На Урал было отправлено 500 эшелонов
промышленных предприятий...
Друзья!
Из Сети
"Серовский бронепоезд «А.К. Серов»
Железнодорожники Надеждинского (ныне – Серовского) отделения
Свердловской железной дороги, получившие в конце 1941 года
ответственное поручение построить бронепоезд для фронта, внесли свой
вклад в Великую Победу.
Под руководством начальника технического отдела паровозного депо
Геннадия Лаврентьевича Целева, для достижения поставленной цели в
кратчайшие сроки были объединены усилия железнодорожников и
металлургов.
Броня, подготовленная металлургами, была тотчас «одета» на стандартный
паровоз серии «ОВ» работниками паровозного и вагонного депо ст.
Надеждинский завод. Также были обустроены шесть бронеплощадок.
Полностью готовый к установке военной техники, готовый бронепоезд,
после митинга на ст. Надеждинский завод, названный «А.К. Серов», в конце
марта 1942 года вышел из ворот депо и был направлен в г. Пермь на
вооружение.
Уже в апреле 1942 года бронепоезд «А.К. Серов» громил захватчиков на
фронте. Патриотический порыв, борьба с «фашистской чумой», стремление
защитить Родину – то, что двигало железнодорожниками в ходе
строительства боевой машины.
Дисциплинированность, инициативность, находчивость – отличительные
качества железнодорожников Серовского узла и по сей день".https://vk.com/proserov
...Други!
Подробнее.
"Серов достоин называться Городом трудовой доблести.
Напомним, это звание присваивается
городу Российской Федерации, жители
которого внесли значительный вклад в
достижение Победы в Великой
Отечественной войне, обеспечив
бесперебойное производство военной и
гражданской продукции на
промышленных предприятиях и проявив
при этом массовый трудовой героизм и
самоотверженность.
Разветвленная сеть железных дорог,
удаленность от боевых действий, сочетание
природных ресурсов и человеческих
резервов, наличие горнорудной и
экономической базы позволили
переправить именно на Урал и уберечь от
гитлеровского захвата промышленные
предприятия юга страны, потеря которых в
первые дни войны ставила под угрозу всю
нашу оборонную индустрию. Это
металлургические и машиностроительные
заводы Донецка и Донецкой области,
Запорожья, Харькова. Эвакуированы были
и ведущие вузы Москвы и Ленинграда
вместе с учеными и специалистами. На
Урал отправлено 500 эшелонов (!) с
оборудованием и оснащением
промышленных предприятий, которые были
внедрены в местное производство.
Уже 25 июня 1941 года руководством
страны было принято решение о том, что
Урал станет центром производства
спецстали и танкостроения. С этого
времени все уральские заводы работали
только на оборону страны.
Железная дорога была переведена на
военный режим. Резко возрос объем
грузовых и пассажирских перевозок. В
серовском отделении железной дороги в
1942 году количество перевозок в
Богословском направлении составляло 18
пар поездов, в 1944-ом – 31; в
Верхотурском направлении в 1942 году
было 9 пар поездов, в 1944-ом – 16.
Увеличился и средний вес поезда с 700
тонн до 1300. Металлургический завод
работал на полную мощность, одного
металла грузили более ста вагонов,
выгружали до пятисот вагонов входящего
сырья в сутки. К слову, это в 10 раз больше
по сравнению с сегодняшним днем. Кроме
того, через Серовское отделение
осуществлялись перевозки топлива, леса,
марганца, бокситов для всей
промышленности Свердловской области.
Город Серов в 1941-1942 годах принял и
разместил семь эвакуированных заводов.
Оборудование хранилось под крышами в
цехах заводов, на подъездных путях,
складах, открытых площадках. Также
поступало оборудование для аглофабрики
метзавода, монтажные работы которой
начались в 1943 году. Каждые десять дней
Народный комиссариат черной металлургии
(НКЧМ) требовал отчета о прибывающих
эвакогрузе, людях, подвижном составе. На
15.11.1941 г. эвакуированных в Серов было
1 995 человек, в том числе 171 – из Москвы.
Вместе с эвакуированными заводами с
прифронтовой полосы уже в апреле 1942
года прибыло более 5 600 человек.
Кроме того, необходимо было не только
принять, разместить и сохранить
эвакуированное оборудование, но и по
особому распоряжению отревизировать и
переотправить на срочные стройки. К
примеру, в декабре 1942 года по заявке
НКЧМ нужно было сформировать и
отправить составы с прибывшим и
хранящимся оборудованием на заводы
Тагила, Магнитогорска, Кушвы, Башкирии,
Кирова, Челябинска, Златоуста,
Первоуральска, Перми. В ноябре 1941 года
была запущена сортировочная станция
Надеждинск-Сортировочный для
формирования и расформирования
тяжеловесных грузовых поездов.
До этого вся основная поездная и
грузовая работа была сосредоточена на
станциях Завод и Надеждинский завод
(старый и новый вокзалы). На
малочисленных приемоотправочных и
сортировочных путях принимались и
формировались составы. Не хватало
людей, составительских и кондукторских
бригад. Начальники станций осуществляли
поездную и маневровую работу, были
дежурными стрелочных постов. Труженики
паровозного депо Серовского отделения
железной дороги, которое находилось на
территории металлургического завода,
широко культивировали работу по ремонту
тяги и вагонов силами локомотивных бригад
без захода на внеплановый ремонт, т.е. на
рабочем ходу без сна и отдыха, а свободное
время отводили строительству военной
техники – бронепоезда. Бронепоезд –
конструкция, ушедшая в небытие, но в
военное время снова оказавшаяся
востребованной. В Серове
железнодорожники вместе с металлургами
уже в марте 1942-го «одетый» в броню
паровоз, названный в честь А. К. Серова,
отправили в Пермь для технического
оснащения, а затем – на фронт. Собирали
бронепоезд в кузнечно-механическом цехе
металлургического завода, там же
обеспечивали броней и конструкциями.
Оборудованием вагонов и паровоза
занимались работники железнодорожного
транспорта. Строители бронепоезда не
выходили из цеха по 30-40 часов, выполняя
и основную свою работу: ни одного болта не
было истребовано от государства.
Более 47 пар поездов в сутки отправляло и
принимало серовское отделение
Свердловской железной дороги в годы
Великой Отечественной войны. Сегодня это
даже представить себе невозможно! Какой
организованностью и точностью, мужеством
и силой воли, взаимовыручкой и
колоссальной выдержкой надо было
обладать работникам отделения железной
дороги , чтобы справиться с таким объемом
работы. Нельзя забывать, что до войны не
было даже предпосылок для соответствия
нуждам военного времени. Все пришлось
переоборудовать и приспосабливать к
новым условиям буквально «на ходу». Да и
сейчас это могут оценить только работники
железнодорожного транспорта. За
титанический труд в годы Великой
Отечественной войны серовское отделение
(6 отделение) Свердловской железной
дороги было награждено переходящим
Красным Знаменем Народного
Комиссариата путей сообщения, а в 1945
году – Красным Знаменем Государственного
Комитета Обороны, переданным на вечное
хранение. Достойная награда героям-
железнодорожникам, самоотверженно
работавшим в тылу на благо общего дела
Победы – еще один героический штрих в
истории города Серова, достойного звания
«Город трудовой доблести».
https://serov.bezformata.com/
...Мои отец и мать Назаровы Поликарп Фёдорович и Ольга Петровна в 1941-1945 годах работали железнодорожниками на станции Дровяное (в 15 километрах южнее от города Серова).Через эту ж.д.станцию круглосуточно,без выходных и праздников, шли поезда по ветке Североуральск- Серов- Нижний Тагил- Свердловск. И далее на запад, на фронты ВОВ, отравлялись высокачствененная серовская сталь, уголь, бокситы, лес и многое другое.
Эти оба скромных труженика тыла награждены были почётными грамотами и медоалями. В голы войны они родили и воспитали двоих сыновей, Владимира и Леонида.
Я же сам- ровесник огненной Курской дуги!
В.Н.
**********
1.Наш паровоз, вперед
лети!
4 ноября 1941 года завершилось строительство новой станции
Надеждинск-Сортировочный. Места специалистов, ушедших на фронт,
заняли женщины и подростки. Женщины работали
стрелочницами, кочегарами.
24 марта 1942 года состоялся общегородской митинг в связи с
передачей в действующую Красную Армию бронепоезда им. А. К.
Серова. Начальник Надеждинского отделения железной дороги
тов. Канделинский зачитал текст письма боевому экипажу
бронепоезда: «Пусть наш бронепоезд, сделанный руками
серовских железнодорожников и металлургов, будет местью за
разрушенные города и села, за замученных детей, женщин,
стариков, за все злодеяния, чинимые гитлеровскими бандитами».
«Одетый» в броню паровоз, названный в честь А. К. Серова,
отправили в Пермь для технического оснащения, а затем – на
фронт. Собирали бронепоезд в кузнечно-механическом цехе
металлургического завода, там же обеспечивали броней и
конструкциями. Оборудованием вагонов и паровоза занимались
труженики паровозного депо Серовского отделения железной
дороги. Строители бронепоезда не выходили из цеха по 30-40
часов, выполняя и основную свою работу.
Железная дорога была переведена на военный режим. Резко
возрос объем грузовых и пассажирских перевозок. Через
серовское отделение осуществлялись перевозки топлива, леса,
марганца, бокситов для всей промышленности Свердловской
области.
Более 47 пар поездов в сутки отправляло и принимало серовское
отделение Свердловской железной дороги в годы Великой
Отечественной войны. За титанический труд в военное время было
награждено переходящим Красным Знаменем Народного
Комиссариата путей сообщения, а в 1945 году – переданным на
вечное хранение Красным Знаменем Государственного комитета
обороны.
В мае 1995 года в сквере перед зданием Дома культуры
железнодорожников открыта стела железнодорожникам –
защитникам Отечества в 1941-1945 гг. Автор проекта А. В.Григорьев.
7 мая 2005 года на территории локомотивного депо Серов-
Сортировочный открыта памятная стела «Они сражались за
Родину», на ее четырех плитах – 64 фамилии. Инициаторами
строительства и сбора средств стали председатель профкома В. Н.
Страхов и заместитель начальника депо В. П. Кашкур.
https://serov-rb.ru/
**************
2.ОТ ПОТОМКОВ – С
БЛАГОДАРНОСТЬЮ
В РЕДАКЦИОННУЮ ПОЧТУ НА ДНЯХ ПРИШЛО
ПИСЬМО ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА
ВЕТЕРАНОВ СЕРОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО УЗЛА ЛЮБОВИ
КОВЯЗИНОЙ. В НЁМ – ПРОСЬБА РАССКАЗАТЬ О
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ – ГЕРОЕ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ПОЧЁТНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКЕ, ПОЧЁТНОМ
ГРАЖДАНИНЕ ГОРОДА СЕРОВА ИВАНЕ
МИХАЙЛОВИЧЕ КРОТОВЕ, СТОЛЕТНИЙ
ЮБИЛЕЙ КОТОРОГО ОТМЕЧАЛСЯ 20 АВГУСТА
ЭТОГО ГОДА.
28.10.2020
Предыстория этого письма заслуживает отдельного
упоминания. За несколько месяцев до юбилея дочь
Ивана Михайловича, бывший инженер техотдела
вагонного депо Серов-Сортировочный Ольга Мальцева
обратилась в городскую администрацию с вопросом о
возможности разместить в памятный год мемориальную
доску на доме № 1 по улице Площадь Металлургов. Там
до самого своего ухода из жизни в 1998 году проживал
Герой Соцтруда. Однако оказалось, что из-за пандемии
коронавируса её вопрос не может решиться
положительно и тем более быстро.
Много лет назад память движенца была увековечена
скромной табличкой на старом здании бывшего
Серовского (Надеждинского) отделения Свердловской
железной дороги на улице Парковой, в котором
трудился Иван Кротов. И где познакомился со своей
будущей супругой Людмилой Алексеевной, которая там
же работала в научно-технической библиотеке. Коллеги
посоветовали Ольге Ивановне в столетний юбилей
почтить память отца рассказом о нём в прессе. Что она
и сделала. Написала скромную заметку, отправила её в
местную газету и в совет ветеранов предприятия, в
котором трудилась до выхода на заслуженный отдых. В
тексте содержалась только мизерная часть информации
о том огромном труде и заслугах, которыми может
гордиться не только династия Кротовых.
– День рождения папы 20 августа мы отметили в
семейном кругу, – рассказала Ольга Ивановна. – Пили
чай, вспоминали, каким он человеком был, как много
сделал для дороги и города. У папы с мамой нас пятеро,
и все, кроме старшего сына, выбрали
железнодорожную профессию. Папа был движенец, но
только младший сын Алексей пошёл по его стопам, а
другие устроились на работу в вагонное и
локомотивное хозяйство. Две его внучки, мои дочери,
сегодня работают в вагоноремонтной компании: Анна –
специалист по управлению персоналом, Елена –
инженер в техотделе. Конечно, всего о папе не
расскажешь – он прожил такую огромную и интересную
жизнь!
В 1937 году, после окончания средней школы, Иван
устроился списчиком вагонов на станции Верхотурье.
Сразу включился в стахановское движение. За девять
месяцев освоил смежные профессии – технического
конторщика и оператора. Начальство разглядело его
потенциал и направило в Нижний Тагил на курсы
дежурных по станции. В 1938 году он уже был дежурным
по станции Верхотурье. Парня с активной жизненной
позицией коллектив выдвинул на пост секретаря
комсомольской организации. Первую же его
инициативу – создать единую комсомольско-
молодёжную смену – поддержало руководство. Смена
Ивана Кротова стала одной из передовых на дороге, не
раз награждалась грамотами и ценными подарками
Надеждинского отделения дороги, СвЖД и Наркомата
путей сообщения СССР.
В 1942 году ушёл на фронт, но из-за нехватки
высококвалифицированных специалистов его, как и
некоторых других железнодорожников, по
постановлению Госкомитета обороны СССР отозвали в
тыл. После учёбы в Свердловске направили в Серов, на
должность поездного диспетчера Надеждинского
отделения дороги. Его добросовестный труд
неоднократно поощрялся грамотами, ценными
подарками и денежными премиями. В 1948 году его как
одного из наиболее опытных и грамотных специалистов
назначили на должность дежурного по Надеждинскому
(Серовскому) отделению Свердловской магистрали.
Эта должность была одной из ключевых в области
грузоперевозок. Промышленное освоение севера
Свердловской области в послевоенное время шло
быстрыми темпами. Росли объёмы производства, и
предприятиям требовалась быстрая подача вагонов к
фронтам погрузки. Иван Михайлович разработал
систему интенсификации среднесуточного оборота
порожних вагонов. Это был целый комплекс
технологических мероприятий, направленных на
максимально эффективное использование вагонов и
локомотивов. Увеличивались тяговые плечи,
среднесуточный пробег локомотивов. Уже не было
необходимости в предусмотренной прежним
регламентом промежуточной остановке для замены
локомотивов и бригад. Он ввёл дифференциацию
порожних составов по весу и времени хода, что сделало
возможным оптимизировать график движения. За счёт
рациональной организации формирования и вождения
тяжеловесных поездов значительно увеличилась
провозная способность отделения. Было ещё много
технологических прорывов, которые кардинально
улучшили работу. В результате внедрения
предложенных Иваном Кротовым мероприятий погрузка
по отделению возросла на 100 вагонов ежесуточно. На
одних и тех же вагонах производились по две-три
грузовые операции в сутки. Среднесуточный пробег
локомотивов увеличился с 458 до 545 км. А в смены
Ивана Кротова этот показатель достигал 630 км.
Немало материалов о Герое Соцтруда собрал местный
краевед, ветеран труда Лев Макаров, постоянно
сотрудничающий с технической библиотекой СвЖД в
Серове. Лев Николаевич рассказал, что длительные
простои электровозов по Верхотурью сокращали
пробег локомотивов до 274 км в сутки. Бригады
предложили работать без отдыха по Верхотурью и даже
без отцепки по станции Серов-Сортировочный,
организовав кольцевую езду. Первыми такой пропуск
составов осуществили диспетчеры смены дежурного по
отделению Ивана Кротова. Такой новаторский прорыв
был проанализирован и обобщён в публикации
инженера-железнодорожника Пивштейна «Полнее
использовать резервы производства (из опыта работы
И. М. Кротова)», которая стала методическим
руководством для внедрения аналогичных мероприятий
на других отделениях дороги. В августе 1959 года за
выдающиеся успехи в развитии железнодорожного
транспорта Ивану Кротову присвоено звание Героя
Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и
золотой медали «Серп и Молот». Он неоднократно
избирался депутатом Серовского городского Совета
депутатов трудящихся, членом Серовского горкома
КПСС, был заседателем народного суда, членом
пленума райкома профсоюза работников
железнодорожного транспорта. Награждён многими
медалями, в том числе «За трудовую доблесть в годы
Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг.»,
значками «Отличный движенец», «Ударник
коммунистического труда». В 1980 году ему присвоено
звание «Почётный гражданин города» за особые
заслуги в строительстве и развитии города, большую
общественную работу.
– Отец был очень волевым и целеустремлённым
человеком, – рассказывает Ольга Мальцева. – После
присвоения ему звания Героя Социалистического Труда
он, не снижая темпа, работал до 1980 года. К выходу на
пенсию в его трудовой книжке насчитывалось свыше
ста записей о различных поощрениях. Он много
общался с молодёжью, передавал свой опыт и знания
молодому поколению. У него десять внуков, которые
гордятся пройденным трудовым путём своего деда".
https://rzdtv.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
4 мая 2025 года
Свидетельство о публикации №225050400354