Секрет бездарности

«Секрет таланта» я уже давно открыл и предал (не раз) гласности.
А, вот, секрет бездарности, продолжал «царапаться» в мозгу.
На днях получил личное послание от одного своего весьма острого и нелицеприятного критика (или критикессы), за которое испытываю к автору глубокую благодарность, ибо послание это снова заставило меня критически проанализировать свои доводы и соображения и натолкнуло меня на некоторые новые мысли.
С разрешения автора привожу это письмо целиком.

«Завиральная гипнабельность!

Вы, Эспри, страсть как любите слово «гипнабельность» и используете это понятие, иногда ни к селу, ни к городу, постоянно. Конечно же с глубоким уважением ссылаясь на него, как на некий волшебный ключик, отпирающий любые самые сложные проблемы. Главный ваш довод, повторяемый с завидной занудливостью, достойной лучшего применения (если у вашей занудливости, вообще, такое возможно), заключается в том, что. де мы все учимся подражанием.
Ходить – подражая взрослым.
Говорить – подражая взрослым.
Думать – тоже им подражая. То есть по-вашему, весь процес ЛЮБОГО ОБУЧЕНИЯ сводится к подражанию, а существа гипнабельные, коими мы все являемся по вашей «теории», поддающиеся внушению, именно и учатся имитировать, подражать тому, чему их учат.
Родители, друзья, школа, институт, коллеги. книги и пр.
И вы развили целую нейрофизиологическую «теорию», что, якобы, при этом подражании в наших мозгах возникают некие нейронные цепочки, имитирующие знания и наыки нам преподаваемые.
 
Допустим, ваша доморощенная «теория» верна.
Тогда в ваших же рассуждениях возникает острое противоречие с реальностью и с собственно вашими тезисами. Речь идёт об одном ОБЩЕИЗВЕСТНОМ «факте жизни»:
Почему хорошие, отличные, блестящие, наконец, ученики и студенты ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НЕ СТАНОВЯТСЯ столь же блестящими, отличными или просто хорошими учёными, творцами, а остаются на всю жизнь весьма посредственными СЕРЕДНЯЧКАМИ???
(Учёные титулы и ступеньки, на которые они ухитряются вскарабкаться, роли не играют, ибо здесь больше родительских «нужных внакомств»,  везения, связей-блата, хитрости и всего прочего, кроме настоящего проявления настоящего таланта!)
Ведь по ВАШЕЙ «ГЕНИАЛЬНОЙ» теории, у них-то как раз эти самые гипнабельно-подражательные цепочки возникают в мозге легко, быстро и прочно, что они демонстрируют многократно на всяких контрольных, зачётах, экзаменах и тестах!
Если всё так хорошо, то, пользуясь вашим же стилем умозаключений, ПОЧЕМУ ВСЁ ТАК ПЛОХО в дальнейшем???

Отсюда простой и напрашивающийся вывод: Как обычно, ваши теории высосаны вами из вашего же пальца и стоят ровно столько же по степени доверительности!
Ваш/ваша доброжелатель/ница.»

Такое интересное письмо...
Ну, ЧТО мне ответить на него?
Прав/права товарищ, видимо.

Начал обдумывать, где и в чём мои ошибки?
Или, может быть, всё же критика/критикессы?

Первое, что пришло в голову было моё давнишнее наблюдение: У способных учеников и студентов, именно из-за этой лёгкости принятия и усвоения новой информации, не вырабатывается «закалки», иммунитета к УДАРАМ ТРУДНЫХ задач!
Они становятся умственно «изнеженными» и это постепенно становится частью их ХАРАКТЕРА, точнее, СЛАБОСТЬЮ ХАРАКТЕРА. Если всё даётся легко, не требуя настоящих усилий, ТО ЗАЧЕМ НАПРЯГАТЬСЯ ЗРЯ, когда и так, всё улавливается легко и даже играючи??? Возникает своего вида умственное отторжение от всего ТРУДНОГО или требующего значительных усилий. Такие юные «гении» привыкают к лёгкости, и у них атрофируется иммунный механизм борьбы «за умственное выживание».
Это вроде опыта по длителному выдерживанию живого существа с нормально развитой имунной системой  в некой стерильной сфере. Думаю (я не микробиолог и не иммунолог!), у них хотя бы частично будет уреряна иммунная активность.

Вторая причина.
Они привыкают решать УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, алаптированные к уровню ученического или студенческого мышления. Нечто, находящееся в условном учебном понятийном пространтве. Они быстро схватили алгоритмы (СПОСОБНЫЕ ВЕДЬ!), по которым составлены эти условные задачи, и именно ТАКИЕ НЕЙРОННЫЕ цепочки возникли и укрепились в их мозгах.
ЦЕПОЧКИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ! АДАПТИРОВАННЫХ, ЧАСТО ВЫХОЛОЩЕННЫХ ОТ РЕАЛИИ,
А, что такое РЕАЛИИ?
А в реальной жизни, встречая некую НАСТОЯЩУЮ проблему, мы не то, что можем её чётко сформулировть, тут и мечтать ПОКА нечего, но и даже не знаем, где её начало, а где хвост, где ПРИЧИНА, а где СЛЕДСТВИЕ, и часто путаем их и НАДОЛГО, принимая следствие за причину и обратно! Реальные задачи именно ЭТИМ отличаются от самых УЧЕБНО сложных  ПОЛНАЯ НЕИЗВЕСТНОСТЬ, расплывчатая неопределённость даже в том, к каком классу явлений отнести её? Чего НИКОГДА не бывает с УЧЕБНЫМИ. Где всё a priori ражёвано и даже полупереварено!
В сочетании с первым фактором, – раз неудача, два неудача и …
То, что не удаётся, перестаёт привлекать. Бросают вообще попытки!

Третья причина.
Самая гипотетическая, самая туманная и, скорей всего, самая главная.
Она касается давно сформулированного Закона СКРЫТОЙ или ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЙ ИНДУКЦИИ.
Смысл его прост:
В любом талантливом произедении человеческой мысли есть два аспекта: Явный, то есть передаваемый открытым текстом или чем-либо иным, и Скрытй заряд ТВОРЧЕСТВА, напрямую не связанный с содержанием этого произведения.
Так вот, талантливые школяры натренированы к восприятию ТОЛЬКО ЯВНОЙ ПЕРВОЙ части послания и совершенно глухи в её скрытой.
Как это визуализовать нейрофизиологически?
РАЗНЫЕ, ЧУТЬ-ЧУТЬ, цепочки.
У талантливых школяров сразу, быстро и без помех, складывается нейронная цепочка восприятия явного и ВСЁ. Как некая железнодорожная линия, быстро построенная модерным путеукладчиком, БЕЗ МАЛЕШИХ НАМЁКОВ на какие-то возможные варианты ВЕТВЛЕНИЯ. Они ЗАБЛОКИРОВАНЫ. В принципе – некие машиные доминатнты-догматы и ни-ни какие-нибудь неупорядоченные, «неорганизованные» отростки-ответвления. То есть склад мышления, склонный к лёгкому и быстрому созданию ДОГМ, но без малейших «вольностей». Они наглухо заблокированы в синапсах гамма-аминомасляной кислотой. Получается, что способные школяры по природному устройству своего мозга  – таланты создания догматических сетей!
Их сознание НЕ ГИБКОЕ, а именно ГИБКОСТЬ мышления характеризует часто по-настоящему талантливого учёного или просто человека – творца!

Вот, чем я ответил на письмо оппонента. Пока ответа не получил и, надеюсь, не получу, ибо мой оппонет обычно, когда не может придумать что-нибудь язвительно-ироническое в мой адресс, умолкает надолго, погружаясь, видимо, в поиски моих очередных «завиральных гипнабильных фантазий».

Долгого доброго здоровья ему/ей и приятного, столь же долгого поиска...!
Faciant meliora potentes.
4 V 2025


Рецензии