Канон и персидские ночи

Половой бог...

На проза.ру я всего лишь несколько месяцев. Первой отозвалась  на мои религиозные материалы христианка Наталья Шаварина. Очень благодарен ей за это. Она зрелая христианка, духовный человек или, как принято говорить в кругах верующих, чадо Божье. Она прекрасно знает Священное Писание и выдала уже немало толковых религиозных статей и рецензий. Вот и на некоторые из моих выступлений сестра Наталья дала комментарии. Некоторые из этих комментов, правда, были просто разгромны, но справедливы и вполне соответствовали Библейскому учению. Захотелось познакомиться с творчеством этой, как мне показалось, очень опытной христианки. Но как только я зашёл на её сайт, обнаружил ошеломляющие заголовки и гневные статьи, которые меня просто шокировали...

Одна из её работ называется «бог мира сего - половой член...». Такую вывихнутую гиперболу в религиозных текстах никогда и нигде, пока что, не встречал. Автор, по-видимому, хотела дать знать, что мир вращается ниже пояса... Собственно, оно так и есть, но подобными «половыми» статьями, на мой взгляд, вряд ли что-либо изменить в стане князя мира сего - сатаны и его многочисленных слуг.

Цитирую: «Чтобы богом людей стал их половой член …и ради него чтобы они готовы были пойти в ад, и в Огонь неугасимый... Это основание создал для них сатана --- с целью поработить их гениталиями»... (Будто эту категорию безбожных человеков интересует куда они пойдут после смерти... И разве кто-то у них спросит готовы ли они «пойти в ад»...).

Но ведь далеко не для всех людей, а уж для верующих тем более,  половой член и гениталии важнее всего на свете! И неужели нет более подходящих слов, терминов и выражений для обсуждения интимных тем? Хотя, если руководствоваться догматикой, то и дело упоминаемого Н. Шавариной  архимандрита Рафаила Карелина, увлекающегося темами о сексе, то предложенная нам лексика уже не удивляет. У него, к примеру, есть такое выражение: «У древних философов главным в человеке считался разум, у христиан – сердце, а у современных гедонистов – гениталии»... («https://blagogon.ru/digest/623).
Да, гедонисты любят острые ощущения, свободу выбора, деньги, женщин. Они очень дорожат своей репутацией, поэтому основной стратегией для этого психотипа является демонстрация собственного статуса и отличий. Кстати, на проза.ру немало участников, которые гордо анонсируют свои членства, достижения, награды и звания. Но ни у кого не вызывает это ассоциацию с гениталиями... Хотя, кто знает...

Эпиграфом в произведениях нашей героини чаще всего использованы стихи апостола Павла о том, что если человек будет сеять в плоть, то плоть и пожнёт (Гал. 6:7-8). Но ведь там же стоят и следующие слова: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». Это я к тому, что попытки сестры Натальи упраздниать в  Священном Писании целую книгу - Песнь песней Израильского Царя Соломона - это, как показано будет ниже, уже похоже на арроганцию, если не сразу надменность. Последняя, на мой взгляд, скорее признак слабости, чем силы.
Думаю, что за систематическое опошление созданного Творцом человеческого естества (пусть даже и падшего) хвалы ни сверху, ни снизу ждать, очевидно, не стоит. Не исключено, конечно, что для достижения Царства Небесного надёжней быть фанатиком веры, чем номинальным, еле тёпленьким христианином. С этой точки зрения сестра Наталья вроде бы и права. 

Возмущённая душа...

Ещё до прочтения этого оригинальнейшего антисексуального произведения я с Натальей через сети связался. Немного рассказали друг другу о своей жизни. И тут я поимел неосторожность употребить слово «плоть» и проблемы, связанные с ней. Проблемы эти, конечно же, касаются и верующих человеков, коим и ваш покорный слуга является.
Всё... Рецензии все стёрла. Переписку стёрла. Заблокировала все ходы и выходы. Вот я и думаю: а по христиански ли это? Христос даже с прокажёнными и одержимыми демонами людьми общался, лечил и избавлял их от всех недугов. А тут...
(Справка: Антисексуальность или антисексуализм - термин, служащий для обозначения и описания: взглядов кого-либо, кто является антагонистом сексуальности как таковой и участвует в движении против всех форм сексуальности).

Однако, термин «плоть» в Библии ничем негативным не отягощён. Она, плоть, просто земное начало человека. (Быт. 2:23). Христос раздаёт ученикам хлеб и называет его своей плотью (Ин. 6:53).  Правда, апостол Павел говорит о делах плоти как о греховном начале (Гал. 5:19). Заметьте: о делах, а не о самой плоти.

Весь человек - с телом и душой - может быть обозначен плотью (Ин. 1:14).  Но разве не возмущённая душа, которая есть результат оживлённого Творцом праха (плоти, тела) подтолкнула Наталью на столь аллергическую реакцию из-за одного только моего упоминание о терзаниях нашей бренной плоти?
Думаю, наполненный Святым Божьим Духом последователь Христа - чадо Божье, то есть, - не должен бы так неучтиво, бесцеремонно и без видимой причины рвать общение с братом по вере.
Видимо в некоторых щекотливых и никак не предвиденных ситуациях, для иных крайне категорически мыслящих верующих, быть может, действительно лучше своевременно уйти в сторону и даже не начинать дискуссии.

Я на Наташу вовсе не обиделся. Что меня зацепило, так это её «половые» статьи. Не думаю, что они поимели задуманный ею положительный эффект. Читателям проза.ру и вообще всем, живущим без Бога людям, нужно Евангелие, а не осуждающие и где-то даже оскорбляющие их статьи.

Если отрицательное и эксцентричное одновременно представление  Натальи о человеческом теле (плоти) верно, то правы были и древние цари, превращавшие  своих слуг в евнухов...  Но Творец наш сказал, что творение Его -  весьма хорошо! (Быт 1:31). Более того, Он велел нам размножаться (Быт. 1:28). Каким образом - все знают. Ну, а богом (князем) падшего греховного мира, как известно каждому христианину, является не детородный член,  а князь мира сего - сатана... Так говорит Писание (Ин.12:31; 14:30; 16:11).

Плоть - тело - Храм

Прочитав ещё и несколько других статей Натальи, понял, что и они пропитаны такой же неприязнью к плоти и ко всему, что с ней связано. Хотя, повторюсь, плоть эту, как всем верующим известно, сотворил не дьявол и не первоначальный взрыв с последующей эволюцией, а  Творец всего и вся - Премудрый, Великий и Всемогущий Бог ЯХВЕ. 

Что не все умеют с ней, с плотью этой, соответственно Библейскому учению или, хотя бы, разумно, совестливо обходиться, это действительно правда. Но чуть ли не проклинать наши тела из-за неумения некоторых распущенных особ адекватно обращаться со своим телом, на мой взгляд, явный перехлёст. ((Тем более, что тело чада, если хотите, раба Божьего, является Храмом Духа Святого. Это дал нам знать тот же апостол язычников Павел в письме коринфянам (1Кор. 3:16-20)).

Писать о нежелательных отклонениях и неумении иных персон обращаться со своим телом, конечно же, можно и нужно, но только не в таком ультимативном, категоричном, граничащим с ненавистью к плоти ключе. Тем более, что у автора анализируемых здесь асексуальных текстов есть дитя, замечательная дочь, которая, надо полагать, тоже от плоти зачата и от плоти рождена. (Не исключено, конечно, что дочь - приёмная или, что Наталье пришлось пережить мужское насилие и поэтому у ней столь выраженная неприязнь к противоположному полу. В таком случае, пусть меня извинит за мои примечания).

Угрюмый Архимандрит...

Одним из учителей сестры Натальи, по-видимому, является тоже чрезвычайно строгий и уже упомянутый вверху архимандрит Рафаил Карелин. Вот что пишет сей монашествующий священник: «Секс лишает человека богообщения – а следовательно, и Царства Божия»...  Похоже, этот служитель стабильно находится в парадигме борьбы с интимом, то есть, с тем, чем обдарил нас Всевышний.

Известно, что термин «секс (лат. sexus — пол, половина)» это не столь уж и страшное словечко, как некоторым мерещится. Секс - это, простыми словами, взаимоотношение полов, основанное на инстинкте размножения. В узком смысле - совокупность психических и физиологических реакций человека, связанных со стремлением проявить и удовлетворить данное ему Богом половое влечение. Архимандрит же считает, что «Секс... делает жизнь человека бессмысленной, серой и скучной» Ой ли? Может быть святейший Архимандрит перенёс в этом отношении личный (неблагополучный?) опыт и пытается теперь переложить его на всё человечество? Нехорошо, товарищ Рафаил... Уж лучше подарить человекам веру, чем отобрать то, что вы ему не дали.

Да, секс - это  глубоко личные и скрытые от посторонних глаз отношения между мужчиной и женщиной. Нужны эти половины друг другу потому что - уж извините за повтор - так угодно было Богу, Творцу нашему: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Так что миллиарды счастливых пап и мам вряд ли обязательно лишены общения с Богом и, наверняка, не будут жариться в аду только из-за того, что жили «бессмысленной, серой и скучной»» жизнью, имели секс и благодаря этому породили своих милых детишек, исполнив тем самым другой наказ Всевышнего: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28).

Кстати, насчёт монастыря. Я когда-то три года работал в онном, не будучи верующим. Что я там видел и слышал? Всё, что видно и слышно вне монастыря... Только лексика, одёжка и дневной порядок несколько другие. Христиане - последователи Христа, пожертвовавшего свою жизнь ради спасения нас с вами, уважаемые читатели - не задуманы для жизни вне гущи реального мира. Наоборот: христиане призваны помочь язычникам, поклоняющимся своим божкам, обрести истинную веру, найти Бога, чтобы спастись от вечного небытия. Впрочем, если кто-то пожелает подробней ознакомиться с жизнью монахов, прочтите «Исповедь» Жан-Жака Руссо.

«Сексуальные фантазии»...

К «половому богу» Н. Шавариной я написал было рецензию, в которой пытался напомнить автору о замечательной Библейской книге «Песня песней». В ней плоть человеческая отнюдь не отвергается. И не подвергается поношению. Скорее наоборот: она тесно связывается с чистой любовью молодых жениха и невесты. «Песня» носит больше нравственный, общечеловеческий, чем догматический характер; в ней глубокие размышления о человеческой жизни, смерти, любви и других «вечных» темах. 

Но рецензия моя не вызвала у ней ни понимания, ни поддержки. Более того, сестра Наталья написала мне то, что уже ранее вывела об этой «Песне»: дескать, незачем было Соломону, цитирую: ««передавать... духовное Знание через эротические образы и сладострастные чувства двух «невозрождённых духом» и увязших в сексуальных фантазиях людей, которые были упоены вожделением...»». Такие верующие, пишет она, «остаются всё так же в ветхозаветном состоянии мыслей и дел…живя по плоти…любя плоть…поклоняясь ей и её бесконечным потребностям, культивируя страсти...». И так далее и тому подобное в этом же мятежном духе.

Короче, сестра Наталья не только мой комментарий забраковала и начисто отвергла, но и саму «Песню». И меня, как участника портала, вместе с моей писаниной - тоже. Но и это ещё не всё: она дала знать, что «Песне песней» - не место в Священном Писании... ((Кто не верит, загляните на её страницу (http://proza.ru/2019/03/17/1211)).
Ну, если так, то не должно быть и места стихам великого пророка Израилева Иезекииля, который, наподобие Соломона, но теперь уже аллегорически, описывает Невесту Агнца (Христа) - Иерусалим (Отк. 21:9-10):

«Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон, и шелк, и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия...  Но ты понадеялась на свою красоту и, пользуясь славой, стала блудницей. Ты отдавалась всякому, кто проходил мимо. Ты взяла часть своих одежд, чтобы сделать разноцветные святилища на возвышенностях, и распутничала там; никогда не бывало подобного этому... Ты взяла прекрасные драгоценности, которые Я тебе дал, драгоценности из Моего золота и серебра, сделала себе мужские изображения и распутничала с ними... В начале каждой улицы ты построила святилища на возвышенностях и бесчестила свою красоту, раздвигая свои ноги для всякого прохожего и становясь всё более распутной» (Иез.16:13-25).

Измерительный стержень

После радикального отклонения мой рецензии и «Песни», ничего не оставалось, как поближе познакомиться с её критической статьёй о соломоновой «Песне песней», которая, между прочим, уже с первого века после рождения Христа, была включена в иудейский библейский канон, а несколько позже христианским духовенством и 70-тью толковниками из Иерусалима была внесена также и в церковный библейский канон.  А противники её добавления в канон Священного Писания были осуждены на Пятом Вселенском Соборе. (Андре Миллер, «История христианской Церкви». Термин «канон» происходит от еврейско-греческого слова, означающего «трость» или «измерительный стержень», и вошел в христианский обиход как «норма» или «правило веры»). 

Любопытно, что сестра Наталья всех толкователей Библии назвала плотскими и потому решение их считает недействительным... Цитирую: «причина признания христианским миром «Песни Песней» состояла в тОм, что плотские религиозные толкователи усмотрели в ней аллегорию….--- а именно - взаимоотношения Христа со Своей Церковью»... Сама Наталья, абсолютно уверена, что «в ней («Песне», - П.Б.) мы имеем дело с собранием песен, в которых воспевается человеческая страстная любовь, венец которой — соединение в браке» Ну и что же в этом зазорного, непристойного, безнравственного? Ведь брак, как мы уже выяснили, учреждён Богом. А чистая, светлая  любовь друг к другу - это то, что Он от нас ожидает. Брак, между прочим, подразумевает не только духовную и эмоциональную, но и физическую близость. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Как бы там ни было, но «Песня песней» всегда входила в иудейское и затем в христианское Священное Писание как  вполне себе каноническая книга. Если же подвергнуть сомнению её достоинство, то, по мнению богословов, вопрос о ее статусе может формулироваться только таким вот образом: «Следует ей оставаться в каноне?», а не: «Следует ли ее включить в канон?».
Можно ещё добавить, что процесс, в результате которого отдельные книги признаны каноническими, был долгим и сложным. По поводу «Песни» Соломона споры в некоторых теологических кругах и Библейских школах продолжаются до сих пор. К счастью, не на уровне половых статей Шавариной.

Стройная шея...

Разносное выступление сестры Натальи о совершенно удивительном, прекрасном и почти во всём Христианском мире воспеваемом Гимне Любви - «Песни» мудрого Царя Соломона - находится уже в начале длинного списка её столь же категоричных статей. И уже во вступлении своём она даёт знать, что, цитирую: «Соломон не перечислен в списке героев веры в 11 главе Послания к Евреям,.. это является ещё одним аргументом того, что он не был спасён»... А грешный Царь Давид, а грешный апостол Пётр? А все остальные не безгрешные слуги Господа Бога? Нет ни одного, кто не согрешил бы, говорит Библия. «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10-31).

Спасение или неспасение смертного, кем бы он ни был, от вечной погибели - прерогатива Бога. Поэтому наивно и опрометчиво одновременно объявлять людям кто из библейских героев и негероев спасён, а кто и нет. В конце концов судить всех человеков будет Всевышний, а не мы, пусть даже и святые и как бы не плотские...

Стоит уточнить, что Песня, о которой здесь идёт речь, является частью еврейской пасхальной литургии. В иудаизме она рассматривается как символическое описание любви Бога к народу Израиля, у христиан же - как выражение любви между Богом и Церковью Христа. Ну, а сестра Наталья видит в ней, если не очаг растления и порока, то уж рекламу для разврата - точно... Хотя, какие эротические фантазии, к примеру, у темпераментных мужчин может вызвать следующее образное описание в этой Песне красоты женской шеи: «Твоя стройная шея - словно башня Давида, украшенная тысячью щитов храбрейших воинов»...

«Безумные конвульсии»?

Как бы там ни было, но в обсуждаемом нами произведении  Соломона воспевается красота чистой, светлой, верной любви. Не случайно им заинтересовались многие великие писатели, поэты, композиторы. Богословами и святыми написано о ней множество статей и даже книг.  Комментариев - тоже. Правда, не все они в одном лишь позитивном ключе, но об этом чуть ниже. А пока посоветовал бы читателям, заинтересовавшимся этой отнюдь не скучной темой, зайти на Православный портал https://pravlife.org/ru/content/samaya-prekrasnaya-pesn и прочесть там статью под названием «Самая прекрасная песнь».

Да, большинство современных верующих во Христа Иисуса рассматривает «Песню песней», как поощрение к искренней, подлинной любви в рамках церковного, благословенного Богом брака. Сам автор этой спорной книги считает, что красота женщины и интимная с нею жизнь должны восторгать. Радовать. И восхищать. Так что напрасно сестра Наталья считает, будто интим или, прямо скажем,  любовные утехи - это, цитирую: "уродливо-бесовские безумные конвульсии и соитие вонючих кусков мяса"...  Извините, но это уже на грани патологии...

Когда я это эксклюзивное царское детище талантливого Соломона, которому Бог дал мудрость, впервые прочёл, совсем по-другому воспринял свою жену и женщин вообще. Увидел их совсем другими глазами. Не похотливыми, а именно восхищёнными от дива Божьего творения. В этом смысле женщины вполне оправданно ожидают от нас если не любезностей, то хотя бы одобрения. Добрых слов. Признания. Герой «Песни песней» - возлюбленный -  с этой задачей блестяще справился. И хорошо так. Есть у кого поучиться настоящей, чистой Любви мужчины к женщине.

Думаю, что многие мужья, прочитав Песню любви, воспримут своих жён уже не рутинно-потребительски, а  возвышенно и благодарно за обладание столь удивительным, прелестным созданием.  Впрочем, красота и грация движений женщины могут доставлять наслаждение и без вожделений и похоти. Тут всё зависит от духовной зрелости человека.

В поисках Суламифи...

Так или иначе, но вокруг «Песни» велось и ведётся сегодня ещё много громких споров. Даже иные теологи и священнослужители полагают, что ей не место в Священном Писании. Дескать, она только призывает к разврату... Сами эти критики, поди, с удовольствием и восхищением прочитали этот превосходный Гимн Любви и, в силу своей слабости, начали смотреть по сторонам в поисках «Суламифи»... Ну, учителя и священники, знаем это не только из Библии, разные бывают...

Если заглянуть в историю Церкви и её духовенства, то узнаем, что одни из выдающихся, блаженных святых и не очень святых христиан получали наслаждение и радость от чтения этой великолепной книги, другие же - плевались от одного только упоминания о ней... А ныне?

Сегодня большинство христиан, повторюсь, склонно видеть в этой чудесной «Песне», как я уже писал, любовь Христа к Церкви,  а иудеи - любовь Бога Израилева к избранному Своему народу.
В любом случае, Мессианская  церковь, которой поначалу вверены были книги Нового Завета, никогда не подвергала сомнению авторитет «Песни песней». Остальные церкви, в целом, благополучно унаследовали от этих первых христианских церквей доверие и уважение к означенной здесь книге. Более того, канонизировали её.

Да и как не уважать, если автор её - Царь Соломон -  затрагивает  в ней сразу множество очень важных тем: область человеческих отношений; желание близости; восхваление и наслаждение физической красотой; радость интимных встреч; желание публичного одобрения своей любви; страх потерять возлюбленного; горечь разлуки. В этом смысле «Песня песней» - мощное утверждение истинной Любви, достойный пример верности и преданности, которой так не хватает современному либеральному обществу с его дешёвой популяризацией и коммерциализацией секса и, как следствие,  конфликты во взаимоотношениях мужчин и женщин, масса разводов и абортов. Если бы многочисленные одиночки, бобыли и, так называемые, «свободные, эмансипированные дамы»  прочли Песню Любви, быть может, некоторые пересмотрели бы свои отчуждённые, консьюмерные восприятия друг друга и  жизни вообще.

Вот что пишет на заданную тему известный православный комментатор Библии Александр Лопухин:
««Песнь Песней» может означать только песнь превосходнейшую, наилучшую всех других песней. В своём немецком переводе Библии Лютер удачно назвал это уникальное произведение словом «Hohelied», что означает «Высокая песнь». Такое название вполне отвечает и форме, и содержанию данной священной книги. Отвечает как по изяществу своей поэтической формы и внешнего изложения, так и по внутреннему, идейному содержанию, по богатству мыслей в развитии своего таинственного возвышенного предмета. Книга Песнь Песней является превосходнейшим произведением священной богодухновенной мудрости и священной поэзии. Указание на божественно-возвышенное, вероучительное содержание книги заключает Сирский перевод Пешито, где книга эта имеет надписание «Премудрость Премудростей»». (https://bible.by/lopuhin-bible/22/0/).
Лучше, пожалуй, и не сказать. И не написать.

В любом случае, для включения в канон  тех  или иных  книг, составители Ветхого Завета придерживались двух обязательных условий: религиозное содержание и святость. Этим двум условиям «Песнь Песней», благодаря своему высшему смыслу и воспеванию истинной, подаренной нам милостивым Богом  Любви, удовлетворяла в полной мере. Есть другое мнение?  Да. Есть. Поэтому вернёмся к статье сестры Натальи.

Незаслуженный пасквиль

Трудно поверить, но и в моём отклике на «Песню песней» ультимативная Наталья, как и в комментарии о «боге мира сего - половом члене», камня на камне не оставила. Вплоть до того, что этой Соломоновой Песни не должно быть в Библии от слова вообще... Такая категоричная заявка  побудила меня написать рецинзию к этой её публикации.
Впрочем, назвала она своё критическое произведение, как ни странно, «Песня Песней», хотя и напоминает оно больше пасквиль в адрес вполне пристойной и даже поучительной Библейской книги.

СамогО автора «Песни» - Царя Соломона - она, по праву, обвиняет в том, что он «не исполнил Божьего наказа». Верно! Но разве другие авторы Священного Писания никогда и не в чём не провинились и не оплошались перед Лицом трижды святого Бога?

Все они и мы с вами, уважаемые читатели, и авторы священных книг, согласно Писания, многократные нарушители Божьих Законов и Заветов. Грешники, то есть. В этом смысле Соломон не лучше, но и не хуже других известных и неизвестных религиозных писателей. В любом случае, мудрость подарил ему сам Влыдыка Вселенной. Это говорит о многом.

На мой взгляд в предложенном нам Натальей подробном анализе происхождения и цели означенной «Песни», допустила совершенно не оправданные преувеличения и натяжки. Последние приняли уже тенденциозный характер.
Судите сами: цитата: «"Кого же так устраивает и кому же выгодна "Песня Песней?" – Думаю, конечно тех, кто желает Христа превратить в «простого смертного», в блудника, приписав ему наличие жён и любовниц, страсти человеческие…создать по своему образу Образ Бога…..превратив Его в образ языческих божков, которым свойственны все блудные страсти, многожёнство, педофилия, гомосексуализм, пьяные оргии и разнузданные празднества"»... Эту свою мутную думку она никак не
обосновывает и не привязывает к конкретному содержанию «Песни».

Если умысел Соломона действительно заключался в унижении будущего Мессии-Христа (о котором он, кстати, понятия не имел уже хотя бы потому, что жил за тысячу лет до р. Х.), текст «Песни», уж извините, не Духом Святым инспирирован, а сатаной... 
Да, «блудные страсти» и все мерзости, перечисленные взыскательной Натальей, имели место среди древнего Израильского народа. Но причем здесь зачатый Духом Божьим и рождённый от девы Марии Христос?
Очень сомневаюсь в том, что духовенству, согласившемся включить, не выходящую за рамки культуры и христианской этики «Песню» в Библию, присущи были такие низменные, отвратительные и даже содомские качества.  Между прочим, эти же толкователи, богословы и священники аккуратно, взвешенно и обдуманно поместили и остальные книги в состав Священного Писания. Спасибо им за это.

Примитивная эротика?

Цитата из всё той же песенки Натальи: "В Библии мы можем найти некие насаждения от плотских верующих, которые нужны им и сатане -- для того, чтобы проталкивать в умы верующих ложные умозрения...чтобы об них можно было споткнуться вновь обращённым христианам, разочароваться в своих ожиданиях, а затем, возможно, и уйти от живой веры, не стремясь докопаться до истины…".

Какие ещё нужные сатане "искусственные насаждения", кроме, разве что, уже разнесённой ею в пух и прах соломоновой «Песни», найдены сестрой в Библии?
Примеры, почему-то, не приведены. Я таковых, признаться, не нашёл.
Во-вторых, не понятно что конкретно автор цитаты подразумевает под «ложными умозрениями».
В-третьих, разве «плотские верующие» могут написать Книгу, имеющую Божественный авторитет? ((«Всё Писание богодухновенно» (2Тим 3:16)).
Кстати, чаще всего «вновь обращённые христиане» спотыкаются не на содержании Библейских текстов, а  по причине нарастающего влияния внешнего мира и негодных «пастухов», а также слабости своей воли. Но и антибиблейские статьи типа разбираемой нами работы Натальи Шавариной, могут сбить с толку духовно слабых и начинающих христиан.

Цитата: "БИБЛИЯ – это НЕ пошлая и примитивная эротическая литература, НО она Источник истинного духовного Знания и назидания. В ней обличается и выявляется (из тьмы на свет) та самая всепоглощающая плотская натура, которая создала для себя культ тела....культ всевозможных языческих божков - для оправдания и разрешения своих разнузданных сексуальных оргий, обжорства, пьянства, состязания гордыни и бесовских плясок… Поэтому, конечно «Песня песней», входит в совершенное противоречие с Писанием, с Пророками, с Апостолами, с Евангелием Христа...".  В какое противоречие, если «Песня» как раз-то и воспевает незапятнанную, чистую, истинную Любовь, которой учит нас Слово Бога живого уже с первых глав Писания? 

Из-за того, что в Библии оказалась поэтичная, очень образная, но и достаточно таинственная «Песня» любвеобильного Жениха, она, Библия, ещё не стала "пошлой и примитивной эротической литературой". Здесь снова явный перебор.

Да, в Священном Писании действительно обличается "культ божков и разнузданные оргии». Но ведь в самОй «Песне» и намёка нет на такие дикие отклонения от Учения Библии, от Законов Всевышнего. Наоборот: в ней приветствуется чистота и возвышенность отношений между мужчиной и женщиной. Не следовало бы Наталье, как христианке, приписывать Книге всех книг то, чего в ней нет и быть не может.

Ядовитый цветок...

Жаль, конечно, что я раньше не занялся исследованием истории появления в Библии этой спорной  книги. Были, конечно, мысли о слабой связи Песни с духовной концепцией Библии, если хотите, Учением Христа. Но, с другой стороны, нашёл в ней некоторое оправдание любовных утех (с  избранницей, супругой своей, разумеется), которые оцениваю и воспринимаю как благой подарок Творца и непреложный стимул к истинной дружбе, любви, единению и деторождению.

В введении к книге «Песня песней» авторы Женевской Библии пишут: «Пренебрежительное же отношение к чувственной, плотской любви, лежащей в основе человеческих супружеских отношений, является пренебрежением к установлениям и заповедям Божиим, в число которых входит благословенный Господом брак между мужчиной и женщиной. Именно воспеванию супружества как апофеоза земной любви посвящена Песнь песней... Если кто-то приступит к чтению Песни песней с плотским умом и тленными чувствами, то книга рискует стать для него запахом смертоносным на смерть, ибо уподобляется цветку, из которого читающий извлекает яд».

Не исключено, конечно, что некоторые влиятельные сторонники включения её в Священное Писание, были именными, то есть, поверхностными христианами или находились под влиянием властей и верховных священнослужителей.  Плоть их, быть может, действительно преобладала над духом, потому что женщины (чужие тоже), не исключено, стояли лично у них, как и у царя Соломона, на первом месте...
Но отрицать авторство и древность «Песни»,  а также её нравственное предназначение, просто нелепо.  Имя Царя Соломона присутствует уже в Третьей книге Царств. Упоминание города Фирцы (Тирца) - столицы северного Израиля -  указывает на восьмисотые годы до н. э. А уж морально-воспитательное значение этой книги и доказывать не нужно.

Потерянный ключ

Чтобы облегчить нам понимание сути соломонова произведения и как к нему относиться, посмотрим как отзывались о нём достойные служители Божьи.

Святой Афанасий Великий написал о книге «Песнь Песней» буквально следующее: «Все в ней от начала до конца написано таинственно, с загадочным иносказанием. И смысл догматов, в ней заключающихся, содержится не в букве, но глубоко скрыт под нею» (Христ. Чтен. 1841, ч. 4). И далее: «Читать сию книгу могут только разумные; но должны и они, читая ее, всегда иметь в мысли иносказание, дабы невежеством неученых не подверглось посмеянию то, что в ней излагается». ( Христ. Чтен. 1841, ч. 4 с. 370;374).
Преподобный Авва Исайя (Скитский) тоже ничего против «Песни» не имел. Он считал, что не чтение этой книги будит в человеке известный инстинкт, а вот что: «Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах".

Интересен иудейский комментарий «Песни». Его оставил нам знаток Танаха (Старого Завета) X века Саадия. «Знай, брат мой, что есть различные объяснения этой книги, и это не могло быть иначе, потому что «Песнь Песней» подобна замку, от которого ключ потерян; одни утверждают, что она относится к царству израильскому, другие - к закону, третьи - ко временам плена, четвертые - к Мессии».

На счёт Мессианской версии у сестры Натальи есть своё особое мнение: ««Плотские христиане говорят – «Песня Песней» несёт мессианский смыл»... НО ЗАЧЕМ (КОМУ это нужно) облекать этот смысл в такой плотский язык?»»... Но и это ещё не всё. «Песня песней», считает она, «направляет взгляд человека на плотские утехи, на разглядывание плоти, на её вожделения и развлечения»... 

Вообще, надо сказать, что термин этот несчастный - «плоть» - Н. Шаварина во всех своих произведениях   повторяет бесчисленное множество раз и почти всегда с ужасающим отвращением и болезненной неприязнью. Для подкрепления своих аргументов и, чтобы доказать свою правоту, Наталья вставила в анализируемую нами статью все Библейские стихи, порицающие чрезмерное увлечение плотью.

Еврейский запрет

В конце анализа «Песни» сестра Наталья поместила ещё и вот этот, очень правильный стих из письма апостола Павла римлянам: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном» (Рим. 8:5-8). Вот и хотелось бы пожелать дорогой нашей (слава Богу, не живущей только по плоти сестричке) больше писать о духовном, поучительном, благословенном и весьма необходимом как нам всем, так и ей самой, потому как она, как и все мы, читатели и писатели, увы, всего лишь человек во плоти, со всеми вытекающими отсюда выводами.

Наверное, умудрённые жизненным опытом богословы и мудрецы догадывались, что иных еле тёпленьких верующих «Песня» действительно может возбудить известные страсти поэтому, как свидетельствуют Ориген (II-III вв, христианский богослов, экзегет  и проповедник) и святой Иероним, евреям запрещено было читать эту книгу ранее тридцатилетнего возраста. Попробуйте это объяснить нынешней молодёжи...

Что подобная же предосторожность, быть может, была бы на пользу и Христианской Церкви, мы видели из слов св. Афанасия Великого. А то ведь героиня наша считает, что «христианские проповедники любят обращаться к содержанию Песни, приводя цитаты, которые сопоставимы с фрагментами древнеиндийских блудных сказок "Тысяча и одна ночь"»...  Ну и сравнение... Ай да Наталья... Видать настолько сосредоточенно прочла занимательные истории арабских ночей, что померещилась как бы аналогия с Библейской «Песней»...

Здесь к месту привести ещё одно изречение св. Афанасия Великого, совет, как нам (включая и сестричку Наталью), воспринимать «Песню» Соломона: «читать сию книгу могут только разумные; но должны и они, читая ее, всегда иметь в мысли иносказание, дабы невежеством неученых не подверглось посмеянию то, что в ней излагается» ( Христ. Чтен. 1841, ч. 4 с. 370;374).
Подверглось, однако. Да ещё как...

Ориген в нашей с Натальей полемике, тоже может помочь: «Я советую каждому, кто еще не освободился от искушений плоти и крови и не прекратил чувствовать страсти своей плотской природы, воздержаться от чтения книги, в которой будет об этом сказано» (https://bible.by/btc/22/0/). К счастью, в обсуждаемой нами «Песне» речь, идёт, как мы уже выяснили, не столько о бренной плоти и её неудержимых страстях, сколько о большой, искренней любви Божьих созданий. (Не видеть этого может, разве что, зацикленный исключительно на телесах субъект).

Такого же мнения и богослов-священномученник Александр Глаголев. Вот что он пишет:
«по свойству еврейской речи, в которой сочетание имени в единств. числе с тем же именем во множеств. числе обыкновенно выражает превосходную степень (ср. такие выражения, как «раб рабов» Быт.;IX,;25, «Святое Святых» Исх.;XXVI,;33,;34 , «небо небес» 3Цар.;VIII,;27, «Суета сует» Еккл.;I,;2 и др.) - «Песнь Песней» может означать только песнь превосходнейшую, наилучшую всех других песней.
С жерновом на шее...

Если интерпретация «Песни песней» становится камнем преткновения и причиной для оскорбления чувств некоторых верующих, то не будем того, кто «соблазнил одного из малых сих» (в данном случае, соблазнил к отрицанию обсуждаемой здесь Библейской книги ), сразу бросать в глубину моря с жерновом на шее (Лк. 17:1-2). Сексуальный соблазн иных прихожан и без наших статей и комментариев возьмёт своё. Статьи Натальи тоже вряд ли обуздают всех «плотских»...
Мы здесь имеем аналогию борьбы апостола Павла с Законом. Сам Закон свят, праведен и на веки дан, но в то же время он приносит осуждение, если его нарушить. Так обстоит дело и с «Песней»: она хороша и поучительна, но извратишь - неминуема расплата.

Так или иначе, но человек любит всем своим существом - душой и телом. Любовь между мужчиной и женщиной приводит не к платонически-романтическому союзу душ, но, как говорит Библия, к «единой плоти», а, значит, и единству тел. В этом смысле обсуждаемая здесь «Песня» вполне уместна как в Библии, так и в проповедях. В конце концов, любовь - во всех её проявлениях - реальность нашей с вами жизни. И никуда тут не денешься. Тот же Соломон до смущения откровенно и выразительно пишет уже в другой книге: «Пусть источник твой будет благословен. Радуйся жене твоей юности, прекрасной лани, изящной серне» (Притчи 5:18-19). Тоже исключить из канона?

Всякий выбирает свой путь. Кто-то с «серной», кто-то с однодневкой, а кто-то, как апостол Павел, без той и другой. Не удивительно, что он несколько раз просит Вечного избавить от «жала в плоти» (2Кор. 12:7-10).

В любом случае, после смерти - Суд Божий. «Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, даст жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются нечестию, - гнев и ярость». (Рим. 2:6-8). В этом наши с сестрой Натальей мнения относительно неограниченного, могучего  потенциала «Песни» песней полностью совпадают.

Реклама или Гимн?

Святость Песни уверенно и неустрашимо отстаивал большой рабби Акива бен Йосеф  — один из выдающихся основоположников раввинистического иудаизма. Он утверждал, что «все песни святы, но Песня песен — святая святых», а также и то, что: «ничто в мире не сравнится с тем днем, когда была дана Израилю Песня песен». (Мишна, трактат "Ядаим").  Но он же сказал, что  «распевающим песни эти на пирах нет доли в Царстве Небесном». То есть, он настаивал на чистоте и святости возвышенной Любви
Обратите внимание, что Наталья совершенно противоположного мнения. Она считает, что Песня - подогревает появление пиров с оргиями...  В Библейской «Песне песен» она скорее рекламу к разврату видит, чем Гимн Любви. Свою собственную умудрённость она открыто противопоставляет данной самим Богом мудрости Царя Соломона. Не очень скромно, надо сказать.

Следует отметить, что фундаментальная концепция иудаизма указывает на то, что отношения между мужем и женой происходят из святого источника, а не в результате «пьянства и бесовских плясок», которые, по мнению Натальи Шавариной, провоцируются чтением «Песни».

В этом месте должен признаться, что я и сам не на все сто процентов уверен в необходимости включения Песни Соломона в канон. В апокрифы или в раздел «неканонические книги» - ещё куда ни шло. Но, она внесена в канон! Поэтому не нашего ума дело судить священство, посчитавшим нужным придать замечательной, возвышенной «Песне песней» столь высокий статус. Лучше судить самого себя, чтобы не быть потом судимым (1Кор.11:31).

И в заключение просто не могу не привести здесь ещё и превосходные слова не знакомого мне Виктора Соколовского: «„Песнь песней“ возвращает человека к потерянному раю. Там, где обитает Любовь, нет пошлости, нет бесстыдства, разврата... Там эротика также чиста, как поцелуй ребенка... „Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь...“ (8:6-7). И Она – единственная, смерти противостоящая. Но то, что мы называем любовью в молодости – лишь прелюдия другой, высшей Любви. Она приходит с возрастом, когда о любви уже не говорят... Счастлив тот, кто сможет познать ее... Чаша его полна!»»
В другом «граде»...

Заканчивается Шаваровская критическая статья о «Песне песней» стихом из Евангелии Иоанна: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают".
Но позвольте: разве все верующие, прочитавшие или услышавшие в проповеди упоминание о «Песне песней» сразу же перестают пребывать во Христе и будут потом брошены в огонь? И разве в толкованиях знаменитой «Песни» есть хотя бы намёк на такую расправу?

Нет, нельзя запугивать людей книгами Священного писания и, тем более, не следует опошлять Библейские тексты и профанировать их авторов. Ведь тот же сочинитель «Песни песней» Царь Соломон написал и бесценные Притчи. Там есть такие слова: «И ты будешь стонать после, когда    плоть твоя и тело твое будут истощены (Притч. 5:11:11). Вся книга Притчей предостерегает, что следовать греху означает рисковать ужасными последствиями. Сексуальная безнравственность, уступка прелюбодеянию разрушают здоровье человека, так что плоть, люби или ненавидь её,  истощается и обесценивается к концу жизни. Непокаянному грешнику, в таком случае, остаётся дорога в озеро огненное (Отк. 21:8). Вряд ли «Песня песней» способствует такому печальному концу. Скорее наоборот: может остановить необузданного развратника.

Богослов Иоанн предупреждает нас: «если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде» (Отк. 22:19). Если учесть, что всё Священное Писание имеет пророческое основание и  инспирированно  Святым Духом, то за очернение и отвержение целой книги этого Писания критик её может совершенно неожиданно оказаться потом уже в другом, далеко не святом «граде»...

Не сказочка, не песенка!

Но в целом мысли и выводы христианки Натальи вовсе не напрасны. Более того, можно поблагодарить её за  то, что, хоть и не особо удачно, но затронула, так сказать, вторую (но далеко не главную!) сторону медали «Песни песней». Только вот весь этот её обличающий материал можно было и, наверное, нужно было подать без перегибов и надрыва. Порассуждать вместе с верующими людьми (а таковые на проза.ру, слава Богу, имеются) разумней, чем выдать на гора кучу сомнительных тезисов, определений, заключений и чуть ли не вердиктов. А то ведь от такой весьма своеобразной творческой работы может получиться обратный задуманному эффект. Иных читателей подобные отзывы о книгах Священного Писания могут даже утвердить во мнении, что Библия - сказочка невежественных фанатиков, песенка пылких фантазёров и безнадёжных романтиков. Но ведь это далеко не так!

Что касается не уверенных в себе и в своей святости верующих, в которых (по мнению нашей героини) чтение соломоновой «Песни» может вызвать порывы неукротимых страстей, пусть читают Библейские тексты, в которых поясняется как совладеть с собой и своей буйной плотью.
В крайнем случае, можно прибегнуть к методу Отца Сергия из одноименной повести Льва Толстого. Отец рубит себе палец в противостояние блудному искушению... Этот отшельник поступил по совету апостола Павла: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». Позже он всё-таки не устоит против искушений плоти, покинет монастырь и будет странствовать, пока не арестуют и в Сибирь сошлют. Песня Соломона тут никакой роли не сыграла. Во всяком случае, Толстой о ней не упоминает.

PS: Божьих вам, дорогая сестра Наталия, благословений и взвешенных,  плодотворных публикаций для потерявших всякую любовь и надежду, и застрявших в падшем миру христиан и нехристиан. Таковые, безусловно, имеются, причём, не мало, но, поверьте, не из-за чтения чудесной книги любвеобильного Царя Соломона - «Песня песней».

С уважением -

Петер


Рецензии