Клуб стереофонистов. Часть 5

Идея о хороших колонках, зародившись после посещения Семена Ароновича, стала для нас почти навязчивой. Игорь обзванивал знакомых и полузнакомых, ища подходы к магазину "Дом радио", где мы рассчитывали купить хорошую акустику. Те колонки, что давались к Соньке, звучали неплохо, но были небольшими по размеру и по нашим представлениям, не могли дать глубокий низкий бас. Конечно, они были удобны, так как пристегивались к Соньке и составляли вместе нечто вроде чемодана, но как акустика были слабоваты. Особенно это почувствовалось, когда мы, приобретя по случаю старый приемник высшего класса "Фестиваль", подключили его в качестве "сабвуфера". Низов стало достаточно, но высоких было маловато, и надо было что-то делать. Мысль о фирменных колонках растаяла ввиду непомерной их стоимости. В "Березке" можно было взять Tandberg или Grundig, но по такой заоблачной цене, что мама не горюй! Да и мать Игоря, выделив ему энную сумму на аппаратуру, не поняла бы его возросший спрос, так как он ее же убеждал, что Сонька – это законченный продукт, с колонками и усилителем, и ничего сверх этого покупать не надо. А тут – супер-пупер колонки!

Итак, оставался выбор только советской акустики, и тут нам подфартило: знакомый знакомого друга родственника сообщил, что в Дом Радио ожидается поступление партии акустических колонок из Риги для радиолы "Симфония". Это уже было что-то! И вот, через "завмаг, через товаровед, через директор магазин", как говаривал известный сатирик, мы, переплатив двадцать рубликов, приобрели два полированных деревянных ящика с серой обивкой лицевой части, с динамиками и фазоинвертором – чудо советской аудиотехники – акустические колонки от радиолы "Симфония"!

В этих колонках было три полосы с динамиком на каждую из них. Басовые звуки шли через низкочастотную головку 6-ГД-2, прямого излучения, средние – через 3-ГД-1, и в качестве "пищалок" – 1-ГД-3. Колонки были рассчитаны на ламповый усилитель и имели сопротивление 8 Ом. К счастью, выход Соньки был также рассчитан на 8 Ом, так что мы смело подсоединили эти колонки к магнитофону. Поставили катушку с записью T.REX, где хорошо слышались высокие тона, включили воспроизведение и обалдели! Запись зазвучала по-новому! Явственно прослушивался "эффект присутствия". "Вот бы сюда запись с концерта, наверное, была бы иллюзия, что ты сидишь в концертном зале!" – подумал я. Высокие частоты давали "прозрачность" звуку, те же самые записи, по сто раз прослушанные, зазвучали по-новому. Это было чудо!

Мы с Игорем решили провести нечто вроде "musical party", музыкальной вечерушки, а-ля мини-сессия клуба стереофонистов, пригласив к себе Валеру Фармацевта в качестве слушателя и музыкального критика. Валера играл на бас-гитаре в ресторанном ансамбле, знал множество хитов, увлекался как и мы рок-музыкой и имел за плечами музыкальную школу по классу фортепиано. Конечно, о приглашении кого-то из "мэтров" клуба стереофонистов не могло быть и речи. Там уж очень солидные люди, да и репертуар наш им скорее всего не подошел бы. А тут свой брат студент, да еще и хороший приятель, чем не вариант?

Наметили встречу на пятницу, сразу после занятий. По дороге зашли в замечательный магазинчик на Сумской, где выбрали бутылку болгарского вина "Варна". Коньяк нам был не по карману, а водку в студенчестве мы вообще избегали, считая ее неким убойным плебейским напитком. Водка била по мозгам, а нам нужна была легкая эйфория, чтобы поглубже прочувствовать музыку. "Варна" имела богатый виноградный букет, приятный сладковатый вкус и приличный градус. Все это выгодно отличало это вино от традиционных дешевых студенческих вин, вроде плодово-ягодного "Билэ Мицнэ", которое у нас звалось "биомицин". Конечно, "Варна" стоила дорого по нашим меркам, но Фармацевт легко решил эту проблему, у него всегда водились деньги от ресторанных "чаевых", которые он называл "парнасом". В качестве музыкального материала мы выбрали недавно записанный с новенького "винила" альбом Пола Маккартни "Band on the run". Конечно, этим альбомом наша "сессия" не ограничилась, но это был настоящий "Хит", с большой буквы. Надо сказать, что альбом этот мы прослушали весь от начала до конца, не прерывая звука и не выбирая конкретных композиций. К тому времени у нас уже сложилось мнение, что альбомы надо прослушивать целиком, потому что песни на них не зря записывали именно в таком порядке, что за этим стоит идея авторов и звукорежиссеров, да и всех, кто участвовал в выпуске хитов. Из всех композиций альбома "Band on the run" самыми хитовыми мы считали "Mrs.Wanderbild" и "Picasso's last words". Когда зазвучали басовые аккорды, Валера Фармацевт как-то импульсивно задергался, как бы подыгрывая Полю Маккартни на бас-гитаре, его эмоциональность передалась и нам, это было удивительно. Я вообще обращал внимание, что люди, причастные к музыкальному миру, которые играют на каком-либо инструменте, состоят в группе, пусть даже не слишком известной – они по особому реагируют на музыку, они как бы живут в ней, они воспринимают звуки так, как если бы они находились в этот момент среди музыкантов на концерте.

Ну а когда дело дошло до финальной композиции "Picasso's last words", мы все сидели как завороженные. И призыв Маккартни "Drink to me, drink to my health" мы воспринимали чуть ли не буквально, поднимая бокалы янтарного болгарского вина под великолепную аранжировку композиции.

Этот альбом мы слышали много раз и до этого, а тут произошло чудо: звук настолько был чист и прозрачен, басы так мягко обволакивали, вся стереокартинка была настолько впечатляющей, что мы получили просто необыкновенное удовольствие. "Вот что значит хорошая аппаратура" – восхищался Игорь.

После этой знаменательной сессии нашего мини-клуба Валера загорелся идеей также приобрести акустику. У него уже был аппарат SONY TC-270, купленный в комиссионке в Москве, не новый, но в хорошем техническом состоянии. К магнитофону также пристегивались колонки, образуя своеобразный чемодан, что было характерно для аппаратов Sony такого класса. Чем-то эта модель была похожа на TC-252, которую пользовали мы с Игорем, и ей так же, как мы уже поняли, не хватало хорошей акустики. Игорь снова навел справки насчет звуковых колонок в "Доме радио" и оказалось, что та партия, что была завезена, еще не вся распродана, ее придержали на конец месяца "для плана". Я тоже захотел прикупить себе акустику, хотя ни фирменной аппаратуры, ни даже усилителя не имел. Просто решил приобрести колонки на будущее.

Итак, очередной наш гешефт с "Домом радио" и переплатой по двадцатнику с носа обогатил нас с Валерой Фармацевтом колонками от стереорадиолы "Симфония" рижского радиозавода. Отличались эти два ящика от тех, что были у Игоря, отделкой, если у него покрытие было лакированным, то наши были матовыми, что смотрелось как более демократичный вариант. Ну, да не в покрытии счастье, решили мы и наметили провести испытание новой акустики у Валеры дома. Я свои колонки пока складировал у Игоря за неимением другого места, лишь только пробно подключив их к "Соньке" Игоря и удостоверившись в полной исправности акустики.

Валера жил с родителями на "Новых домах", в четырехкомнатной квартире, где у него была своя отдельная комната. Это было настоящее царство любителя музыки: плакаты, магнитофон Sony TC-270 с родными колонками, подвешенными в углах комнаты, грандиозный беспорядок среди вещей и одежды, а главное – большая басовая колонка с динамиком 2-А9 от киноаппаратуры "Кинап" и отдельным "кинаповским" усилителем, через который Валера подключал свою бас-гитару, когда проводил репетиции или разучивал новые партии. Родители относились к увлечению Валеры снисходительно, соседи иногда возмущались, но Валера основные репетиции проводил среди дня, когда все были на работе, так что конфликтов удавалось избежать. И вот среди всего этого появилась акустика от "Симфонии", которая привнесла свои нотки прозрачности звука.

Валера подготовился к нашему приходу основательно: он подсоединил свой басовый набор в качестве сабвуфера и подключил колонки от "Симфонии" вместо штатных "Сониевских", получив весьма классный звук. Катушки с записями мы привезли с собой, т.к. у Валеры не было проигрывателя, и ему не с чего было делать качественные записи. На этот раз мы решили прослушать альбом "On Time" группы "Grand Funk". Мы уже имели представление, как звучит этот альбом на колонках "Tandberg" у Иван Иваныча, и теперь хотелось прослушать его на Валериной аппаратуре.

Когда зазвучали аккорды басовой гитары в композиции "Heartbreaker", мне показалось, что у меня вибрирует живот, это было что-то! Может, на фирменной акустике бас был мягче и отчетливей, но здесь так навалилась его густота, что звук ощущался физически. Валера сиял от радости. Ему вообще нравились басовые звуки, а тут было их в изобилии. Прослушав Grand Funk, мы еще уделили внимание альбому "Sticky Fingers" Роллингов с их замечательной композицией "Wild Horses". Голос Мика Джаггера и гитарные аккорды звучали так естественно, что казалось, что исполнители где-то рядом. Ну а альбом "Dark side of the moon" Пинк Флойд – это настолько богатая палитра звуков, что словами тут мало чего можно передать. После вступительной более-менее спокойной вещи резкий звон будильников – это был шок! Ну и на второй стороне альбома композиция "Money" с ошеломляющим стереоэффектом большой работающей машины, со звоном чеканящей монеты! Да и весь остальной альбом – недаром считающийся лучшим альбомом из рок-музыки ХХ века. Впечатлений мы набрались выше крыши, и долго еще потом обсуждали тему акустики, признав, что без хороших колонок мы просто многие звуки не слышим.

Приобщившись к избранному обществу любителей стреомузыки и хорошей аппаратуры, мы на всю жизнь остались поклонниками качественного звучания, пройдя все ступени от аналогового к цифровому воспроизведению с его неисчерпаемыми возможностями. И нам, думается, очень повезло познакомиться с некоторыми представителями "Клуба стереофонистов" в далеких 70-х годах прошлого века.


Рецензии