Лейбниц. Очерк личности с помощью цитат

Готфрид Вильгельм Лейбниц


"Это и есть субстанциальное начало, которое в живых существах называется так, так как если устранить эти истинные и действительные единицы, то в телах не останется никакого бытия, кроме составного, и даже, как вытекает отсюда, никакого действительного бытия" - истинные и действительные единицы, составное недействительное бытие... - все это звучит как некая музыка - пусть и с неясным смыслом, но приятно для слуха...

"Самый закон наслаждения состоит в том, чтобы удовольствие не было однообразно, ибо в последнем случае оно рождает отвращение, не радуя нас, а оставляя равнодушными" - опять он эстетствует с этим своим желанием разнообразия

"Все то, что можно понять отдельно, не мысля в то же время о другом, или так, что идея не влечет за собою представления о других вещах" - опять он скорее стилист и музыкант... "Понять  отдельно"... - его приятно послушать

"Аверроэс, знаменитый арабский философ. Он полагал, что в нас существует разум деятельный (intellectus agens), а также разум страдательный (intellectus patiena), что первый, привходящий извне, вечен и универсален, для всех общ, страдательный же разум, будучи для каждого отдельным, исчезает со смертью человека" - первый разум занят внешними делами, а второй - делами внутренними, т.е. душой... На самом деле, это, конечно, один и тот же разум, но занятия его действительно кардинально отличаются...  (Правда, душа может не  только страдать, но и радоваться, просто жизнь у нас обычно уродская, ****ская, мучающая, а не радующая душу...)

"основа самого механизма коренится не в одном материальном начале и математических отношениях, но вытекает из более глубокого и, так сказать, метафизического источника" - пытается приблизиться к троице, но всё остаётся смутным: материальное начало назвал правильно, умственное начало назвал "математическими отношениями" тоже довольно верно, а вот вместо души пошла некая  "метафизика", он не смог нырнуть на нужную глубину и увидеть  всё ясно, хотя и ныряет в правильном месте...

"из того, что непрерывное делимо до бесконечности, следует, что в бесконечной глубине вещей всегда остаются части как бы уснувшие, которые должны пробудиться, развиться, улучшиться и, так сказать, подняться на более высокую ступень совершенства и культуры" - опять чем-то мне нравится сам строй его речи; он был культурным, пластичным человеком, не големом, не голым технарем...

"Брошенное в землю зерно страдает, прежде чем произвести плод. И можно утверждать, что бедствия, тягостные временно, в конечном счете благодетельны, поскольку они суть кратчайшие пути к совершенству" - евангельский мотив

"подобно обезьяне, которая взяла Христиерна, короля датского, когда он был еще ребенком и лежал в пеленках, унесла его на самую вершину крыши и, перепугав всех, отнесла его, как будто шутя, целым и невредимым в колыбель" - интересная история

"сущность сама по себе стремится к существованию" - не могли они вырваться за пределы подобных  бессмысленных формул, потому что это всё слишком узкий жанр (примерно как и поэзия, к примеру) Можно только примерно догадываться, что он хотел сказать ("все сущности - живые")

"И вот некоторые проницательные люди стали делать попытки объяснить существование явлений природы, или феноменов, наблюдаемых в телах, без допущения Бога и не принимая его в расчет" - опять он хорошо пишет

"Продолжал он и свои китайские штудии, решив уже не только язык, но и саму математику переделать по образцу китайской письменности – развитие понятий о функциях, двоичная система счисления и таблицы формул были отчасти результатом наблюдений над китайской культурой" - вот это уже  похоже на настоящую науку (в сути которой я, конечно, не разбираюсь, просто чувствую)

"Названия очень часто соответствуют свойствам вещей" - да, интересная тема, я уже давно над ней думаю....

"ДОСТАТОЧНО БЫТЬ ВОЗМОЖНЫМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ" - да, вода жизни затечет везде и всюду, куда только возможно

"Талантливые композиторы часто примешивают диссонансы к аккордам, чтобы возбудить и, так сказать, раздражить слушателя, который после некоторого болезненного напряжения с тем большим удовольствием чувствует, как все приходит в порядок. Подобным же образом нам бывает приятно, когда мы подвергаемся небольшим опасностям или испытываем незначительные бедствия, потому ли, что нам доставляет удовольствие сознание нашей силы или нашей удачи, или по чувству самолюбия" - Я же говорю, что он музыкален! И описывает он контрапункт типа баховского... (Правда, слишком оптимистичен в изложении проблем человеческой жизни, диссонансы в ней слишком преобладают - в результате чего вся музыка просто разрушается, глохнет)

"Человек божественного ума Фрэнсис Бэкон Веруламский справедливо заметил, что философия, если отведать
ее слегка, уводит от Бога, если же глубоко зачерпнуть ее — приводит к нему" - я сразу почувствовал, что это не безбожник

"Всякая часть материи ... в состоянии выражать весь универсум" - отдельный человек и весь народ и даже всё человечество на удивление  похожи. (Одна голова - хорошо, две-три головы - ещё лучше, но сто голов - это опять как будто одна голова)

"Душа человеческая бессмертна, что и требовалось доказать" - аминь, только в этом вся наша надежда на осмысленность жизни

"Есть простые идеи, определения которых дать невозможно; есть такие аксиомы и постулаты, или, одним словом,
первоначальные принципы, которые не могут быть доказаны, да и нисколько в этом не нуждаются. Это тождественные положения, противоположные которым заключает в себе явное противоречие" - по сути, речь идёт о здравом смысле и естественном порядке вещей

"Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье" - любить - это лететь; благоухать, преображаться, обновляться...

„Наш мир — лучший из всех возможных миров" - жизнь удавалась ему в момент данного изречения (к тому же, наверняка был солнечный день)

„Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам" - да, геометрия и математика меньше всего дают повода нашим страстям за них зацепиться (хотя, возможно, это так только на элементарном уровне: с дважды два не поспоришь, а с "высшей математикой" - это уже вопрос)

„Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего злейшего врага, если бы мог что-либо полезного узнать у него.“ - каков был дефицит информации!  (Сейчас я за полчаса могу облететь весь мир и половину его занятий)

„Бог действует как величайший геометр, который предпочитает наилучшее решение задач.“ - с его стороны это похвала (идольского типа?!), но в боге, конечно, тысячи наук и прежде всего он - величайший биолог, физик психолог, философ и математик... Бог - троица, т.е. спец по физическому миру, по душе, по уму...

„Существовать — это быть в гармонии.“ - без элементарной гармонии не сможешь даже стоять на ногах, а с высшей сможешь даже летать. Сколько в нас гармонии, столько в нас бога, чего-то идеального и совершенного (вот только нельзя обманывать себя и других и мнить о себе: в городах и домах, например, мы все дисгармоничны)

„Я не различаю ни наций, ни Отечества, я предпочитаю добиваться большего развития наук в России, чем видеть их средне развитыми в Германии. Страна, в которой развитие наук достигнет самых широких размеров, будет мне самой дорогой, так как такая страна поднимет и обогатит всё человечество. Действительные богатства человечества — это искусства и науки. Это то, что отличает больше всего людей от животных и цивилизованные народы от варваров.“ - сподвиг Петра Первого учредить академию наук

„Люди — это малые боги.“ - так и в евангелиях написано

„Люди никогда не проявляли большего таланта, чем в изобретении игры.“ - потому что ничто другое им так не нравится как игры (с младенчества играть начинают, а теперь, с изобретением компьютеров, в глубокой старости будут заканчивать - всё человечество на века погрузится в настоящий сон наяву...)

„Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье.“ - путается: счастье и удовлетворение - это одно и то же. Другое дело, что их надолго невозможно достичь. "Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам" - опять он в упоении, ведя жизнь успешного и, видимо, небедного человека (наверняка и наркотики бы попробовал?!  А с чревоугодием как? С бабами? Он почему-то не женился...)

„Природа щедра в своих действиях и бережлива в предлагаемых ею причинах.“ - оценочное суждение, сейчас так показалось, завтра - наоборот (и завтра действия окажутся  новыми причинами)

„Настоящее всегда чревато будущим.“ - застоя он не чувствовал, всё в его жизни текло и развивалось

„Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.“ - видимо, не зачитался бы ни единой книгой из его библиотеки (да и им самим не зачитался. Какие-то "монады"... Его основные открытия, кажется, были в сфере математики - и напополам с Ньютоном)

„Доказанное примерами никогда нельзя считать полностью доказанным.“ - хочет сказать, что факты могут быть пристрастно отобраны, подобраны , ими можно спекулировать

„Природа позаботилась о том, чтобы снабдить животных органами, которые собирают несколько световых лучей или несколько волн воздуха,чтобы их соединением придать им больше силы.“ - пример, смешного умерщвления жизни с помощью "науки" (был грешен и Лейбниц)

„Когда какая-либо вещь среди творений бога кажется нам достойной порицания, мы должны заключить, что она недостаточно нами понята и что мудрец, который постиг бы ее, решил бы, что невозможно даже желать чего-либо лучшего.“ -  недостаточно вами понята роль дьявола...

„Трёх выгод мы ждём от истории: прежде всего — наслаждения узнавать необычные вещи, затем — полезных, особенно для жизни, наставлений и наконец — рассказа о том, как настоящее произошло из прошлого, когда все превосходно выводится из своих причин.“ - всюду видно, что он жил не тужил, с наслаждением почитывая книжки

В общем, он ясен мне. Интересный типаж математика-антисухаря. Таких людей не так мало и именно они двигают прогресс, совершают все полезные дела. Добрый и умный - чего ещё надо? (Только независимости от мейнстрима сильно не хватает)


Рецензии