Соборность и превосходство

В свое время ознакомился с трудами многих отечественных философов. Читал без системы, не в хронологическом порядке – Бердяева, Розанова, Андреева, Лосского, Соловьева, Трубецкого, Гумилева, Флоренского. Разные философские течения, школы, подходы, идеи, выводы.
Да, у каждого - любовь к Отечеству. У каждого – своя, особая, от безусловного принятия до копания в очевидных проблемах. Да, каждый говорит о соборности нашего народа, о его великой миссии, о его объединяющей и даже спасительной роли в мировой истории, в культуре, в извечной битве добра со злом.
Но ни один отечественный философ не говорит о превосходстве нации. Никаких юберменшев, так любимых немецкой философией, никаких супергероев и Капитанов Америка. Никакого «бремени белого человека», «истинной арийскости», «голубой крови». Отечественная философская мысль не предлагает образ сверхчеловека, как это принято на философствующем Западе, нет, отечественные философы создают образ богочеловека – одухотворенного, единого с Природой, движущегося в русле вселенской логики. Там говорят «мы лучше всех, мы хозяева, юберменши, а вы рабы, унтерменши, служите нам», а здесь говорят «будем едины с Богом, а вы будьте с нами, будьте как мы, будьте лучше нас».
Национальное превосходство против соборности. Власть силы против силы духа. Рознь и превосходство против единения и равенства. Самовозвышение через унижение других против саморастворения через одухотворение всех. Вот в какой парадигме существует наше общество на протяжении многих веков. Противостояние цивилизаций – вовсе не пропагандистский лозунг, а объективная реальность. Зло против добра, как бы пафосно это ни звучало. Личные амбиции против ощущения общей сопричастности. Прагматизм против духовности. Почва для кровавых войн и непримиримой вражды. Непримиримой, поскольку идеологические платформы не просто разнятся, а взаимоисключают друг друга.


Рецензии