Но ног у отца уже не было...
Друзья!
Из Сети
"График движения электричек Серов-Екатеринбург ежедневно с 31 марта 2025 года.Остановки: Дровяное, Лобва, Ляля, Верхотурье, Выя, Верхняя, Кушва, Гороблагодатская, Баранчинская, Нижний Тагил, Невьяск, Верх-Нейвинск, ВИЗ, Екатеринбург-Пасс."
Расстояние от Серова до Екатеринбурга по прямой равняется 307 километров. По автомобильным трассам придется проехать 371 километр". https://doberemsya.net/
...Други!
Всю жизнь, со студенческих лет, езжу по "железке" на поездах дальнего следования. Но не так давно был отменен прямой пассажирский состав Серов-Сосьва-Карпунино- Алапаевск- Екатеринбург (Свердловск). Теперь здесь ходят электрички, но с пересадкой в Алапаевске (что не очень удобно).
Путь от Серова (через ж.д.станцию Сотрино) до Алапаевска на поезде составляет 205,41 километра.
Ночной пригородный поезд(электричка) Алапаевск - Екатеринбург номер 6772/6771 отправляется со станции Алапаевск в 02.39 и прибывает на станцию Екатеринбург-Пасс. в 07.28 по местному времени, время в пути -4 ч 49 м. По пути следования пригородный поезд(электричка) останавливается на 21 остановках.
А в 60-е годы,к счастью, мне и другим молодым м пожилым сотринцам, сосьвинцам,карпунинцам не надо было беспокоиться о такой неудобной задержке в пути.
Сегодня "зеленый свет" для всех желающих попасть в столицу Урала открыт по другой ветке:Серов- Нижний Тагил-Екатеринбург, где ходят поезда даже из далёкого ханты-мансийского Приобья и можно прямиком ,без пересадок,добраться аж до Москвы.
Но, повторю,жителям посёлков и станций на Серово-Сосьвинско-Карпунинской ветке уже не позавидуешь.
Да, и мало, сдаётся, их осталось: не прибыльны для железнодорожников полупустые вагоны.
Об этом -ниже!
В.Н.
***********
1."Держись,сынок!"
...ОТЕЦ возвращался из вагон-лавки, нёс в сетке хлеб, две бутылки «перцовки»
(приехал в гости брат Зотовны). Стемнело. Впереди показался свет прожекторов
идущего со стороны Сосьвы грузового поезда. «На первый путь!» — привычно отметил
Николай Якимов, зная по многолетнему опыту, что паровоз должен остановиться у
ближайшей водозаборной колонки, набрать в тендер воды. Увы, в тот день она не
работала. И состав приняли на запасной: он должен был протянуться в самый дальний
конец станции, чтобы заправиться у второй колонки (предназначенной для местных
паровозов, которые работали на подъездных путях леспромхозов).
Когда старший Якимов понял, что двойник (тянули состав сдвоенные паровозы) не
думает сбавлять скорость и движется по другому пути, прямо навстречу ему, было уже
поздно. Хотя опытный путеец, отец всё же успел отпрыгнуть в сторону, но мотнулась
перекинутая через плечо сетка и зацепилась за работающие маховики локомотива. Его
тут же потянуло под колеса.
Николай Якимов и тут сумел извернуться: схватился руками за какую-то паровозную
деталь и повис на ней. Но ног у отца уже не было. Хлестала на снег алая кровь,
перепуганный машинист, высунувшись в окошко, экстренно тормозил тяжелый состав.
Отца волокло за паровозом еше несколько десятков метров.
Он выжил. На том грузовом составе, в кабине машиниста, перетянув жгутами
оставшиеся культяшки, отца отправили в Серов, в железно- дорожную больницу.
Оттуда вышел бригадир-путеец полным инвалидом, которому только-то и оставалось
просить милостыню.
Но не сдался старый железнодорожник, настоял на том, чтобы сделали ему протезы. И
ещё лет пять ходил на них, пока вконец не обезножил и не свезли его на
новосотринское кладбище.
Вспоминает сын В. Н. Якимов:
— Поражался я его жизнелюбию. Мог на вечеринке отплясывать на своих протезах,
ходил в лес на лыжах собирать сосновые шишки (сдавал потом в лесничество). По
хозяйству все делал...
Наверное, вот эта сила волн, упорство в настойчивость передались от отца и Владимиру
Николаевичу. Его тоже жизнь не раз пробовала на излом.
He раз в трудные минуты мысленно обращался сын за советом к отцу. И словно бы с
того света доносился ему родной, прокуренный, с хрипотцой, голос:
— Держись, сынок! Главное, духом не падай... Все образуется...
...Велико нефтеюганское кладбище, уже не вмещает всех «жмуриков». Пришлось срочно
расширять. И сколько там молодёжи лежит: кто спился, кого убили, кто в аварии погиб,
я кто и сам себя лишил жизни — от безысходности, тоски, одиночества. Освоение
Севера оплачено тысячами и тысячами молодых жизней.
Мог ли в Нефтеюгавске спиться, до срока сгинуть мой бывший одноклассник Володька
Якимов? Наверное, мог. «Друзья -товарищи» ус- лужливо предлагали и наркотического
зелья, и «злодейкой с наклейкой» приманивали. В те времена всякий люд по Северу
шлялся, много «условников» присылали. И всё же такого разгула преступности, как
сейчас, не было в середине шестидесятых годов. Пассажиры, не улетевшие из-за
непогоды, оставляли спокойно свои веши в дошатом сарайчике аэропорта — и никто их
не воровал. О квартирных кражах, грабежах не слышал тогда В. Н. Якимов.
Пить, конечно, пили люди. Вот и первая жена Галина (мать Игоря и Ольги)
пристрастилась к рюмке. А ведь какая скромная была женщина (с Урала он её, из
деревни Матушкино, взял, наречённую). Работала в ОРСе, а там влипла в плохую
компанию.
— Как-то поругал Галину, — вспоминает Владимир Николаевич, — а на другой день
звонят мне на работу, говорят: отравилась твоя жена. Ну, я и бухнул поначалу, мол,
слава богу! Только потом врубился: дело-то серьёзное!..
Словом, похоронил мать своих детей на нефтеюганском кладбище, не уберёг суженую.
Виноват ли? Наверное... Оленька была совсем крошкой. Игорь в школе учился. Куда он с
ними? С год холостяковал,один растил детей. Одно слово «растил» — больше на
экскаваторе пропадал. Помогали соседи, сестра. Но все не то.
Нашлась добрая женщина Ася, согласилась прийти в его семью (ра- зошлась с мужем,
тоже двое детей осталось). Так вместе и воспитывали уже четверых.
Сейчас легче: выросли у Аси сыновья, и Игорь вырос, своей семьей обзавелись. У Ольги
появилась дочь Женька. Недавно приезжали в гости к отцу. Подивился Владимир
Николаевич: «Ну и шустрая!» Четырёхлетняя внучка Женька нисколько не была похожа
на тех детей.
что в сороковых - пятидесятых начинали свою жизнь в уральской глубинке.
— Были ведь мы какими-то диковатыми, некоммуникабельными, — дополняю мысль
земляка - друга.
— Обтесались со временем, — смеется Владимир Николаевич, — хотя язык до сих пор
плохо подвешен. Мне на работе не раз оворили:"Хороший ты,
Володька,производственник, а для общественной работы не годишься".
Не стал я уточнять — почему? Ясно без того...
Да и к начальству относился и относится В. Н. Якимов не всегда с должным почтением
В том же УМ-4 сменилась масса первых руководителей, но из всех начальников помнит
кадровый экскаваторщик только Владимира Алексеевича Попова. При
нём и организовывалось управление механизации.
— Трудно было, — говорит В. Н. Якимов, — технику собирали со всей округи, тащили
списанную, поломанную, чуть ли не одни голые рамы. Собирали, восстанавливали.
Начали работать. Потом был у нас начальником гром мужик Попугаев. Хоть и мог
обматерить работягу, но слово своё держал. Дальше коллективу УМ-4 почему-то не
везло на хороших руководителей. Вот и последним ОБХСС заинтересовался.
А время тяжёлое на дворе, как бы не прогореть в рыночной экономике! Спохватились и
в управлении, и в тресте Тюменьгазмеханизация поздновато. Вот генподрядчик —
трест Нефтеюганскгазстрой — ещё в начале 1991 года в акционерное общество
преобразовался. Опыт уже накопили газстроевцы. А в УМ-4 всё ещё что-то считают,
бабки подбивают. Да и ходоки из Тюмени агитируют: «Вы, ребята, нас не покидайте,
держитесь треста, вместе выплывем!». Уж не новый ли хомут готовят? Сургутяне, те ни
в какую не хотят тяжёлый аппаратный воз везти, надоело до смерти - кормить
разжиревших чиновников.
— Ничего хорошего здесь, на Севере, не видим, — уточняет позицию рабочий человек В.
Н. Якимов. — К Новому году выделили по 600 граммов колбасы и 200 — копчёного
сала.Хотя у треста есть подшефный совхоз в Бердюжье, озёр накопали, рыбу развели.
Всё продовольствие в Тюмени оседает...
Увы,своим огородом и хозяйством Владимир Николаевич до сих пор не обзавёлся. А
прилавки магазинов в Нефтеюганске пусты, не всегда талоны отоваришь. Не в в
пример отцу дочь Ольга с мужем картошку свою выращивают, поросёнка, гусей
откармливают, даже корову хотят завести. Но в селе это, конечно, легче. А в городе? Не
поселишь же кур на балконе, а поросёнка в ванной комнате?
— Но ведь держали: и телёнка, и кур с петухами, — напоминаю тёзке, — мои мать с
отцом отгораживали в прихожей загон, бросали сено и приносили новорожденного
телёнка или козлёнка. Так до весны в доме и жила скотина. Куры в клетке зимовали.
— Было, было!-охотно соглашается Владимир Николаевич. — Но сейчас-то другие
времена.
В квартире у моего земляка обстановка не слишком уж шикарная, хотя и ковры есть, и
цветной телевизор, и хрусталь кой-какой.
— Сбережений-то хватит на покупку акций УМ-4? — спрашиваю.
— Есть немного..
...Смутные времена когда-то кончаются. Наверное, к 1995-му году (это год ухода на
пенсию В. Н. Якимова) экономика России начнёт выправляться. Только до этого надо
дожить! С больным сердцем и никому не нужным теперь партийным билетом (20 лет
состоял Владимир Николаевич в КПСС — В. Н.). Наступающий рынок безжалостен к
старым, больным, немощным, дай бог, прихватит сердчишко, не выкарабкаешься из
ямы!..
Впрочем, в панику старожил Нефтеюганска не впадает. Есть взрослые самостоятельные
дети (помогут, поди!), есть
добрая внимательная жена Ася.
— Не кури ты, Володя! — говорит она моему постаревшему и облысевшему соседу пв
школьной парте.
Не слушает, смолит «беломорину». Что ж, кому суждено сгореть, тот не утонет...
Завтра — снова понедельник, снова — моторный цех УМ-4. Грязь, мазут, солярка. Но
надо и тут выдюжить, не сломаться. С божьей помощью. Об этом, наверное, каждую
ночь молит Всевышнего 78-летняя Зотовна. Спасибо тебе, мать! Живи и сама полный
век...
В. НАЗАРОВ.
1992 год.
****************
2.Люди в оранжевых жилетах.
Железнодорожник рассказал о
профессии
«Путейцы» – так коротко называют сотрудников
железнодорожных дистанций, которые ежедневно следят за
состоянием железных дорог. Их труд, может быть, и не
заметен пассажирам поездов, но именно от них во многом
зависит безопасность и безаварийность движения. О
специфике профессии «АиФ-Алтай» рассказал почётный
железнодорожник, старший мастер Барнаульской
дистанции пути Владимир Егошин.
Я б в путейцы пошёл
Наше интервью Владимир Николаевич начал с рассказа
анекдота, популярного в кругу железнодорожников. «Едет
цыган в поезде, видит путейцы стоят, назад едет, они опять
стоят. «В путейцы пойду, – принял цыган решение, – как не
еду, они всё стоят и стоят», – шутит наш собеседник.
Возможно, именно так многие пассажиры воспринимают
труд людей в оранжевых жилетах, которых периодически
видят, уютно устроившись, из окна купе поезда. На самом
деле, от путейцев также во многом зависит безопасность
движения.
«Ежедневно мы обходим железнодорожные пути, обследуем
их состояние: каждую гаечку, болтик, нет ли расширения,
сужения полотна. Здесь очень много нюансов, например,
погодные условия. Как бы громко это не звучало, но без
путейцев железная дорога бы встала, какими бы
современными не были поезда. Если только летательные, да
и в небе без нас, наверное, не обойтись», – улыбается мастер.
Сам он пришёл на железную дорогу в 1993 году, сразу после
службы в армии. Начинал с монтёра путей. Признаётся,
первое время было непросто, даже подумывал о смене
профессии.
«Не знаю, но чем-то зацепила меня железная дорога,
наверное, навсегда. Ну не представляю я себя на другом
месте. Да, нелегко. И в жару, и в мороз нужно обходить пути.
А в должности старшего мастера – это ещё и огромная
ответственность. Всякое было за эти годы, предлагали
перейти в другое подразделение. Но, как говорится, где
родился, там и пригодился. Ни разу не пожалел о выборе
профессионального пути», – говорит Егошин.
Кто кроме нас?
Самое сложное в работе, признаётся Владимир Николаевич,
это подобрать кадры. Молодёжь уезжает из маленького села,
где нет ни школы, ни детского сада. У самого, вспоминает,
чуть до развода дело не дошло. Жена хотела уехать из
небольшого села Шилова, так как детей приходилось возить
за пять километров в школу-интернат. Семейный вопрос
удалось урегулировать, удалось и подобрать ответственный
и трудоспособный коллектив.
«Люди нужны. Привлекаем из других населённых пунктов.
Недавно к нам молодой парнишка устроился – Ярослав.
Только после школы. Способный парень, интерес к работе
есть – это главное. Будем помогать, мотивировать, в том
числе, чтобы профессию получил», – уточняет мастер.
В своё время у него тоже были наставники. С теплотой
вспоминает Александра Гололобова, Виктора Тихонова,
которые уже на пенсии. Они не только помогли освоиться в
профессии, но и давали жизненные советы на тот момент
ещё молоденькому Володе.
В 30-летнем послужном списке у Владимира Николаевича
много наград. Это и удостоверения, и грамоты за
безаварийное движение поездов на вверенном участке, за
труд и преданность профессии, за добросовестное
отношение при выполнении служебных задач. Но самой
ценной наш герой считает звание «Почётный
железнодорожник РФ».
«Честно, это не только моя заслуга, но и всего коллектива. Тех
людей, которые ежедневно обеспечивают безопасность
движения на железнодорожных путях. Мы – одна команда, и
я благодарен коллегам за понимание и ответственное
отношение к своим обязанностям», – поделился Егошин.
На вопрос, что для него железная дорога, он коротко
отвечает: «Наверное, вся моя жизнь». Более 30 лет он
обходит пути, изучив за это время каждую гаечку и болтик.
Окончив беседу, мастер вместе с коллегами вновь пошёл по
шпалам оценивать состояние железнодорожного полотна,
чтобы пассажиры поездов своевременно прибыли в пункт
назначения.
https://altai.aif.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
6 мая 2025 года
Свидетельство о публикации №225050600375