Ваше благородие, госпожа die fremde...
МОЦАРТ НА СТАРЕНЬКОЙ СКРИПКЕ ИГРАЕТ …
Второго такого кафе в мире нет. Мыслимо ли: здесь, в Cafе Frauenhuber, в самом центре Вены, на Himmelpfortgasse, 6, часто выступал сам Моцарт. В марте 1791 он в последний раз порадовал почтенную публику в качестве пианиста. Здесь он творил и свой легендарный «Реквием». А в доме напротив 5 декабря 1791 года великий Вольфганг Амадей и завершил земной путь.
О гениальном маэстро напоминает негромкая, льющаяся под древними сводами сей ресторации божественная музыка. Под дивные звуки «Волшебной флейты» мы пьем кофе, который кажется небывало вкусным быть может благодаря величественной музыке или в силу действительно непреходящих достоинств…
- Кофе и в самом деле великолепный,- подтверждает Ирина, не без улыбки глядя на то, как я восторженно озираю почти оригинальную обстановку кафе, бережно хранимую уж третий век: старинные часы, фонари, стилизованные под газовые, диванчики, а также отдельно стоящие заботливо отреставрированные кресла.
Ирина приехала в Австрию 20 лет назад. Она, можно сказать, представитель постсоветской волны иммиграции. Тогда, в лихие 90-е века минувшего, когда, казалось, рушилось все вокруг, несколько тысяч наших сограждан прибыли на родину Моцарта в надежде обрести здесь то, о чем на территории 1/6 части суши они и думать позабыли: стабильность, возможность твердого, не подверженного галопирующей инфляции, заработка, спокойную, без этнических конфликтов и иных потрясений, жизнь.
По-разному сложились судьбы этих людей. Кому-то повезло, кому-то не очень. Ирину, например, кое-кто на die fremde едва-ли не везунчиком считает, дескать, в рубашке родилась. Издает бесплатную русскую газету «Давай!», журнал, который освещает актуальные для диаспоры проблемы. Кстати, редакция размещается неподалеку в доме, которому без малого около 800 лет.
Нужно заметить, что секрет «везунчика»- Ирины достаточно прост: с первых дней и поныне трудится не покладая рук. Тем же кто подобно одной ее знакомой, прибывшей из Казахстана примерно в одно с ней время, намерен полагаться на условия местного социального рая, стремясь поменьше работать и побольше получать - успех не светит, ибо в Альпийской республике нужно быть на высоте во всех отношениях.
Сегодня российская диаспора в Австрии представляет собой крупное сообщество, насчитывающее по разным оценкам до 300 тысяч человек. В некоторых школах преподается русский язык. За распространение «великого и могучего» ответственно местное общество славистов. При Венском православном храме действует русская воскресная школа.
Существуют и неформальные объединения: ассоциация российских соотечественников, австрийско- российское общество дружбы и другие.
Проживали здесь именитые наши соотечественни: маэстро Хворостовский, бывший мэр Москвы Лужков и другие.
Ныне основным каналом притока россиян в страну по праву считается поход за образованием.
Учиться в Венском Университете, других образовательных центрах не только престижно, но и полезно, о чем свидетельствует рост числа участников различных международных интеграционных объединений. Одно из них - международная академия «Энергия для жизни», действующая в небольшом городе Франкенфельсе (Нижняя Австрия). Академия являет собой лагерь для детей и юношества под патронатом доктора Э. Прёлля - главы правительства Нижней Австрии.
Более 150 детей из России и еще девяти стран стали участниками творческих кружков по четырем направлениям: музыка, художественная гимнастика, хореография и журналистика. Среди преподавателей признанные мастера такие, как альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Бузлов, альтист из Германии Вальтер Хюснер и другие.
Активное вовлечение юных иммигрантов в различные общественные движения поощряются специальной программой интеграции. Представитель этой программы Алексей Санко в интервью уже упомянутой газете «Давай!» сказал следующее: - Здесь, на моей второй родине, я хочу общаться с людьми и иметь возможность участвовать в общественных процессах. Я хотел бы быть примером успешного сосуществования в Австрии, достичь которого можно благодаря прилежной работе, открытости по отношению к миру, ответственности и интеграции.
К сказанному остается добавить еще один абзац из газетного материала. В Ростове-на-Дону, где вырос Алексей,его родители, заядлые спортсмены, вложили в него очень многое для дальнейшей жизни. После учебы в институте физкультуры Алексей играл в волейбол в известных клубах России, Австрии и Италии. С апреля 2010 А.Санко представляет совет общины Мариа- Энчерсдорф, а с сентября 2011 играет в австрийской команде, являясь одним из менеджеров волейбольного клуба «Hypo Niederosterreich».
KOMMEN INGROBEN ZAHL HIER !
В отличие от приезжающих учиться тем, кто в последнее время прибывает на ПМЖ, приходится все больше надеяться не на разнообразные объединения, а на самих себя. При этом хорошо знакомый родимый тезис: «Понаехали тут!», которым, как известно, российский обыватель традиционно пеняет «гостям» из ближнего и не очень зарубежья, оборачивается не менее эмоциональным с прусским акцентом: « Kommen ingroben zahl hier!».
А то?! Усиливавшийся в начале 2010-х еврокризис, гнавший в Альпийскую республику, имевшей наименьший даже с, казалось, самой благополучной Германией уровень безработицы (около 4,5%), увы, и обитателей иных стран заветной шенгенской зоны, добропорядочных бюргеров гостеприимнее не сделал. Тем паче, если «понаехавшие» явились - не запылились с постсоветского пространства. Последних австрийский обыватель вычисляет быстро и решительно. Способов при этом несколько. Самый простой, допустим, определить их подход к утилизации отходов.
Нужно заметить, что к данному процессу тут вообще относятся трепетно. Во все той же газете «Давай!» была опубликована заметка из Бургенланда под характерным заголовком: « В местных канавах проверили мусор». В рамках акции под девизом: «Не разбрасывай мусор! Сточные канавы - это не свалки!», выяснилось, что за год в сточных канавах Бургенланда оседает почти 1400 тонн отходов. Сортировка выявила, что доля крупногабаритного мусора (электроприборы и автопокрышки) составила почти 30%. Остальной мусор представлял собой пластиковые бутылки (30%), бумагу (30%), отходы стекла и металла (10%), то есть первенствовали упаковочные материалы.
При этом, согласно компетентному мнению сотрудника местной ассоциации по утилизации мусора, то, что упаковка валяется в сточной канаве значительно усложняет не только ее переработку, но и в результате городской бюджет вынужден выделять на эти цели гораздо большие средства. А именно - до 1,8 млн евро. И потому, и это должен знать всяк прибывающий на брега Дуная, во избежание косых взглядов коренного населения и немилосердных штрафов нужно сразу разобраться какой из бачков для чего предназначен. Для отходов биологического происхождения - один, для синтетических материалов - другой. Свои бачки, как легко догадаться, имеются для макулатуры, а также для стекла.
Нужно заметить, что данный («мусорный») метод - не единственный, позволяющий безошибочно отличить «понаехавших» последней волны. Ещё? Извольте! Употребляете ли вы в пищу конину? Ах, нет? Ну, тогда с вами все ясно. Ибо конина традиционно входит в состав любимых тут паштетов, не говоря уж о прочих сосисках и колбасах. «Аборигенам», кстати, крайне трудно было уразуметь суть недавнего европейского продовольственного скандала, когда в сосисках, поставляемых из третьих стран в зону Шенгена, обнаружилось вдруг (о, ужас!) лошадиное мясо …
Преимущества данного и не только данного методов Дмитрию и Илоне, молодой семье, приехавшей полтора года назад, довелось оценить по достоинству. Косых взглядов, штрафов и недоумённых реплик поначалу хватало. Дмитрий, выходец из столицы, несколько лет назад уехал в Грецию, соблазнившись тамошними красотами. А тут вдруг большой греческий кризис … Хотя, как говорится, кому - война, кому - мать родна. Вопреки неблагоприятным экономическим обстоятельствам встретил свою любовь и, недолго думая, сочетался узами Гименея. Затем вместе с молодой женой решили отправиться на поиски счастья в более стабильную в экономическом плане страну. В Австрии их никто не ждал, за исключением разве что дальних родственников, бывших наших соотечественников, а ныне граждан Греции, также вынужденных покинуть благословенную Элладу из-за нашумевшего кризиса.
Чтобы прокормить семью и получить вид на жительство, Дмитрию пришлось несколько месяцев потрудиться на укладке мраморных плит в Вене. Иной работы, впрочем, и не было. Чтобы ее (нормальную работу) получить на все здесь требуется родной, то бишь, австрийский, диплом.
Когда после очередного дня ломовой работы Дмитрий утром от боли в спине едва смог подняться с постели, молодые люди отважились начать учебу на курсах, по окончании которых смогут получить заветные дипломы и работу по специальности. Благо, устроиться на такого рода курсы представилась возможность по протекции греческих родственников.
Сперва Дмитрия с Илоной определили на курсы немецкого языка, и только затем его стали обучать профессии автомеханика, её - готовить к службе в сфере общественного питания. Получают стипендии, которые покрывают расходы на питание. А вот на оплату съемной квартиры и драконовских (только за мусор - 200 (!) евро в месяц) коммунальных денег не хватает, помогают родители из России.
Учиться Дмитрию и Илоне предстояло не один еще месяц, прежде чем, предварительно выдержав экзамены и получив дипломы, они принялись за поиск работы. Параллельно с учебой проходили практику. Дмитрий в одном из многочисленных сервисов, расположенных вдоль трассы: Вена - Грац, а Илона - в итальянском и австрийском ресторанчиках в Граце. Уставали, но не переставали (в Австрии им нравилось) строить планы на светлое будущее, включая покупку квартиры или дома по ипотеке. Вот только детей в их далеко идущих планах пока нет. Завести малышей - это дорого, сначала надо, как говорится, встать на ноги в материальном отношении…
… UND TABU
От Cafе Frauenhuber, с которого мы начали свой рассказ, совсем недалеко до другого памятного для жителей Вены и не только места, связанного с другим гением. Речь, разумеется идет о доме по адресу: Berggasse, 19, известному всему миру как дом-музей Зигмунда Фрейда. Именно здесь отец психоанализа написал многие свои произведения, ставшие бестселлерами ХХ столетия: «Тотем и табу», «Толкование сновидений» и другие.
В доме заботливо сохранена обстановка ушедшей эпохи: оригинальная мебель, которая была изготовлена одной из частных фирм по заказу великого психоаналитика в 30-х годах века минувшего. Сохранены архив, научная библиотека. Действует постоянная выставка его работ, а выставочный зал соседствует с видеозалом, где вниманию посетителей предлагаются фильмы о жизни и деятельности человека опередившего время.
Нужно заметить, австрийско подданные творчески преобразовали учение именитого соотечественника, очевидно, памятуя о нашумевших парижских погромах и случившихся не так давно бесчинствах иммигрантской молодежи в столице Швеции, табуировав свое общество от чужаков. А то? К чему, понимаешь, потомкам венценосного Фридриха обременять себя излишними хлопотами?
Не обошли при этом своим вниманием они и столь важную сферу, как матримониальные отношения. Надо ли говорить, что смешанные браки тут, в отличие от остальной Европы и всей Америки, не приветствуются? А то? Семья ведь, как Фрейда ни трактуй, все еще является ячейкой любого общества.
Местные интернетовские сайты обошла между тем очередная леденящая душу история нашей бывшей соотечественницы. Нинели, после того, как она сочеталась с гражданином Альпийской республики вторым браком, довелось изведать горечь непонимания. Дело в том, что и для ее избранника то была уж не первая попытка обустроить семейное гнездышко. От первой попытки у него остался 13-летний сын. Так вот, избранник был категорически против того, чтобы суженая привезла с Родины своего трехлетнего сынишку, настаивая на следующем аргументе: его сын никогда не поймет с какой это стати его отец живет с чужим сыном …
Не меньше внимания уделяется и подрастающему поколению иммигрантского сообщества. Детские сады, допустим, стали бесплатными, дабы дети «понаехавших» учили немецкий язык с младых ногтей, впитывая, таким образом, новую культуру - культуру Моцарта и Фрейда. И не только. Табуирование с помощью отечественной системы знаков означает и постепенное знакомство, а стало быть, чаще всего принятие обычаев и традиций коренного народа. То же, собственно, и в школах. В некоторых из них до 90% детей говорят на немецком.
Вопрос лишь в том: помогут ли эти и другие меры, способствуя мягкой интеграции в общество приезжих, сохранить местный социальный рай?..
… Венчание в соборе Святителя Николая подходило к концу. Немногочисленные родственники и гости, участвовавшие этим жарким ( +36 !) летним днем в церемонии, выглядели умиротворенными, ибо здесь, под сводами старого храма, царили не только благодать, сопровождавшая старинный обряд, но и прохлада. А потому ничто не способно было омрачить счастья венчавшейся молодой пары.
- Отмечать будете, наверное, в ресторане «Владимир»?- не удержался я от вопроса одному из гостей, оказавшемуся по случаю рядом со мной у церковных стен, и думая про себя: «Где же еще отметить русскую свадьбу в Вене?!»
- Нет, на природе. Едем за город,- последовало в ответ.
Венчание, тем временем, завершилось, а в дверях показалась еще одна группа с женихом и невестой во главе …
Свидетельство о публикации №225050600362