Заболоцкий. Очерк личности с помощью цитат

Николай Заболоцкий

«Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» - типичный работящий, крепкий, честный  человек середины 20 века. Тогда  было очень много таких, потому как шло массовое переселение из деревни в город - перечисленные качества присущи крестьянам. И переселяясь, они были преисполнены оптимизма, ждали городских чудес, квартир с ванной и унитазом (но о коммунизме речь, в общем-то, уже не шла)

"Мы делаем электрических мужиков, Которые будут печь пироги. Лошади внутреннего сгорания Нас повезут через мостик страдания" - радовались , что не придется страдать, т.е. пахать

"Однажды шерсть нечаянно поджег — Весь зад сгорел, а я живой остался" - деревенские шутки

"Однажды ямочку я выкопал в земле, Засунул ногу в дырку по колено И так двенадцать суток простоял. Весь отощал, не пивши и не евши, Но корнем все-таки не сделалась нога И я, увы, не сделался растеньем" - фантазёр и юморист деревенский

"Но пусть я буду консерватор, Не надо мне твоих идей, Я не философ, не оратор, Не астроном, не грамотей. Медведь я! Конский я громила! Коровий Ассурбанипал! В мое задумчивое рыло Ничей не хлопал самопал!" - шутил даже слишком шикарно и заковыристо для наших мужиков (на ассурбанипале любой споткнется - но без него шика не будет)

"Прошла моя нежная юность, Наступает печальная старость. Уже ничего не понимаю, Только листочки шумят над головой" - уже и шуточек нет, и  всякого трудового  упорства... И веры в города: "уже ничего не понимаю"

"Я, задрав собаки бок, Наблюдаю звезд поток. Если ты меня встретишь Лежащим на спине И поднимающим кверху лапы, Значит, луч моего зрения Направлен прямо в небеса. Потом я песни сочиняю" - задорные деревенские молодые ребята с любой работой справятся - в том числе, и с задорными, заковыристыми стишками

"Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой, — Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной" - противоречия не исчезают, боль и бездны возвращаются... - поэтому русские стали сильно пить. Трудно удовлетвориться ванной с унитазом (и машиной трудно, и смартфоном... К моим услугам уже любая еда и любые фильмы и книги - всего этого я добивался раньше - но мне уже ничего не нужно...)

"Я и сам бы стараться горазд, Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется»" -  "прошла любовь, завяли помидоры". Был горластой птицей, стал хрупкой, молчаливой бабочкой (влияние города; хотя с другой стороны без города он бы ограничился сочинением частушек)

"Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые" - подражание Есенину?  Вход в дырку

"Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?" - опять на Есенина очень похоже... Уже понимал, что ничего хорошего от городского прогресса не выйдет - душой понимал, а не умом, ощущения были такие, не радовал город

"Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, — Не я один. Нас много" - "я меняюсь вместе с миром, потому что я такой же как он, как все  мужики" - хотя в хрупкую бабочку не все быстро превратились, многие пахали на заводах

"Сквозь рты, желудки, пищеводы, / Через кишечную тюрьму / Лежит центральный путь природы / К благословенному уму…" - а я думал - к заднице (вообще, концовка правильная: природа требует ума и учит уму-разуму. И без природы чокнутость обеспечена - даже с тремя оконченными институтами)

"Суровой осени печален поздний вид, / Но посреди ночного небосвода / Она горит, твоя звезда, природа, / И вместе с ней душа моя горит" - горит душа, любит природу - даже суровую осень (так должно быть у всех  нормальных людей - и к сожалению, ни один из моих ближайших родственников этой нормой не обладает и поэтому это люди вроде приятные, но достаточно обманчивые, бесплодные и, если копнуть, чокнутые... Хотя я и сам, раз наполовину городской , ни от чего из перечисленного не свободен...)

"В жилищах наших / Мы тут живём умно и некрасиво. / Справляя жизнь, рождаясь от людей, / Мы забываем о деревьях. / Они поистине металла тяжелей / В зелёном блеске сомкнутых кудрей" - ещё дети рождались, но жили уже некрасиво, хотя и умничали. Природа-то стала забываться...

"Любите живопись, поэты! / Лишь ей, единственной, дано / Души изменчивой приметы / Переносить на полотно" - и музыке дано, и языку, но вообще "искусство" обычно без души обходится, изготавливает некие ее симулякры. Техника и ремесло кардинально преобладают.

"Бесконечно людское терпенье, / Если в сердце не гаснет любовь" - любовь, как и ум, в городах тоже становится чокнутой

"Какой-то отголосок бытия / Еще имел я для существованья, / Но уж стремилась вся душа моя / Стать не душой, но частью мирозданья" - черт те что... Кажется, реальное бытие его уже мало интересовало - хотел умереть, улететь, раствориться в окружающем пространстве. Печаль, депрессия, старость

"Не позволяй душе лениться! / Чтоб в ступе воду не толочь, / Душа обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь!" - этому тогда всех учили , начиная со школы. А потом с помощью самого Заболоцкого учили! Типа, трудись, душа, изучай науки (хотя трудиться должно тело, а изучать - ум, но в тогдашнем раже хотелось и душу запрячь. И баб, кстати, заставить на заводах работать...)

"Пусть непрочны домашние стены, / Пусть дорога уходит во тьму, / - Нет на свете печальней измены, / Чем измена себе самому" - хотел сказать, что измена себе - это вершина измен (уже  после измены домашних и измены общей дороги к светлому будущему )

"Мне верить хочется, что сердце не игрушка, / Сломать его едва ли можно вдруг! / Мне верить хочется, что чистый этот пламень, / Который в глубине её горит, / Всю боль свою один переболит / И перетопит самый тяжкий камень!" - "сердце" - душа. Нет, ей пожизненно в этом ложном мире болеть и мутнеть. Но если в глубине чистый пламень есть, то хотя бы не погибнешь

"Народный Дом, курятник радости, / Амбар волшебного житья, / Корыто праздничное страсти, / Густое пекло бытия!" - что за "народный дом"? Отыскал этот стих и он оказался очень интересным. Необычный, корявый, спонтанный  стиль (стих длинный, но стоит того, чтобы привести его целиком):
Народный Дом, курятник радости,
Амбар волшебного житья,
Корыто праздничное страсти,
Густое пекло бытия!
Тут шишаки красноармейские,
А с ними дамочки житейские
Неслись задумчивым ручьем.
Им шум столичный нипочем!
Тут радость пальчиком водила,
Она к народу шла потехою.
Тут каждый мальчик забавлялся:
Кто дамочку кормил орехами,
А кто над пивом забывался.
Тут гор американские хребты!
Над ними девочки, богини красоты,
В повозки быстрые запрятались,
Повозки катятся вперед,
Красотки нежные расплакались,
Упав совсем на кавалеров...
И много было тут других примеров.

Тут девка водит на аркане
Свою пречистую собачку,
Сама вспотела вся до нитки
И грудки выехали вверх.
А та собачка пречестная,
Весенним соком налитая,
Грибными ножками неловко
Вдоль по дорожке шелестит.

Подходит к девке именитой
Мужик роскошный, апельсинщик.
Он держит тазик разноцветный,
В нем апельсины аккуратные лежат.
Как будто циркулем очерченные круги,
Они волнисты и упруги;
Как будто маленькие солнышки, они
Легко катаются по жести
И пальчикам лепечут: «Лезьте, лезьте!»

И девка, кушая плоды,
Благодарит рублем прохожего.
Она зовет его на «ты»,
Но ей другого хочется, хорошего.
Она хорошего глазами ищет,
Но перед ней качели свищут.

В качелях девочка-душа
Висела, ножкою шурша.
Она по воздуху летела,
И теплой ножкою вертела,
И теплой ручкою звала.

Другой же, видя преломленное
Свое лицо в горбатом зеркале,
Стоял молодчиком оплеванным,
Хотел смеяться, но не мог.
Желая знать причину искривления,
Он как бы делался ребенком
И шел назад на четвереньках,
Под сорок лет – четвероног.

Но перед этим праздничным угаром
Иные будто спасовали:
Они довольны не амбаром радости,
Они тут в молодости побывали.
И вот теперь, шепча с бутылкою,
Прощаясь с молодостью пылкою,
Они скребут стакан зубами,
Они губой его высасывают,
Они приятелям рассказывают
Свои веселия шальные.
Ведь им бутылка словно матушка,
Души медовая салопница,
Целует слаще всякой девки,
А холодит сильнее Невки.

Они глядят в стекло.
В стекле восходит утро.
Фонарь, бескровный, как глиста,
Стрелой болтается в кустах.
И по трамваям рай качается –
Тут каждый мальчик улыбается,
А девочка наоборот –
Закрыв глаза, открыла рот
И ручку выбросила теплую
На приподнявшийся живот.

Трамвай, шатаясь, чуть идет" - содержание не скажу, что ах, а вот стиль... Молодым он был дерзкий, раз даже такую корявость осмелился пробовать (хотя после Маяковского и других это  всё же было возможно и даже напрашивалось). Он ведь вроде бы именно ранний ценится - и, наверное, как раз за этот новаторский стиль (но в отсутствии столь же ценного и уникального содержания он не продержится...)

"Путь широк впереди, если мгла разлетелась, как дым. / Незаметны пути, если люди не ходят по ним. / В запустенье сады, если с ними садовника нет. / Если нету воды, разве дорог нам солнечный свет?" - тут тоже ощущается корявость... (Содержание: печаль, растерянность, горечь... - он от растерянности коряв)
У этого стиха продолжение короткое:
"Два мира есть у человека: / Один, который нас творил, / Другой, который мы от века /Творим по мере наших сил" - в общем-то, это всё тоже о разрыве с природой, о распаде единого мира на две половинки...

"Есть лица, подобные пышным порталам, / Где всюду великое чудится в малом. / Есть лица — подобия жалких лачуг, / Где варится печень и мокнет сычуг" - жалких лиц и сейчас и всегда полно, а на порталы похожи здоровенные морды деятелей в пиджаках на всяких стендах с героями и передовиками и всяческим начальством...

Его стихи, конечно, стоит читать целиком, а не в цитатах, хотя содержание и стиль везде неровные, и с годами стало много печали, и темы везде одни и те же, понятные, связанные с тем временем... Всё же, в стихах очень тесно любому думающему существу, нельзя развернуться, остаешься птицей, не становишься человеком...

Ещё посмотрел его поэтический перевод "Слова о полку Игореве" - очень высокого качества, сразу видно, что стихотворной техникой он владел в полной мере. Интересно читать...


Рецензии