Выжить и выучиться-часть-1

  Выжить и выучиться-часть-1а

Пособие для родителей, дедушек и бабушек, воспитателей и наставников.

«Естественный отбор идёт миллионы лет, все слабые давно вымерли, и 95%  детей рождаются сильными, здоровыми и умными, вполне способными стать академиками.  Конечно 5% это тоже много (почти 400 миллионов от земного населения) Но не всем же быть академиками, простые инженеры тоже нужны»
«Самое  большое заблуждение родителей  – самовнушение,  что вся наша судьба прописана в генах, и мы с этим, будто бы, ничегошеньки поделать не можем»
«Эмоциональная память ребёнка регулируется традиционной дискретностью, и не сможет нормально функционировать в бесконечном разнообразии»

Часть  1.  Основы  родительской  опеки.    
 
Современная жизнь, и в частности современное образование, слишком рано отнимает детей от родителей, уповая на профессионализм официальных воспитателей и учителей.  Но,  во-первых, сам профессионализм находится под большим вопросом;  а во-вторых, если из этих спецов настоящую заинтересованность в результате имеет от силы пять процентов, то у родителей этот процент приближается к 90. Что является следствием  инстинктов любви и воспитания.  Другое дело, что правильно пользоваться этими  инстинктами может едва ли треть родителей, и это ещё с учётом расширенного понимания слова «правильно», сильно зависящего от личных родительских  знаний, убеждений и привычек.  Все это множество трудных вопросов мы и постараемся решить данной работой.

Считается, что  в современном мире самое эффективное образование выработано в  США,  Англии  и Германии, следом за ними подтягиваются Франция, Израиль, Япония, Швеция. Хотя системы образования в них сильно  различаются, но их объединяют несколько общих признаков:   а)наличие разных  программ и методик (эволюционный способ обучения); б)многоуровневые экзамены;  в)успешное освоение дуального обучающего  принципа – параллельное преподавание теории и практики.
 
Так как в дуальном обучении (STEM – в новых технологиях) сильно выражен индивидуальный подход, то оно очень затратно для государства, и применение его ограничено фирмами, заинтересованными в приобретении (выращивании) хороших специалистов. И понятно, что здесь состязаются  гарантия трудоустройства с личной свободой ученика. 

В то же время наблюдается постоянное ослабление участия родителей в воспитании и образовании  своих детей, что характерно для всех развитых стран.  И это при том, что доля свободного времени у них постоянно увеличивается, как и увеличиваются пособия по безработице. То есть, мы наблюдаем  ситуацию самого ценного родительского воспитания до трёх лет, и резкого разрыва с не менее ценным возрастом с трёх до семи. И этот разрыв преемственности воспитательных методов, очень сильно снижает заинтересованность в обучении (личное любопытство) низводя его до обычного естественного (случайного) отбора.

 Но  мы улучшим качество дуального  обучения, возложив основную обязанность на родителей (ведь они в этом заинтересованы не меньше чем фирмы)  только  расширим его смысл до  воспитания,  первичный возраст снизим до грудничкового ,  а  главным  педагогом  и  организатором процесса  обозначим родителя (родителей, прародителей, воспитателей, наставников и пр.)

В связи с этим  введём новое понятие  «Интерактивно- практическое воспитание и обучение», что сократим  до  –  «родительская  опека», так как  русское  понятие  «опека» и включает в себя и практику, и теорию, и воспитание, и обучение.

1.  Суть метода состоит в том, что первичным способом воспитания и обучения является не теория, а практика, что позволяет организму ребёнка  включать свой опыт в подсознательно- автоматические процессы познания окружающей действительности.
Например, в старые времена новорождённого младенца не спешили прикладывать к груди, а выжидали, когда он почует запах молозива  и околососковых  выделений,  и  сам(!)  начнёт искать его источник. 
Этот пример наглядно показывает смысл интерактивного воспитания. Подобное поведение разбужает у ребёнка  инициативность  и прагматичное   мышление  (если, конечно, этим заниматься без фанатизма, а то некоторые родители и воспитатели больше думают не о ребёнке, а о реализации в нём какой-нибудь  своей  идеи или  мечты).

2.  Вторым  положением  теории  интерактивной  опеки,  является новый взгляд  современных  генетиков,  воспитателей  и педагогов  в  том, что  в основе  формирования  человеческого характера  лежит  не  Генетика,  а  Воспитание, в  том  числе  его подсознательные  (относительно  наследственные  и  поведенчески  обусловленные)  функции,  то есть функции,  закрепляющиеся  в детстве  при  частом  повторении,  или  при  эмоциональном воздействии.

3.  Следующим  положением   родительской (интерактивной)  опеки  является представление о привычках, создающихся  в  детстве, как  основе будущего  характера,  и  о  воспитательной  возможности  создания полезных  (нужных)  привычек.

4.  Социализация – превращение  искусственной  среды  в естественную, но не изменением среды, а воспитанием человека до такой степени, чтобы городская  (или любая другая) среда стала для него естественной.  Для этого надо только одно – с малых лет дать ребёнку столько свободы, чтобы он сам, с минимальной помощью родителей, научился в ней выживать.
 Да, количество травматических ситуаций может   увеличиться,  но вовсе не критично, так как ранняя свобода переводит процесс акклиматизации в сферу подсознания, которое с этим справляется более успешно, чем  мелочный родительский контроль.
         
В древних родовых традициях семья имела небольшое значение, а опекой занимался весь род.  В современном социуме семья стала  основой формирования общества, но не смогла вынести всю нагрузку, так как производственный труд разрушил древние традиции, а воспитанием и обучением занялось государство,  понимая эту обязанность как  генетический отбор (заставить, проконтролировать, выбрать лучших).

Смысл воспитания – приучение ребёнка к матери (семье, ближайшему окружению, обществу) до возникновения привычки и ПЭ (положительных эмоций).
Смысл обучения – создание для ребёнка условий, при которых исследовательско- познавательный процесс сопровождается возникновением ПЭ (положительных эмоций).   

И да, эти цели будут достижимы только в том случае, если самостоятельная деятельность ребёнка будет сопровождаться положительными эмоциями, или разовьётся в привычку, что само по себе будет сопровождаться ПЭ. И если иногда ребёнку придётся предаться обстоятельствам  (пересилить своё нежелание, подчиниться родительской воле) это должно рассматриваться и ребёнком, и родителями, как борьба с трудностями, которые в жизни встречаются часто.

Исторический пример – талант Паганини, развившийся в привычку только по настоянию его отца, и сопровождавшийся ПЭ по причине отсутствия других привычек. В генах никакого музыкального таланта нет, есть только достаточно острый слух, а всё остальное является следствием воспитания в музыкальной среде, наличия  в доме музыкальных инструментов (при отсутствии других игрушек) и большой работоспособностью.

Понятно, что ориентируя ребёнка только на одно какое-то увлечение, можно сильно ошибиться (мы же не знаем, сколько других «паганини» умерли в нищете) поэтому в самом раннем возрасте увлечений должно быть не меньше двадцати- сорока , чтобы с годами постепенно снижать их количество. Тем более, что расширенный кругозор позволяет сделать более интересными и оставшиеся. 

В дальнейшем изложении мы постараемся придерживаться порядка постепенного взросления ребёнка, а начнём даже с подготовки к беременности.  При этом постараемся не повторять хорошо известные и описанные факты, не противоречащие нашей теории. Но сначала расскажем, с чего всё началось.

А началось всё с одной неудачной беременности. Неудачной потому, что во-первых,  этой новой мамаше (назовём её Таней) ещё не было и 15 лет; во-вторых, это произошло от взрослого дяденьки (маминого хахаля) который умел обещать золотые горы, но потом «сдулся» (Таня и отдалась ему только потому, что он обещал устроить мать на хорошую работу);  в третьих мама этой девочки была пьющей, и с работой часто были трудности. Но был в этой истории один положительный момент – какой бы бесхарактерной пьюшкой мама ни была, но дочу она любила, и узнав о беременности,  хахаля того прогнала. 

Так Танюшка и родила, в бедности и постоянном беспокойстве, потому что пить мать не бросила  (человек – раб своих привычек) и хахали ходить продолжали, а некоторые пытались клеиться к Тане. Но просвещённая грамотным гинекологом она держала себя строго и всех пугала полицией. 
Восемь классов она заканчивала  беременной, а в девятый идти не планировала.  Дома сидеть не любила, сшила для ребёнка рюкзачёк, только не за спиной, а спереди, и гуляла с ним, по знакомым  или по кабинетам, выпрашивая лишний рублик пособий.

Так она случайно набрела на психолога, молодую женщину, мою дальнюю родственницу,  которая иногда советовалась со мной. Через неё я и узнал об этом случае.  Эта женщина увезла Таню к знакомым в деревню, деду с бабкой, куда она иногда ездила  «за вкусной картошкой», где Таня, оценив новое положение, не отказывалась ни от какой работы, и удачно прижилась.  Через какое-то время психологиня  попросила меня подобрать программу домашнего обучения для Тани и младенца. Вот в поиске такой проги я и наткнулся на дуальное образование и STEM, и решил совместить несколько методик. Принципиально нового я почти ничего не придумал, просто несколько по-новому взглянул на старую проблему.  \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
     Продолжение в сборнике.


Рецензии
Так, времени нет, а прочитать хочется... Надо просто автора в избранные забрать, тогда не потеряешься в океане проза.ру.

Ольга Антоновна Гладнева   04.05.2025 23:20     Заявить о нарушении
Постарайтесь прочесть, этого вы нигде не найдёте.

Михаил Быстров -Павлов   05.05.2025 06:25   Заявить о нарушении