ИванОв, БрюллОв, ИвАнов

   Каждый писатель делится с читателями своим пониманием жизни. Если этого понимания у него нет , то это не писатель, что бы он ни писал…
   Но если такое понимание есть, то можно писать о чем угодно. Лучше всего о том, что сам пережил, но можно и о том, чему был лишь бесстрастным свидетелем. А можно и о том, чего и не было никогда…
   К сожалению понимание жизни любым писателем, да и любым человеком вообще, это всего лишь ещё один вариант понимания реальности, не более того.
   И никакого истинного, объективного понимания жизни просто не существует…


                НАЧАЛО АНДРЕЙ
    1
   Маленький Андрюша стал Ивановичем лишь потому, что никакого отца у него никогда не было. Да и матери тоже не было. В физиологическом смысле они у него, конечно, были, но не более того.
   Андреем он стал в тот момент , когда Антон Иванович Эссен , главный надзиратель Московского Императорского воспитательного дома и большой любитель греческого языка , воскликнул на греческом: «Мужик!»,видимо, впечатлённый детородным органом совсем ещё  маленького ребенка, лежащего перед ним на мокрых пеленках, которые и пеленками то назвать было грешно.
   Что и было немедленно записано сестрой милосердия как имя безымянного младенца. «Андрей ! Так и запишем. Иванович? А фамилия?» «Пиши тоже ИванОв…»- задумчиво произнес Антон Иванович, не придумав ничего лучше.
    2
   Жилось в сиротском приюте Андрею Ивановичу так же как и всем другим его воспитанникам. Когда вели на прогулку, он шел вместе со всеми, когда кормили, он ел кашу или хлебал щи, не представляя никакой другой пищи, когда укладывали спать, он мгновенно засыпал и спал спокойно, не видя никаких сновидений. Или , может быть, проснувшись он просто тут же забывал всё, что видел во сне…
   Одним словом жил он простой и понятной жизнью, и никакой другой жизни даже в воображении  Андрея Ивановича никогда не существовало.
   Но однажды на прогулке, когда воспитанники шли по берегу Москвы-реки в сопровождении старого строгого дядьки в серой шинели, и когда Кремль, возвышавшийся над изгибом реки, начал приближаться, становясь всё больше и выше, Андрюша увидел сиротку, взявшегося за руку своего дядьки, одетого почему-то в высокий черный цилиндр и галстук. Да и сам сиротка был одет совсем не так, как другие приютские дети.
   В воображении Андрея Ивановича нарисовался какой-то странный приют, в котором живет только один мальчик, который один спит в своей маленькой спальне, один ест в небольшой столовой, которого укладывает спать старая добрая нянька, и который ходит на прогулку, взявшись за руку молодого красивого дядьки.
   Очень скоро он узнал, что такой странный приют называется «семьей», и в его воображении появилась какая-то другая жизнь, жить которой он очень хотел, но не мог. И это желание стало самым главным, самым глубинным его желанием на всю жизнь. Что бы он ни делал, к чему бы ни стремился, он всегда подразумевал , что всё это рано или поздно приведет его к семейной жизни. Для многих людей, родившихся и выросших в семье, семья не является какой-то особой ценностью. А для него она навсегда стала высшей целью и высшим смыслом жизни.

    3
   Однажды во время урока правописания, когда весь класс старательно скрипел перьями, Андрюша заметил уснувшую муху на окне, поддел её перышком , положил на тетрадный лист и нарисовал рядом точно такую же.
   Учитель, проходивший в этот момент между рядами парт, небрежным движением обшлага рукава попытался смахнуть мух, но у него это почему-то не получилось. Одна муха никак не хотела улетать. Весь класс собрался посмотреть на эту муху, которая сидела на белом листе бумаги как живая.
   И в этот момент, когда все ребята , сгрудившись около его парты , восхищенно разглядывали нарисованную муху, он почувствовал всеобщее внимание, интерес к себе и принял это за любовь, которой ему так не хватало в этой жизни.
   Это стало его второй целью в жизни - добиться всеобщего внимания к себе посредством рисования…
   А уже через полгода Андрей Иванович ИванОв и ещё 27 воспитанников сиротского приюта отправились на обучение в Петербургскую Императорскую академию художеств.


         НАЧАЛО КАРЛ
   1
   Карл родился и вырос в большой и дружной семье академика и преподавателя Петербургской Императорской Академии художеств Павла Ивановича Брюлло. У него было три брата ( Александр, Иван, Павел) и две сестры ( Юлия, Мария ), которые также как и он с детства учились рисовать, лепить, гравировать и в конечном итоге все они пошли по художественной стезе. И даже сестры вышли замуж за художников, так же как их мать Мария Шрёдер, родившаяся в России, но имевшая немецкие корни.

   2
   Ещё в детстве Карл узнал, что отца его в детстве звали Паоло и родился он в семье гугенотов (французских протестантов), бежавших после отмены Нантского эдикта из Франции в Пруссию, где его называли на немецкий манер Пауль. А Павлом он стал только перебравшись в Россию, где всегда можно было хорошо заработать, если не лениться.
   Эти две истины Карл усвоил  с самого детства: человек живет чтобы зарабатывать и живет там, где можно заработать больше.
   Род деятельности был определен заранее, все из рода Брюлло всегда шли по художественной стезе…

   3
   Маленький Карл был зачислен на казенное содержание и обучение в академию художеств, где когда-то преподавал в звании академика его отец и стал любимым учеником адъюнкт-профессора исторического класса Андрея Ивановича ИванОва.
   В старших классах Карл поправлял экзаменационные работы своих товарищей, за что брал немалую плату, а по окончании академии получил право на обучение за границей за казенный счет.
   А Брюлловым он стал по высочайшему указу Александра 1 перед тем , как поехал с братом тоже Александром в Италию. Император этим указом давал понять братьям Брюлло, что Россия, где они родились, выросли и за чей счет получили образование, это их родина, которую они должны любить и в которую они должны вернуться.

        НАЧАЛО АЛЕКСАНДР
    1
   Александр был старшим сыном в огромной семье и родился в том же году, в котором его отец получил звание адъюнкт-профессора исторического класса Императорской академии художеств. В семье Андрея Ивановича Иванова и Екатерины Ивановны Демерт родилось 10 детей, 5 мальчиков и 5 девочек, но только старший сын продолжил дело отца и стал художником.
   Мать была вечно занята другими детьми, отец пропадал на работе и маленькому Саше очень не хватало внимания и любви. Поэтому он решил стать художником как отец, чтобы его наконец заметили и полюбили.
   Это был его сознательный выбор, хотя и выбор ребенка.

   2
   С детских лет он видел , как отец увлечен искусством, как он влюблен в своих учеников, а особенно в Карла Брюлло, который должен был добиться того, чего не смог добиться он сам, и стать лучшим русским художником в мире.
   Сашу тоже приняли в академию художеств, но только посторонним слушателем без казенного содержания и, видимо , только учитывая заслуги отца, уже много лет преподававшего в академии.
   И Саша решил тоже стать лучшим, но не таким как все, а особенным, другим художником.

   3
   Почему-то никто не видел в нем таланта и все его успехи воспринимались лишь как случайность и недоразумение.
   Однажды отец увидел среди рисунков сына один замечательный набросок, отмеченный явной печатью вдохновения и мастерства. Андрей Иванович не поверил, что это нарисовал его сын, а Саше не хватило смелости в этом признаться.
   И тем не менее он стал лучшим, получил большую золотую медаль и Общество поощрения художников послало его на учебу в Италию.
   Там он начал представляться не ИванОвым, а ИвАновым, потому что в России ИванОвы - это какие то крестьяне, а ИвАновы - это дворянская фамилия.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ АНДРЕЙ

   Жизнь иногда ставит человека перед таким выбором, который может определить всю его дальнейшую судьбу. И человек почти всегда выбирает то, к чему направлены его самые глубинные желания, сформировавшиеся ещё в далеком детстве. Но если эти его глубинные желания вступают в противоречие между собой, то крайне сложно сделать этот выбор.
   Долгих пятнадцать лет учился Андрей в академии и за эти годы добился очень и очень многого. Получил большую золотую медаль, был зачислен в штат академии , назначен на пенсию и начал преподавать для слушателей академии. Всё удавалось, всё получалось и впереди его ждала долгая счастливая жизнь…
   И даже девушку, с которой можно было создать семью, он наконец то встретил. Очаровательной Кате Демерт было всего шестнадцать, а ему было уже двадцать четыре, и пора было задуматься о женитьбе.

   Уже через два года Андрей Иванович Иванов был удостоен звания «назначенного в академики», что сулило в ближайшем будущем получение звания «академика» и давало право на пенсионерскую поездку в Италию за счет академии.
   А Катюше уже исполнилось восемнадцать и она уже созрела для замужества. И у них состоялся разговор, и они признались друг другу в своих чувствах, и она уже ждала, что Андрюша сделает ей предложение …
   Но по правилам женатые художники не имели права на заграничную поездку за счет академии, поэтому вместо предложения она услышала совсем другой вопрос.
  - Катюша, ты будешь меня ждать?
  - А сколько придется ждать?
  - Не знаю… Наверное, несколько лет. Два , может, три года.
  - Андрюша, поезжай! Я тебя дождусь…
   Если бы она сказала : « Я буду тебя ждать…» или « Не знаю, дождусь ли…», то он бы , наверное , поехал. Но она сказала: « Дождусь…» и он понял, что она та самая, и поэтому остался.
   
   Не верьте тому , кто говорит, что пожертвовал карьерой ради семьи. И тому, кто говорит , что пожертвовал личной жизнью ради карьеры, тоже не верьте. Андрей мог поехать в Италию один, а Катя могла бы приехать к нему позже. Или они могли поехать вдвоем, не вступая в брак. Может быть , он испугался или почувствовал, что достиг предела своего мастерства, а , может быть , просто  не хотел терять место преподавателя в академии. Как бы то ни было, через месяц они обвенчались в церкви Симеона и Анны. Уже через два года у них родилась девочка, а ещё через три года мальчик. И так каждые два-три года рождались то мальчик, то девочка. Всего родилось пять мальчиков и пять девочек… Ужас.

   Карьера шла успешно. Всего через несколько лет он получил звание академика, должность профессора и казенную квартиру в главном здании академии. Очень увлекся воспитанием учеников. Любимым его учеником стал Карл Брюлло, подававший большие надежды. Его работа «Гений искусства» была признана академическим советом образцовой и рекомендована для копирования всем слушателям академии. Одну из его работ «Нарцисс, смотрящийся в воду» Андрей Иванович даже приобрёл для себя.

   И всё закончилось в одночасье… Новый император Николай первый неожиданно после тридцати двух лет беспорочной службы в академии уволил его. С квартиры пришлось съехать и искать другую работу. Кошмар.

   Когда через несколько лет Петербург чествовал Карла Брюллова за картину « Последний день Помпеи», и на него возложили триумфальный лавровый венок, ученик демонстративно надел этот венок на голову любимого учителя. Но это было слабое утешение . Андрей Иванович ИванОв прекрасно понимал, что ничему подобному он своих учеников никогда не учил и сам бы такую картину никогда не написал. Не смог.

     ПРОДОЛЖЕНИЕ КАРЛ

   Когда Карл оказался в Италии, он словно попал на родину, которой у него никогда не было. Всё здесь было чужое, не привычное и в тоже время знакомое до слез… как будто он уже жил здесь в самом раннем детстве, от которого не осталось ничего, даже памяти.
   Через год Карл написал « Итальянское утро» , может быть, единственную картину, написанную просто так, так сказать для души. И картина сразу привлекла к себе внимание публики. Когда картину увидел император Николай 1, он пожаловал художнику собственный перстень и заказал парную картину «Итальянский полдень». 
   Эта картина, написанная Карлом через пару лет, уже никому не понравилась, в том числе и императору, хотя была написана в той же манере и с не меньшим мастерством. В результате ОПХ (Общество Поощрения Художников) прекратило финансирование пребывания художника в Италии.

   В то время, когда не было ни кино, ни даже фотографии, живопись была одним из немногих способов развлечь и единственным способным запечатлеть публику.
   Если художнику удавалось своей картиной заинтересовать зрителей, то он получал известность, а если написанные им портреты могли ублажить заказчиков, то он получал хорошие деньги.
   Известность, приобретенная после «Итальянского полдня», обеспечила Карла хорошими заказами, но писать портреты маслом было долго, дорого и хлопотно. Прежде чем наносить следующий слой краски, приходилось ждать, пока просохнет предыдущий…
   Поэтому Брюллов начал писать акварелью и довольно быстро набил в этом руку. Написание портрета теперь требовало не несколько дней, а всего несколько часов.
Портретное сходство было, в раму картину вставить можно , а потом сказать небрежно : « … да, кисти самого Брюллова…»  И это была истинная правда, хотя многие из этих портретов были написаны не Карлом, а Александром, но тоже Брюлловым.
   Очень скоро братья Брюлло стали состоятельными ремесленниками от искусства, известными , но не интересными широкой публике, что стало сказываться  на количестве и стоимости заказов. Надо было что-то делать, чтобы как-то поддержать свою угасающую популярность.
   Идею для новой картины  подал Карлу старший брат Александр, который был в большей степени всё таки архитектором , чем живописцем. Он снимал план с древнеримских бань, совсем недавно найденых в Геркулануме, где раскопки велись еще  с прошлого века. К тому же совсем недавно Везувий опять извергался, поэтому публика была подготовлена к тому чтобы эстетически пережить ужас и восхищение при созерцании стихии, для которой жизнь любого человека ничто.
   Как и само событие картина получилась гигантской. Работа над ней требовала очень много сил, времени и , самое главное, денег.









Продолжение следует


Самоощущение человека, то есть степень счастья, очень часто зависит не от того, чего достиг человек в своей жизни, а от того, сколько сумел преодолеть он в своей жизни, а значит, от того уровня с которого он начинал…


   


Рецензии