Женщина без возраста

Женщина без возраста
(Мини-репортаж с одного юбилея)

       Приходилось ли вам встречать женщин без возраста? Да, без всякого возраста, когда ни превратности судьбы, ни горечи, ни печали не могут отнять природной красоты? Женщин, у которых по мере взросления широкая душа просится наружу, и делает их от этого еще прекраснее, непостижимым образом возвращая им утраченную юность.
Мне посчастливилось.  Лет десять назад провидение свело меня с такой необыкновенной женщиной. Но вскоре после нашего знакомства я поняла, что возможно силы небесные и какие-то неосязаемы нити соединили нас гораздо раньше, и эта встреча была не случайной.
***
       Когда-то мы жили в двух шагах друг от друга в центре Москвы, ходили по Бульварному кольцу и прилегающим переулкам, по замурованной в камень Неглинке, бродили рядом с Трубной площадью, будто слепые, не замечая и не видя один другого.

           Наши пути не пересекались. А объединил нас, как ни странно, театр. Объединил внезапно, как налетевший невесть откуда вихрь. Объединил на всю жизнь. Вернее, страстная любовь к лицедейству, которая оказалась тем самым связующим звеном, соединяющим людей навеки.
           В то время Она была директором известного на всю страну Театра-школы современной пьесы. И я благодаря ей с удовольствием пересмотрела весь репертуар замечательных спектаклей, поставленных по ее выбору и не без ее организаторского участия.  Время идет, а хороших современных пьес не хватает, как-то посетовала Она. И с ее легкой руки я стала их писать и влюбилась в драматургию.

         Но еще раньше…. Еще раньше удивительная Женщина была балериной. Легкой и воздушной, порхающей словно перышко. Позднее я узнала, что Она происходила из знаменитой семьи хореографов-балетмейстеров Алексидзе, народных артистов, а танцевать ей было предопределено с момента появления на свет.
         Родители окрестили девочку Анной в честь великой русской балерины Анны Павловой. По стечению обстоятельств фамилия матери моей новой знакомой - тоже Павлова… Людмила Анатольевна Павлова – в прошлом балерина, профессор хореографии, постановщик, которой также было самой судьбой предопределено… А дочке Анне, получается, вдвойне. И танцевать Она начала уже с колыбели, изящно вытягивая крохотные ручки и ножки.

        Так, неожиданно для себя, я попала еще и в мир балета. Нет, не так… Я жила в нем задолго до моего рождения. И впитала его в себя еще в чреве матери. По иронии судьбы мои родители жили тогда в Ленинграде. Мама, будучи беременной, каждый день ходила в Мариинку и наслаждалась волшебной классической музыкой. «Лебединое озеро» и «Жизель», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Я это чувствовала, осязала… Но мне, увы, никогда не было суждено… Но осталась в душе любовь к танцу, которая в последствии соединила меня с Анной. И с ее чудесной мамой, хореографом, спустя годы тоже приехавшей в этот город, вернувший себе название Санкт-Петербург, где когда-то зарождалась слава русского балета.
Нити, незримые связующие нити… Их оказалось бесчисленное множество. Со временем они переплелись в тугой узел. Одна из них привела меня в Вену, а потом в Рим и Париж, где с успехом выступала труппа «Корона русского балета» (позднее под названием «Русский национальный балет»). Наверное, вы уже догадались, что создала ее Анна, моя Анна…
         Вскоре я стала частым гостем в подмосковном доме Людмилы Павловой и ее дочери – Анны Гроголь-Алексидзе. В доме, где навсегда поселился и царит Его Величество - Русский Балет.
***
  22 апреля 2025 года небольшой зал Музея русского импрессионизма на первом этаже был полон народу. В этот вечер отмечали юбилей Анны, женщины без возраста и с открытой на распашку душой.  Не поверите, но ей исполнилось вновь 25, опять 25... Никогда прежде я не видела ее такой красивой. В белом роскошном платье, с длинными светлыми волосами. Она была похожа на ангела.  И это не удивительно. Настоящий день рождения – 20 апреля, в этом году пришелся на Светлую Пасху, святое Воскресение.  Лицо Анны светилось от счастья, будто она сама воскресла… и родилась заново.

          Собралось   свыше сотни человек. Родные и близкие, ее большая семья (мама, муж и четверо детей, родных и приемных). И друзья. Настоящие друзья. Официальных лиц и торжественных заказных речей не было. В этот день здесь царили искреннее веселье, смех и радость. И, конечно же, Его Величество - Русский Балет.

          Поздравить Анну пришли ее многочисленные коллеги и друзья по сцене, из мира оперы и балета - народные и заслуженные, и совсем юные, ее ученики и последователи, у которых еще все впереди… Они устроили необыкновенный концерт в ее честь. Звучала «Заздравная» из Травиаты, исполнялись изумительные классические и современные танцы.  А белокурый ангел внимал и принимал их с радостью и восторгом, пританцовывая и кружась по сцене.

         Представление перемежалось документальными кадрами из фильма – посвящения ей, балерине, без всякого возраста. На экране мы увидели маленькую десятилетнюю девочку Ануку. Ануку Алексидзе, исполняющую роль выдающейся Екатерины Максимовой в детстве, в фильме «Фуэте». Тоненькую, как грузинская виноградная лоза, проявляющую чудеса гибкости… Выбрали ее не случайно среди десятков других девчонок Вагановского хореографического училища. Именно такой и была удивительно пластичная Максимова, прима Большого театра, получившая всемирное признание. К слову сказать, и моя любимая балерина…, которую впервые увидела на сцене Большого в бессмертной «Жизели», тоже будучи девчонкой. И я волей неволей погрузилась в воспоминания…
***
          Спустя годы роль лесной нимфы исполнит преемница Екатерины Максимовой – Анна. Звездная роль станет для нее тоже самой любимой и знаковой. Позже балерина сама напишет либретто и осуществит свою постановку в театре Наталии Сац.
           По прошествии еще нескольких лет мне посчастливится увидеть «Жизель» на фестивале русского балета в легендарном Teatro Quirino в Риме, возле знаменитого на весь мир каскадного Fontana di Trevi. Как я туда попала? Ну, разумеется, по приглашению Анны.
          Неожиданно на сцене появилась и Она… Оказывается, одна из исполнительниц небольшой роли заболела… А балерина есть балерина. И кто, как не Она. Это призвание и смысл всей ее жизни.  Мы смотрели во все глаза. Вместе с моим сыном и тогда еще шестилетними дочками Анны – Евой и Настей. Вот вам еще даже ни одна ниточка, а целый клубок… 
***
          На юбилейном вечере мы услышали рассказ об именитых предках Анны по материнской и отцовской линии, людей разной национальности. В ее жилах перемешались немецкая, польская, русская и грузинская кровь.   Кого только нет в ее родословной помимо блестящих танцовщиков и балетмейстеров… Тут и баронесса, и профессор медицины, и генеральный консул Российской империи в Тегеране - Иван Федорович Похитонов, пришедший на смену погибшему от рук религиозных фанатиков Александру Сергеевичу Грибоедову.  И я снова окунулась в историю семьи, хотя частично кое-что мне уже был известно...
***
        В гостеприимном подмосковном доме Анны стоит старинная мебель 19 века, привезенная из Ирана и сбереженная Людмилой Анатольевной (по-домашнему Лялей), хранительницей семейного очага, которая к тому же пишет еще и мемуары для детей и внуков в память о тех далеких временах.
          В нынешнем родовом гнезде витает дух не только прапрадеда Похитонова, но и самого Грибоедова. Его подругой, кстати, была известная танцовщица Санкт-Петербургского балета Авдотья Истомина. Грибоедов дрался из-за нее на дуэли и едва  не лишился жизни. Ох уж эти балерины, способные свести с ума любого.
 
           Творческие люди талантливы во всем. Людмила и Анна пишут не только либретто и книги. Наша милая Ляля еще и сочиняет замечательные стихи. На юбилее она их прочитала и тронула не только дочку, но и нас всех, чуть не до слез. Но только теперь вдруг осознала, почему… Не иначе, как рука Грибоедова… или его дух посодействовали…
           И тут в моей голове вдруг сложился еще один пазл… Ведь не случайно же премьера спектакля «Русское горе от ума» в театре несколько лет назад состоялась в день рождения Анны… Тут уж не мистика, а явь.
***
           Но вернемся к отмечанию юбилея и самым волнующим моментам в его конце. В завершение на сцену вышли все дети Анны – юные Ева и Настя, и уже совсем взрослые Саша и Миша. Выступали вместе и сольно. Такие разные и такие талантливые. Но главное, все для нее одинаково Родные…

           Спустя несколько дней я получила на почту от Анны целую кучу фотографий, сделанных профессиональным фотографом. Если добавить штук тридцать с моего телефона, то получится свыше 1200.  Но выбрала для эссе лишь одну (больше формат портала не позволяет) - любительскую, где запечатлела миг Ее абсолютного счастья. Я увидела взгляд Женщины без возраста, где Она с любовью и гордостью смотрит на своих детей на сцене…
 
На фото: Анна Гроголь-Алексидзе в день своего юбилея в Музее русского импрессионизма.


Рецензии
И красота у Вашей героини,
И Ваш рассказ о ней прекрасен!

Спасибо!

С теплом!

Варлаам Бузыкин   15.05.2025 21:29     Заявить о нарушении