлы. Они продолжают выполнять свою главную миссию: напоминать, что красота, рождённая в огне, способна пережить любые эпохи.
     Мы жители великого города привыкли воспринимать наш метрополитен как практичный, удобный и аристократично демократический (как это  не сложносовмещаемые понятия и звучания) комфортный способ передвижения, между тем как большое количество станций представляет огромный интерес для ценителей монументального искусства. Поэтому мне хотелось – раскрыть художественную ценность и историческое значение станций метро, показать их связь с культурными традициями и роль в формировании облика города. Архитектурные, конструкторские и декоративные решения каждой станции подчинены единой концепции, создавая гармоничное сочетание инженерной мысли и художественного замысла. Петербургский метрополитен, один из самых глубоких и эстетически богатых в мире, демонстрирует, как подземная среда может органично сочетать современные технологии с сохранением художественного наследия и принципами ансамблевости, превращаясь в уникальное культурное достояние.
    Важно отметить, что  большинство и каждая мозаика на петербургских станциях метрополитена не только является украшением, но и несет в себе исторический и культурный контекст. Благодаря особенностям и традициям, которые были заложены в процессе проектирования и реализации, мозаики становятся своеобразными маркерами времени. Многие из них рассказывают о важных событиях или личностях, связанных с историей города. Это обогащает и углубляет понимание культурного наследия не только для местных жителей, но и для туристов, которые стремятся узнать больше о Санкт-Петербурге.
    Значение художественного оформления станций метрополитена можно проследить через призму их влияния на облик города в целом. Метро способствует созданию уникальной городской атмосферы, где каждый элемент, начиная с архитектурного замысла и заканчивая декоративными деталями, призван вызывать эмоции и эстетику. Таким образом, исследование мозаичного искусства в петербургском метрополитене позволяет не только раскрыть многообразие и красоту этих произведений, но и осознать их важное значение, в историческом и культурном контексте.                Каждый из этих шедевров — это результат совместных усилий художников, архитекторов и инженеров, которые, соединяя свои таланты и знания, создают выдающиеся произведения искусства, обогащающие городской ландшафт и заметно влияющие на повседневную жизнь нас с Вами и гостей Санкт-Петербурга.
     Мы так привыкли к метрополитену, что даже не замечаем красоты его организации, продуманности. На мозаики бросаем взгляд и спешим дальше по своим делам. Редко, а то и никогда не подходим к панно, что бы полюбоваться  торжеством художественного исполнения. Монументальное искусство, в частности мозаика, призвано создать впечатление прочности и надежности используемых конструкций. Ее эстетическая привлекательность отвлекает на себя внимание и задает настроение.
     Весна 1947 года стала поворотным моментом в истории советской архитектуры. Объявленный всесоюзный конкурс на проекты первых станций ленинградского метро был не просто инженерным вызовом — это был идеологический манифест. Страна, пережившая чудовищные потери войны, демонстрировала миру свою несокрушимость. Техническое задание гласило: отделка станций должна выполняться из материалов, «рассчитанных на века» — гранита, мрамора, порфира, смальты. Это требование отражало дух эпохи: метро становилось символом вечности, материальным воплощением лозунга «Победа на века».
     Если московское метро 1930-х блистало пестрым купеческим многоцветием яшмы, лазурита и родонита, от которого у большинства увидевших его впервые дух захватывало и вырывалось восклицание: Так вот - Ты какое подмосковье! Имея конечно в виду подземное технико-художественное разнообразие всего вместе и каждой станции отдельно.
     И это восхищение имело продолжение у иностранцев по возвращении сравнивать московское  метро-чудо с их ресторанами, называя наши рестораны при этом похожими на их метро (полутемное, мрачное и не очень прибранное, могу сравнивать с метро в Риме).
     Ленинградская же подземка выбрала иной путь. Архитекторы сознательно ограничили палитру, сделав ставку на благородную сдержанность карельских гранитов, уральского мрамора и приладожских кварцитов. Такой выбор был продиктован не только экономией — серо-розовые тона ассоциировались с невскими гранитами, становясь метафорой «каменного» характера города, выстоявшего в блокаду. При строительстве метро использованы разнообразные по декоративным свойствам и происхождению горные породы. Недаром говорят, что метрополитен – это музей декоративнооблицовочных камней, хорошее наглядное пособие к учебникам минералогии, петрографии, литологии и палеонтологии. Уникальные мозаичные шедевры украшают интерьеры огромного количества станций метрополитена Санкт-Петербурга. Из первых восьми станций на четырех были мозаичные панно (Автово, Нарвская, Балтийская, Владимирская), И это позже проигрывая в  архитектурном оформлении павильонов, рождались мозаичные шедевры (Пл. Александра Невского, Звенигородской, Адмиралтейской, Комендантского проспекта и др.).
     Для меня началось с того, что я хотел рассказать о  станции Автово и назвать это как мозаичная кантата Победе
    В канун восьмидесятилетия Победы хочется привести наглядный пример изображения величия Победы на одной из станций ленинградского метро.

     Оформление станции «Автово» посвящено теме «Передний край обороны Ленинграда во время Великой Отечественной войны».
     Торцевую стену центрального подземного зала украшает яркое красочное мозаичное панно «Победа» с изображением женщины с младенцем. За спиной у женщины на золотистом фоне алым огнем пылают красные знамена, спускаются ленты наградных знаков, у самых ног – зеленая лента медали «За оборону Ленинграда». Сверху развевается лента с надписью «Миру – Мир», внизу – лента с несколько измененной знаменитой фразой В.М.Молотова, впервые прозвучавшей по радио в 12 часов дня 22 июня 1941 года: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Текст на ленте выглядит так: «Наше дело правое. Мы победили». В нижних углах панно изображены щиты с памятными датами «1941», «1945». Для изготовления панно взяли великолепную, еще довоенную и даже дореволюционную смальту с богатейшим выбором тонов.      Появление этого панно сопровождали определенные трудности. Некоторые чиновники нашли в нем сходство с Мадонной Рафаэля. Пришлось долго доказывать, что это Мать – Родина, а вовсе не Богоматерь. Мозаику отстояли, хотя для этого на ногах женщины появились римские сандалии, а ребенка «усадили» на плечи матери. Впрочем, чиновники оказались правы, станция «Автово» очень напоминает греческий или римский храм, где есть своя алтарная часть – торжественно оформленная торцевая стена. И фигура в панно «Победа» имеет сходство с изображением Божией матери, а мечи на путевых стенах очень напоминают кресты. ( Вообще все это похоже на алтарь, тем более, что торцевая стена станции ориентирована почти точно на восток. Говорят, ленинградские бабушки даже крестились на нее)
     Восемь станций петербургского метро признаны объектами культурного наследия, что подчеркивает их историческую и художественную ценность. Рекомендации по расширению охранных зон на материалы отделки свидетельствуют о том, что мозаика – это не просто искусство прошлого, но и живое наследие, которое требует бережного сохранения. Подземный город обращается к знакомому нам языку архитектуры, где человек живет, движется и будто забывает, что он под землей. И сегодня ведущим направлением декоративного оформления петербургского   метрополитена, как и более полувека назад, остается синтез живописи, скульптуры и архитектуры метро — как средство выражения идейно художественного настроения поколения и его культурного кода.
    Каждый день, проезжая в метро, мы попадаем в музей достижений человеческих воли и духа, музей технических открытий и исторических аллюзий и… музей мозаик.


Рецензии
Хорошо написано.
Да, можно сократить.
Но ценности материала это не уменьшает.
Благодарю Вас!
С Автово ездим к себе в Сланцы

Мост Будущее   05.06.2025 22:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.