Клуб стереофонистов. Часть 2
Спустя короткое время Игорь с матерью получили наследство из Франции и стали обладателями некоей суммы в валюте, выданной сертификатами АО "Внешпосылоторг". На эти деньги в "Березках" можно было приобрести множество импортных дефицитных товаров. Игорь сразу же отложил часть валюты на автомобиль ГАЗ-24 и выпросил у матери деньги на аппаратуру. В Харькове достойных внимания аппаратов в здешнем "Каштане", аналоге российской "Березки", не оказалось, так что вся надежда была на Москву, а конкретно на "Березку", что на Сиреневом бульваре, которая специализировалась на радиоаппаратуре.
Совершив поездку в Москву, о чем отдельный рассказ, Игорь стал обладателем магнитофона "Sony TC-252", с колонками и усилителем, и проигрывателя "Dual-1219" с механизмом автоматической смены пластинок – шик и блеск по тогдашнему времени!
Советом Иван Иваныча о предпочтительном приобретении европейской техники Игорек пренебрег по экономическим соображениям; он и так считал "Dual-1219", стоивший столько же, сколько комплект "Соньки", излишеством, но подходящих аппаратов японского происхождения не нашлось, так что сошел и Dual.
Забегая вперед, скажу, что ГАЗ-24 Игорь тоже купил, но это уже другая история.
Итак, условия вступления в "Клуб стереофонистов" в виде наличия импортной аппаратуры были почти выполнены, оставалось только разыскать этот самый клуб. Как все полулегальные неформальный заведения, Клуб стереофонистов не имел конкретного адреса, и даже какого-либо помещения. Члены клуба собирались на дому у кого-либо, заранее созваниваясь о встрече, слушали записи, обсуждали новинки аппаратуры и музыкальные новости, часто все это сопровождалось легкими закусками под коньячок или чаще под водочку, одним словом, культурно отдыхали. Конечно, просто так пустить к себе в квартиру кого-либо "с улицы" хозяева не могли, поэтому приглашения удостаивались проверенные люди, имевшие рекомендации других членов клуба.
Необходимо было заводить "нужные" знакомства. Для начала мы решили позвонить Иван Иванычу, поделиться радостью от приобретения аппаратуры, а заодно узнать, не нужно ли ему еще что-либо записать из "модного". Иван Иваныч наши покупки одобрил, но от предложения о записях мягко отклонился, сославшись на то, что и так "этой западной тарабарщины" наслушался от дочери вдосталь. Касательно контактов с другими членами Клуба стереофонистов Иван Иванович посоветовал приходить на встречи, проходившие в живописном уголке Харькова, в "Классическом" переулке.
В ближайшее воскресенье мы после не очень удачного посещения балочки прошли по Набережной до моста, потом, немного по Клочковской и вот он искомый Классический переулок, со стеной и опорными колоннами, которые, говорят, были еще построены в эпоху Петра Великого. На небольшой площадке неторопливо прогуливались несколько человек, тут же стояли, негромко переговариваясь, группки весьма солидных дядечек, в большинстве своем немолодых. Кое-кто держал в руках проспекты и иностранные глянцевые журналы, посвященные радиоаппаратуре и звукотехнике. Мы присоединились к одной из таких групп, где мужчина в шляпе и кожаном плаще с жаром внушал коротенькому лысоватому собеседнику:
- Я же вам говорю, это "Ройаль де люкс", аппарат с большой буквы, Ухер, Германия!
- Побойтесь бога, Аристарх, ваша цена заоблачна, два рубля за приставку! Ну, я понимаю, если бы это был полный комплект, а так, к нему же надо еще колонки!
- Слушайте, вы же солидный человек, неужто нет у вас колонок?
- Вот вы опять в сторону, при чем здесь колонки? Мы говорим о цене, что она очень высока.
- Но и аппарат стоит этого, не какая-нибудь Сонька!
- Напрасно вы так о японской технике, Сони – очень приличная фирма, но ваша цена? Скиньте, хотя бы до рубля восемьдесят.
- Это для кого Сони – приличная фирма? Для начинающих, ну может, середнячков, а тут – настоящий "Хай Фай", сквозной канал, четыре дорожки, стерео! И, учтите: Аристарх бэушную технику не предлагает, только новьё, транзитом из Германии.
Мы стояли, слушая этот диалог, скорее всего, торг, и Игорь спросил у стоявшего рядом мужичка, простоватого на вид, в пальто и кепке:
- Скажите, что это за цены такие, два рубля, это что, код? Это сколько?
- А вы, молодые люди, наверное, новички?
- Ну да, нам сказали, что здесь собираются члены "Клуба стереофонистов…"
- Ах, вот оно что. А у вас, смею спросить, есть что-либо предложить?
- Это как?
- Ну какая у вас аппаратура, что хотите сдать или приобрести?
- Да мы вообще-то больше по музыкальной части… – сказал я, когда мужичок стал разглядывать портфель с дисками, который я держал в руке.
- У нас Сони ТК 252 и проигрыватель Дюаль! – Игорю не терпелось похвастаться недавними приобретениями.
- Ну, я же говорил, что Сони – это для новичков, – изрек Аристарх, слышавший наш разговор с мужичком в кепке, – вот, пожалуйста, молодые люди поклонники японского ширпотреба!
Игорь хотел что-то возразить, но Аристарх уже отвернулся к коротышке, продолжая расхваливать свой товар.
- А знаете, ребята, вы, когда придете в следующий раз, приносите с собой паспорта аппаратуры, ну или рекламные брошюры, здесь на слово никому не верят. Меня зовут Илларион, я тут почти каждые выходные бываю, – мужичок в кепке немного отвел нас в сторону.
- Аристарх всегда норовит впарить по завышенной цене. Этому Роялю красная цена рупь пятьдесят, а он два! Хитер, бродяга.
- А все же, сколько это в нормальных деньгах?
- Рубль – это тысяча советских деревянных. Такой жаргон выдуман, чтобы не смущать людей и чтобы не подумали, что мы тут спекулянты. А кстати, давно ли у вас Сонька?
- Да вот, с месяц как привезли из Москвы.
- Из комиссионки? Ну там, на Садово-Кудринской знаменитая комиссионка по аппаратуре, оттуда?
- Да нет, из "Березки".
- На Сиреневом? Ух ты, значит, новьё, фирма, уважаю! А кстати, вы на что записываете, на какую ленту?
- Да у нас еще только та катушка, что была в комплекте.
- Вот что, ребята, не вздумайте использовать советскую тип-10. Это смерть головкам. Кстати, могу предложить, у меня завалялось несколько катушек немецкой ОRWО, уступлю по пятнарику за 540 метров.
- Да мы это, не готовы сейчас покупать, – я не хотел вот так сразу совершать сделки. Мы с Игорем решили на первый раз просто присмотреться, что и как.
Игорь же загорелся купить пару катушек, ему явно хотелось проверить аппаратуру в действии:
- А парочку катушек можно у вас взять?
Илларион развел руками:
- Вот незадача, не взял с собой, но можете подъехать, я дам вам адрес, или лучше позвоните по телефону. – Илларион вынул клочок бумаги и нацарапал карандашом номер.
- По вечерам после пяти я всегда дома. Заодно покажу вам свою технику.
- А здесь кто-нибудь кроме аппаратуры интересуется музыкой? – спросил я Иллариона.
- Да, конечно. Только, видите ли, вкусы у наших людей, как бы сказать, специфические, и не обо всей музыке вам вот так прямо расскажут…
- Понимаю, эмигранты?
- Ну и это тоже. А какие у вас музыкальные предпочтения?
- Хард-рок, Битлы, Роллинги, Чикаго, Криденс, – я навскидку назвал первые пришедшие на ум группы.
- Этим здесь мало кто интересуется, вот разве что Битлз. Знаете, есть шикарный альбом "Help!", в изумительном состоянии, могу уступить, хотя сам весьма уважаю эту группу и не хотел бы расставаться с пластинкой.
- А можно, мы подумаем, здесь как-то все неожиданно…
- Вот видите того человека в джинсовом костюме? – Илларион показал на рослого худощавого мужичка с длинными волосами и в очках "а-ля Джон Леннон", – это большой авторитет по части музыки, хотите, познакомлю?
Илларион подвел нас к высокому мужчине.
- Вот ребята, новички, интересуются по музыкальной части.
- Привет! – изрек джинсовый мэн. Он производил впечатление взрослого хиппи, может, художника; судя по одежде и толстому золотому перстню на безымянном пальце левой руки, весьма преуспевающего. Что-то в нем было от человека искусства.
- Ну, так что вас интересует, молодые люди? Как вас, простите, зовут?
Мы представились.
- А меня зовут Иннокентий… Николаевич, – добавил он, глядя на нас пристально. – У вас, видимо, как и у всей нынешней молодежи, непреодолимая тяга к западной музыке? Так вот что я вам скажу – это все фуфло и ересь! Настоящее искусство, русское искусство, может быть только российским, заметьте, не советским, а именно российским! Вы слышали Петра Лещенко? А Вилли Токарева? А Аллу Демидову и цыганский хор? – Вот это искусство! Иван Ребров, хоть и немец, но как поет, у него же диапазон в четыре октавы!
Мы слушали Иннокентия и понимали, что уже слышали почти это же от Иван Иваныча.
- Скажите, а где можно послушать этих, м-м-м, исполнителей? – спросил Игорь.
- Ну, конечно же, не на концерте в нашем театре. – Иннокентий снисходительно улыбнулся. – Есть места, но, боюсь вам туда появляться еще рановато, простого любопытства маловато, нужны рекомендации наших людей. Приходите по выходным на наши тусовки. Если заинтересуетесь всерьез, продолжим знакомство.
Мы были весьма заинтригованы таким поворотом дела.
- Ты видел, какой у него перстень? – спросил Игорь, когда мы вышли из "Классического" переулка, направляясь домой, – он потянет на полторы штуки, не меньше.
- Полтора рубля, всего-то!
- Да, рубли эти меня восхитили, непосвященному человеку и невдомек, что там крутятся такие деньги.
- Солидная публика. Это не то, что фарцовщики с "балочки".
- И аппаратура у них классная, хотя бы у Иван Иваныча, помнишь, как басы мягко шли, как вибрировали в животе? Высокий класс!
Мы были под впечатлением еще долго в тот день. И главное, у нас теперь тоже была аппаратура, и мы могли приобщиться к этому элитному сообществу. Это наполняло душу радостью ожидания волшебства качественного звучания и интересом к новой, неизвестной нам странице музыкальной культуры под интригующим названием "эмигранты".
Свидетельство о публикации №225050601709