Россия принимает идеи великих евразийцев

    Идеи великих русских евразийцев начала прошлого столетия, писавших об особой роли России в мире, могут лечь в основу её государственной идеологии. Евразийцы считали, что никакие другие идеи, в том числе коммунистические и националистические в многонациональной и многоконфессиональной стране не имеют места.
    Их отвергли советские историки, а на рубеже XX - XXI вв. были заболтаны лжеевразийцами. Но на фоне того, что западная идеология вновь с особой яростью объединяет жителей европейских государств ненавистью к России, сегодня четко сформулированная идея, на которой строится государственная политика, особенно важна!
    Неприязнь к России и предшествующим ей государствам в Евразии, перемешанная со страхом, у европейцев имеет многовековую историю от скифских и гуннских времен. В раннем средневековье времен Карла Великого, когда начиналась германская экспансия в восточные земли, появился лозунг «Дранг нах Остен». Как политический термин он употреблялся в кайзеровской Германии XIX века, а позже в нацистской пропаганде. Но ещё в 1240 г. состоялся Ливонский крестовый поход на северо-восточные русские княжества с целью подчинения их католической Церкви!..
    В 1243 году Ярослав Всеволодович собрал близких ему князей и предложил заключить союз с Батыем, признав того царём (1).  Его сын, князь Александр Ярославович (Невский), продолжил политику отца; отказавшись от предложения римского папы Иннокентия IV принять католическую веру, окончательно связал себя с Ордой. А вот старший брат Александра, Андрей Ярославович, наследовавший после смерти отца Великое княжество Владимирское, породнился с князем Даниилом Галицким и вместе с ним принял сторону «латинян»!
    Тогда Александр Ярославович заручился поддержкой хана Батыя и его сына Сартака. Во главе своей дружины и татарской конницы Неврюя он вступил в битву с объединённым войском Андрея Ярославовича и Даниилы Галицкого. И победил в ней! Андрей бежал в Швецию. Александр Ярославович занял Владимирский престол, бывший к тому времени первым среди русских княжеств. Очередной крестовый поход «против схизматиков (православных) и татар» не состоялся…
     В XIV веке, во времена ордынской смуты 1359 – 1380 гг., натиск на Восток стал проходить через Великое княжество Литовское, а католическая Церковь неуклонно расширяла влияние. Границы ее епархии сместились от Вислы на Днепр и продолжали двигаться дальше. Литовский князь Ольгерд организовал три неудачных похода на Москву. Натиск был остановлен победой Москвы на Куликовом поле в 1380 году и воцарением хана Тохтамыша на ордынском престоле. Известно, что темник Мамай являлся ставленником генуэзских магнатов, за которыми стояла католическая Церковь…
     Особенно чувствительным натиском объединенной Европы на Россию стал поход Наполеона 1812 – 1814 гг. За тем Крымская война 1853 – 1856 гг.; интервенция западных стран времен гражданской войны 1918 – 1923 гг.; вторжение в СССР гитлеровских войск объединенной Европы в 1941 году. Таким образом, идеология коллективного запада, направленная на уничтожение России, возникла не сегодня и не вчера…
    Отсутствие идеи, объединяющей её граждан есть слабость России перед Западом. Памяти о великой Победе в войне 1941 – 1945 гг. недостаточно для преодоления комплекса самоуничижения перед Европой, принятый российскими либералами. Только осознание величия России дает силу духа и укрепляет волю ее граждан!
    Либералы XIX века называли Россию «европейской державой», признав ее отсталость на 300 лет от западных государств из-за «татаро-монгольского ига». То же самое провозгласили либералы России начала девяностых годов прошлого столетия. Не так далеко от них ушли и те, кто называет себя «патриотами», своими высказываниями чаще разрушающие остатки того, что воспитывалось в сознании советских людей.
    У нас вслед за европейцами черными красками рисуют кочевников скифов, гуннов, тюрок и монгол, называя их «дикими варварами». А ведь даже некоторые западные историки отметили положительное влияние степняков, давших начало обновлению в области эстетики и технологий оружия в Европе! Тактика степной кавалерии привела к переменам в военном искусстве Византии и Персии (2). И образ «ужасного» и «страшного» гунна Аттилы в российским учебниках, написан с подачи Аммиана Марцеллина (жившего задолго до вторжения гуннов в Европу и никогда его не видевшего!!) очень сильно отличается от величия его в германском эпосе и скандинавских сагах. При том, что родился Аттила, как полагают, на берегах Волги.       
    Один из создателей учения евразийства, русский историк, профессор Георгий Вернадский (1887 – 1973) заметил, что российская Евразия есть не совокупность Европы и Азии, а срединный материк, особый исторический и географический мир: «…Именно в рамках этого мира могли образоваться такие крупные социальные единицы, как Скифская, Гуннская или Монгольская империя, а позже империя Российская» (3).

    В знаменитой книге «Начертание русской истории» Вернадский писал, что в XV веке Литовская Русь больше тянулась к Польше, тогда как Московская – к татарам: «Если ранее татары приходили на Русь как агенты чужой воли и далекой татарской власти; теперь татары хлынули на Русь в качестве постоянных служилых людей своей русской великокняжеской власти. …Часть их немедленно принимала святое крещение, часть оставалась мусульманами, но все они одинаково служат московскому государю и составляют прочную основу его силы» (3).
    Надо отметить, что в Российской империи «татарами» называли практически всё тюркоязычное население Сибири, Саяно-Алтая, Средней Азии, Урала, Поволжья и Кавказа.
    А вот что писал теоретик евразийства, князь Николай Трубецкой (1890 – 1938): «…Из Киевской Руси не могло развиться никакого мощного государства, и представление о том, будто бы позднейшее русское государство есть продолжение Киевской Руси, в корне неправильно» (4).
    Подтверждением такой точки зрения может служить неожиданное возвышение Московского княжества в XIV веке.
    Почему Москва, а не более древний Новгород, не Киев, не Суздаль, не Тверь или Рязань, стала объединяющим русских людей городом?! Объяснений много. В том числе: выгодное географическое положение, расположение на берегу реки, дальновидная политика московских князей и пр. Но можно увидеть причину возвышения Москвы и в Золотой Орде, а точнее в известном распоряжении ордынского хана Узбека.   
    Основателем династии московских князей считают Данилу Александровича - младшего сына Александра Невского. В 1327 году его сын, Иван Данилович, впоследствии прозванный Калитой, разгромив восстание тверичан против ордынских баскаков, получает от хана Узбека ярлык на княжение во Владимиро-Суздальском великом княжестве. Одновременно хан отменяет институт баскаков и поручает Ивану Даниловичу сбор дани с русских княжеств.
    Иван Калита успешно справляется с порученным ему делом, и Москва становится самым богатым городом Владимиро-Суздальского княжества, а по сути, его столицей. Более того, умный и дальновидный политик Калита приглашает в Москву киевского митрополита Петра, сделав тем самым Москву и церковной, духовной столицей северо-восточных русских княжеств! Позже туда будет переведена Сарайская православная епархия.
    Как видим, страницы русской истории можно читать по-разному. И не факт, что прочтение ее основателями евразийства не правильно! Более того, логичным представляется утверждение, что Чингисхану удалось выполнить историческую задачу, поставленную самой природой Евразии, - задачу государственного объединения всей этой части света (4).
    Относительно памяти Чингисхана в России говорить пока, возможно, рано, но хан Узбек памятника в Москве вполне заслуживает. «Памятник хану Узбеку устроил бы сторонников всех идеологических кругов», - высказался в 2021 году ректор Московского исламского института, профессор СПбГУ, доктор теологии Дамир Мухетдинов, комментируя дискуссию по поводу того, кому следует установить памятник на Лубянке – Александру Невскому или Феликсу Дзержинскому.
    Осознание величия евразийских государств, как бы они не назывались в более чем двухтысячелетней истории Евразии, начиная от скифских царств, заставит потомков по-другому оценивать свое место в мире. Это основа настоящей государственной идеологии в России.
    Более того, народы независимых ныне государствах бывшей Российской империи и СССР в Центральной Азии и на Кавказе смогут принять историю России и своей историей. Но пока мы далеки от этого. А в социальных сетях развелась масса тех, кто осознанно или вследствие скудоумия разжигает неприязнь не только к гражданам бывших союзных республик, но и к народам российских автономий. Хотя, конечно же, было бы наивно исключать деятельность западных спецслужб в этом направлении…

1.Хан Золотой Орды в русских летописях назывался царём.
2.Люсьен Мюссе. Варварские нашествия на Европу: германский натиск. СПб.: Евразия, 2008. С.30.   
3.Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Сер.: Золотой фонд политической мысли. М.: Алгоритм, 2014. С.10; 132 – 140.
4.Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Сер.: Подлинная история Руси. М.: Алгоритм; Эксмо, 2012. С.37 – 39; 44.
На фото мечеть хана Узбека в Крыму (из открытых источников)

Прибайкалье, п. Нижний Кочергат, май 2025 г.


Рецензии