Обо всём понемногу 53

Дугин сначала процитировал Путина: “У русского есть отличия от западного социума: мы больше думаем о чём-то вечном”. Потом прокомментировал: “Это совершенно верно. Русский человек живёт вечностью. Мы – народ вечности и народ Конца Времен. Конец Времен начало вечности”.

Какой философский вывод можно сделать, исходя из этих двух высказываний?

Итак, сравним пространство и время. В пространственной системе координат три измерения: длина, ширина и высота. Но поскольку пространство и время связаны между собой (время существует только в трёхмерном пространстве, а трёхмерное пространство – только во времени), то и временнАя система координат имеет три измерения: прошедшее, будущее, точка, их разделяющая – настоящее, а ось z, выходящая из точки настоящего, - выход  из времени, из неё можно выйти в вечность. Время может закончится для нас в любой момент – и тогда мы выходим в вечность.

Если русский человек через коллективное бессознательное почти не ощущает пространство – настолько огромна Россия, то, вероятно, что и со временем у русского человека такие же неконкретные отношения: мы на время смотрим немного свысока, без страха. Не сжатые пространственными рамками, мы и временнОго давления не ощущаем – отсюда чувство парения во времени, отсюда близость вечности. Отсюда – чувство свободы.

Неудивительны поэтому близские отношения между Россией и Китаем, а также между Россией и Индией. У каждой страны – большое пространство,  у каждой – своя философия, у каждой – великодушное понимание другой цивилизации, основанной на том же: безграничном пространстве и философском отношении ко времени.


Рецензии