Хокулеа Путь до Таити. Гл. 19. Погодный руль
ПОГОДНЫЙ РУЛЬ
7 мая – Шестой день пути.
Вчера ночью порывы ветра в 25 узлов сделали почти невозможным удержание каноэ на курсе. Иногда требовалось больше одного вахтенного, чтобы держать рулевое весло достаточно глубоко в воде и каноэ против ветра. Дизайн «Хокуле'а» позволяет ей небольшой погодный руль – естественную тенденцию захода в ветер, которому нужно противодействовать рулевым веслом, чтобы держать курс прямо против ветра. В последние сутки погодный руль становился всё свирепее; прошлой ночью всем нам троим вместе не раз пришлось бороться с 18-футовым рулевым веслом.
Как только мы теряли контроль, нос немедленно заворачивал по ветру. И поскольку угол парусов по отношению к ветру становился слишком острым, паруса опадали и начинали хаотично хлопать полотнищами, каноэ замедляло ход, а затем полностью замирало на воде. Чтобы привести каноэ снова в движение, всем вахтенным пришлось грести, чтобы повернуть корму и обеспечить задувание фок-паруса. При этих вынужденных манёврах, тяжело отражающихся на парусах и гиках, мы теряем ценные мили продвижения на восток.
Сегодня утром Дуглас «Дюки» Куахулу был особенно озабочен усилением погодного руля и тем, как наши жёсткие действия могли отразиться на рулевом оснащении, которым он так гордился.
В первом плавании «Хокуле'и» мы старались контролировать её с помощью вёсел, держа их перпендикулярно к корпусу таким же манером, как это делают на аутригерах. Это работало превосходно при малых ветрах. Но в тяжёлых погодных условиях напряжение, возникающее при удержании большого каноэ против ветра, ломало вёсла одно за другим, а волны имели мерзкую привычку выбивать весло из рук рулевого. На моём первом каноэ «Налехиа» рулевое весло было закреплено на палубе (согласно старинным рисункам), но наши молодые и гордые вотэрмэны, плавающие на «Хокуле'е», порешили, что такая поддержка слишком неудобна и продолжали бороться сo свободными рулевыми вёслами, получая за это травмы пальцев и головы от болтающихся рукояток вёсел.
Ситуацию изменил пузатый, седовласый Дюки, пожилой «пляжный капитан», зарабатывающий себе на жизнь вождением туристических каное на пляже Вайкики. Очевидно, нисколько не беспокоясь о своём мускулистом имидже рулевого, Дюки вмешался в работу после инцидента с затоплением и разработал наше нынешнее оснащение, которое состоит из длинного рулевого весла, свободно привязанного к поперечной балке между кормовой палубой и левым корпусом, так чтобы им можно было легко оперировать, но невозможно упустить. (Так происходит при левом галсе. При правом галсе весло крепится на палубе, а в действие вступает весло правого борта.)
При свете дня мы смогли разглядеть, что напряжение сделало с рулевым оснащением. Валёк весла, сделанного из ствола молодого железного дерева, имел опасное искривление. Дерево в месте, где весло привязано к балке для фиксированной точки опоры, начало расщепляться.
Пока Дюки латал повреждения, мы начали осматривать каноэ в поисках того, что могло так сильно отклонить рулевое управление. Должно быть, баланс между парусами и корпусами каким-то образом был нарушен. Проектировать каноэ с малым погодным рулём – значит разместить паруса таким образом, чтобы геометрический центр силы ветра, ударяющего в них, был слегка позади центра сопротивления корпусов дрейфу, вызванному ударом ветра. За последние сутки, рассуждали мы, эти две точки сильно разошлись – либо по причине смещения назад парусов, либо из-за изменения распределения веса, что привело к большему погружению в воду носовой части и подъёму кормы. Вот почему нам пришлось погружать рулевое весло (которое работает по совершенно иному принципу, чем руль) так глубоко в воду – чтобы изменить подводный профиль корпусов, перенеся центр их сопротивления назад, и тем самым привести в порядок силы, действующие на паруса и корпуса.
Чтобы исправить ситуацию, мы попытались сначала перенести мешки с провизией и другие вещи назад, чтобы облегчить нос и понизить корму. Затем мы попытались подвинуть вперёд мачты. Это немного помогло, но недостаточно, чтобы снять все рулевые проблемы тяжелых погодных условий. Наконец Дэйв Лайман догадался о реальной причине тяжёлого погодного руля: скапливающаяся в носовых отсеках вода утяжеляла нос, изменяя подводный профиль корпусов и заставляя их разворачиваться под ветром.
Как только Лайман это понял, он с товарищем по вахте взяли коловорот и долото, пошли на нос и просверлили фанерные переборки, отделяющие носовые отсеки от кормовых (в которые, в отличие от закрытых носовых, можно было попадать через люки). Просверлив отверстия, они выпустили воду сначала из одного корпуса, потом из другого. Очевидно, морская вода медленно просачивалась в носовые отсеки через места, где проходили связывающие переборки верёвки, и скапливалась там, когда маленькие дренажные отверстия у нижнего основания переборок замусорились.
Теперь, когда носовые отсеки осушены и вода вычерпана, облегчённая носовая часть идёт поверху набегающих волн, не зарываясь в них. При приведении всего в надлежащий баланс рулевое управление каноэ по курсу одним человеком снова стало приятным.
Свидетельство о публикации №225050400353