Моя Русская Арктика. Наша семья. Наш род
Моя Русская Арктика. Наша семья. Наш род.
(Автобиографические наброски)
Русская Арктика... Прекрасная, хотя и суровая. Вся моя жизнь, да и жизнь моих родителей, связана с Арктикой и я благодарю Бога за красоту и приволье Севера, за нежную прозрачную голубизну небес, за темно-синий Кольский залив, за множество озер, таинственные скалы и поросшие ягелем валуны, сопки с маленькими изумрудными березками...
Мурманск... Мой город, в котором я прожила всю жизнь и живу теперь, был основан святым Государем Николаем Вторым и назван в честь 300-летия Дома Романовых - Романов-на-Мурмане.
Родилась я в 1971 году в доме своих бабушки и дедушки на Кубани и через несколько месяцев мама привезла меня в Мурманск. Слава Богу, оба мои родителя родились в Мурманске в 1949 году и в младенчестве были крещены в Никольском храме на улице Зеленой. Тогда это был единственный храм в Мурманске и второй - в области, еще один был в Кировске (Хибиногорске), построен раскулаченными крестьянами - спецпереселенцами.
Храм на улице Зеленой был создан трудами священника Владимира Жохова и прихожан, в основном вдов, потерявших мужей в военное лихолетье.
Грустно, что годы моего детства пришлись на брежневское время с его безбожием, лживой коммунистической пропагандой и пустыми прилавками магазинов. Но Бог дал мне родителей, бабушек, дедушек, сестру и семья согревала теплом.
Мурманск был тогда крупным центром рыбной промышленности, почти все мужчины ходили в море. В морях добывали треску, пикшу, палтус, камбалу. мойву, окуня и другие породы рыб. Мой дед Яков Игнатьевич Кононенко из раскулаченных крестьян, уже в 1930-е ходил юнгой в море, потом матросом. Дедушка Яков Игнатьевич и бабушка Галина Константиновна, выйдя на пенсию, уехали на Кубань, чтобы ухаживать за родителями деда, которые достигли уже очень преклонного возраста. Во время войны Яков Игнатьевич был старшиной санитарной роты и награжден медалью «За Отвагу» за спасение раненых, он под огнем выносил их с поля боя. Мои родители приобрели квартиру в жилищном кооперативе, потом долго выплачивали проценты по ссуде. Туда переехали из центрального района под названием "Жилстрой" Мурманска, когда мне было 5 лет, в район "Северное Нагорное" вблизи залива с новостройками, окруженными сопками и лесом. Дом каменный пять этажей хрущевского образца, но мне он казался красавцем, квартирка из трех маленьких комнат и миниатюрной кухни и прихожей, родители сделали жилище уютным и теплым. Тогда в наш город все приезжали и приезжали из северных областей. Так как вологодские и другие деревни пострадали от коллективизации и в них были разрушены храмы и весь уклад жизни, то русская молодежь Севера России волнами прибывала в Мурманск с заветным желанием - ходить в море.
Мой папа, Виктор Ефимович Сиротинский, окончив среднюю школу, автошколу и отслужив в армии, стал работать сначала на бензовозе, а позже на грузовике КАМАЗ, ездить в рейсы по всей России. Он очень увлекался литературой, участвовал в работе литобъединения и публиковал свои стихотоврения о северной природе в областной газете. Мама, Алла Яковлевна Сиротинская - портретист-любитель создавала портреты родственников и друзей. Она много лет работала на радиоцентре, потом - телеграфисткой в отделении связи, а окончив бухгалтерские курсы, стала работать бухгалтером. У нас дома всегда была большая библиотека, папа и мама много читали. Помню, в детстве я очень любила, когда мама читала мне "Русские былины". Мама научила меня читать рано, ещё до школы. Огромная радость у папы с мамой и у меня была, когда родилась в 1980 младшая сестричка, мы назвали ее Алёнушкой. Аленушка была всегда очень жизнерадостным ребенком. Мы были удивлены, когда она в два годика стала довольно хорошо и увлеченно рисовать и лепить из пластилина листочки, бабочек на листочках. После школы Алена закончила художественно педагогическое училище в Воронежской области, вернулась в Мурманск и стала работать художником-портретистом в мастерской по изготовлению памятников. Я радовалась, когда Алена вышла замуж за хорошего порядочного человека с регистрацией брака. У Алены родились один за другим трое сыновей. Еще до замужества мама купила Алене небольшую однокомнатную квартиру в Южном нагорном Мурманска, первенец Алены родился там. И у меня было важное событие в жизни - в Мурманске вышла книга моих стихотворений " Перед иконой Богородицы".
Особенно радостными были годы с 1995 по 2005. Духовная весна пришла на Русь от края и до края. В это десятилетие и по всей России, и у нас на Мурмане строилось много православных храмов. В Мурманске были построены каменные храмы: Спас на Водах, Князьвладимирский храм, храм Всех святых, и деревянные - Введенский, Пантелеимоновский храм, а также подворье Трифонов Печенгского монастыря на остановке "Кооперативная".
Постепенно я стала каждое воскресенье ходит к обедне. Переживала каждый раз заново великую радость ночной Пасхальной литургии. Работала воспитателем в детском саду и по субботам и воскресеньям трудилась экскурсоводом в Паломнической православной службе "Под сенью Трифона". Я окончила заочно 6 курсов филологического факультета МГПУ (МАГУ), хотя не сдала итоговые экзамены. Два года слушала лекции на отделении православного богословия МГТУ. Закончила курсы экскурсоводов при православном паломническом центре Мурманска. Мы возили паломников на автобусах по городам и весям Кольского полуострова - Трифонов Печенгский монастырь, основанный от юности благочестивым подвижником, сыном священника Трифоном Печенгским, Успенский храм Варзуги, Вознесенский собор Мончегорска и многие другие храмы принимали паломников радушно на воскресные литургии а потом на трапезу.
Вот такие это были годы. Мир Христов снизошел в души русских православных людей, мирные времена по милости Божией длились и длились... Люди стремились к идеалу - к заповеди Христа "Блажены миротворцы, ибо ни сынами Божиими нарекутся" (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 9).
Отрадно было находить свои корни, корни рода. Этим с большой охотой занималась мама. Она знала, что наши предки по линии бабушки из Тулы, но о них было мало сведений. И вот за несколько лет она нашла довольно много о жизни наших предков - Вадковских, Благовещенских, Дмитриевских. В 19 веке некоторые из них служили диаконами и псаломщиками в храмах Тульской губернии. Их потомки в начале 20 века обосновались в Туле, среди них были зелемеры, техники, офицеры.
Моя бабушка Галина Константиновна Кононенко, урожденная Вадковская, пережив сталинские репрессии (ее первого мужа арестовали и бросили в концлагерь по политической статье), сначала уехала с маленьким сыном Владиславом из Москвы, где она училась в вузе, в родную Тулу и там работала лаборанткой. Здесь она познакомилась с другом своего дяди Константина Вениаминовича Благовещенского Яковом Игнатьевичем Кононенко, он сделал предложение, она вышла за него. Они вместе с Владиславом уехали туда где жил и работал моряк Яков - в Мурманск. Вначале холодно и непривычно показалось бабушке в Арктике, как она сама вспоминала, долгие годы не могла она забыть любимую Тулу, помнила до конца дней. Во время войны когда дед был на фронте, бабушка уезжала в эвакуацию. После войны у бабушки и дедушки родилась дочка - моя мама, сынок - мой дядя Леонид. Дед окончил штурманские курсы, ходил в море штурманом, добывал сельдь, потом капитаном лихтера.
Мурман - мой край и край моих предков. Когда я прихожу в наши северные храмы - Спас на Водах, Никольский собор Мурманска, Благовещенский храм города Колы, в моем сердце оживает надежда на процветание Русской Арктики и всей России.
...Кола устремляется
в залив,
летний день прохладен
и суров.
Под дождями
пенятся, кипят
головы седые бурунов.
Колокол разбудит
древний край.
Терпко пахнет
молодой листвой.
Мостик прейду -
Прости - прощай,
Город, что остался
за спиной.
Благовещенский собор
надежен
Толщиной, покоем
старых стен,
И сегодня каждый
видеть может
Ангела пронесшегося
тень.
-------
1998г. июнь
(Галина Сиротинская)
Свидетельство о публикации №225050501293