Наверно вот свиноферма... О миниатюре Лукомникова

Миниатюра "наверно / вот свиноферма..." поэта Германа Лукомникова очень своеобразна по многим аспектам стиховедения и лингвистики...


***

наверно
вот свиноферма
собственно

сельмаг

ёксель-моксель


Что же касается Интегрального стиха (И-стиха), то начну с того, что обычно в И-стихе редко учитывается семантический (интонационно-семантический) компонент, причина очевидна - этот компонент редко влияет на общее соотношение компонентов композиции И-стиха. Однако здесь он влияет настолько, что становится собственно определяющим И-стих, его форму. Влияние это было бы невозможным без интеграции с рифменностью. В целом интонация сиюминутного размышления и/или потока сознания лирического героя компенсирует и смягчает И-доминанту рифменности, делает её естественной и ненавязчивой; как итог или постскриптум - разговорное "ёксель-моксель". Ирина Чуднова отмечает (личная переписка), что именно это финальное слово определяет структуру композиции, но автор к нему лишь постепенно подводит читателя: "важно, что свиноферма предшествует ёкселю, то есть нам сперва предъявляют новую формулу, а потом показывают привычный образчик, наоборот было бы не так интересно".

В свою очередь сама рифменность, её структура представляет собой интеграцию тотального комбинирования звуковых сегментов текста с общей рифменной неточностью, точнее, "неухватностью", когда слух не успевает охватить все подобные связи, а если и ухватывает, то не успевает "переварить", когда структуры сплетены, идут одна за одной; опять же, "отвлекает" слушателя слежение за семантикой, за потоком сознания-созерцания лирическим героем этого сельского пейзажа... по принципу "что вижу, о том пою"... своеобразное "роуд-муви", - самодостаточный кинофрагмент, вполне рационально смонтированный режиссёром поэзии Германом Лукомниковым; и вот его собственное пояснение структуры рифменности (личная переписка):

<< Ну вот если изменить форму записи:

наверно
вот свино-
ферма
собственно

сель-
маг
ёк-
сель-
мок-
сель

— становится понятно, что это именно практически "сплошная рифма">>

Позволю себе дать ещё один вариант самого начала саморасшифровки поэтом структуры рифмы этого стихотворения (рифморефлексии поэта):

наверно
вот сви-
ноферма...

То есть предударный(!) слог НО в слове "свиНОфе'рма" сильнее проявляет себя в метрофонической рифмопаре "наве'рно / ...н[а]фе'рма", чем в рифмопаре "вот свино- / собственно", хотя по эстетическому компоненту эта вторая рифмопара изысканнее и глубже первой (скрытая каламбурность, вариативность интонирования при чтении и т.п.) и более соотвествует эстетике приглушённости рифмы в И-стихе.

Очевидно, что слоговый компонент является главным структурным элементом в рифменной композиции миниатюры - "кирпичиком" её комбинаторики, и особенно это видно во 2-й части самоанализа автора, во 2-м строфоиде, где каждый слог располагается на отдельной строке. И здесь я снова позволю себе сделать важное дополнение: предпоследний слог "мок" рифмуется и с "маг", и с "ёк", образуя композиционную структуру АБАБА, где А - стабильный слог "сель" (некая тавторифма, или рифмо-рефрен). Элемент Б представляет собой гораздо более сложную составляющую, когда происходит своеобразное структурное слияние (на стыке двух слов) последнего слога первого слова (сельМАГ) и первого слога второго слова (ЁКсель-моксель). Финальное слово "ёксель-моксель" - само по себе многозначное, многовариативное междометие с элементами зауми - в итоге развития композиции становится действительно определяющим, поскольку лингвистическая его структура задана изначально (слово-отзвучие), а поэт, используя известный футуристический приём "мелкой колки слов", встраивает эту слоговую структуру в более развёрнутую цельную авторскую композицию на основе этих "отзвучий" / внутренних рифм.

Любопытно сравнить и в целом два строфоида, см. выше саморазбор Германа Лукомникова. Если проводить параллели с музыкальной композицией, то первый - катреноподобный - строфоид есть не что иное как музыкальный период (или предложение), а второй - рондо, со слогом "сель" в качестве рефрена. В целом - укрупняя и экстраполируя - можно заметить элементы сонатной формы и даже 2-частной сонаты. Своеобразными элементами разработки (вариативности) служат в 1-й части уже рассматриваемый выше слог "но", а во 2-й части стык "маг-ёк" (это подобно, например, внезапному внедрению размера 5/4 в маршеобразные 4/4). Вот эти самые элементы разработки формы - в числе прочего - расшатывают устоявшиеся в головах читателей классические рифмические структуры, усложняя и индивидуализируя рисунок стиха (здесь - на микроуровне), аналогично тому, как в эпоху Серебряного века - на макроуровне - поэты расшатывали структуры катренов (строфика) и силлаботоники (метрика), приближая поиски Велимира Хлебникова и - в частности – масштабное предвосхищение им современного И-стиха в интегральной поэме "Берег невольников".

Рациональность "сборки" и иррациональность потока размышления – такая интеграция, такое "сближение далековатых идей" (читай - компонентов) (уже по Михаилу Ломоносову) дополняет общую звукобуквенную и слоговую "картинку" формы миниатюры Германа Лукомникова. И авторское чтение этой миниатюры в числе других своих стихотворений 14 марта 2025 года в Москве в библиотеке им. Н.А. Добролюбова это подтвердило.

Александр В. Бубнов,
05-06 мая 2025 года,
Москва.


Рецензии