Остров Пасхи. 15. Возможно ли такое?

            Сокращённый отрывок из книги автора «Остров Пасхи. Миражи в тумане Тайны» – СПб: «Петербург – ХХI век»*

   Повсеместно утверждается, что древние рапануйцы колеса не знали. Но так ли это? Может быть, оно было для них бесполезной забавой типа детской игрушки на колесиках? Ведь каждое практическое изобретение возникает при затребовании его самой жизнью и наличием перспективы его использования и развития. То, что никому не надо, не будет внедрено никогда.
   Колесо, бесспорно, является вторым величайшим фундаментальным изобретением человечества после письменности. Письменность обеспечила запись и передачу информации, колесо – основа всей промышленной деятельности. Ну а третий кит – это, конечно же, электричество – сильнейший ускоритель прогресса. Вот на этих трех китах и зиждется наше бытие. Стоит только убрать из обихода одного из них, как все цивилизованное человечество перекувырнется в дикое племя. Главное, что требовалось древним жителям Те-Пито-о-те-Хенуа, они изобрели – письменность, да такую, что до сих пор самые просвещенные представители человечества не могут ее разгадать. У колеса на острове никаких перспектив не было. А вот волокуши из двух V-образно связанных жердей или древесного ствола с развилкой, типа рогатки, с поперечными перекладинами, на острове успешно использовались. Рапануйцы называют их «миро манга эруа». Этому предмету хозяйской утвари никто не уделяет должного внимания и уважения, хотя он не так примитивен, как кажется на первый взгляд. А стоит им только воспользоваться, как сразу оцениваешь его практичность. Главное, его не требовалось придумывать, или изобретать. Это нехитрое, но очень полезное приспособление, само внедрялось в жизнь подобно веревочному узлу. Стоило только начать растаскивать поваленные деревья и сучья с лесоповала, как миро манга эруа оказывалась в ваших руках.
   На холмистых склонах колесо бесполезно, от него одни хлопоты: все время надо удерживать от скатывания вниз. А вот с рогаткой одно удовольствие: всегда в упоре при подъеме в гору и не толкает при спуске. Для употребления миро манга эруа на равнине подойдет ствол с развилкой: его тонкие концы надо слегка подогнуть, превратив в саночные полозья. Необходимо перетащить тяжеленный камень, который и двоим не сдвинуть? Берем наше приспособление из прямых жердей попрочнее, подкладываем его под камень или накладываем на камень, привязываем покрепче и поднимаем за угловой конец вместе с камнем почти в вертикальное положение. При раскачивании этой конструкции из бока в бок она начинает шагать в сторону наклона. А если подсунуть рогатую жердь под верхнюю связку миро манга эруа, то транспортировка станет еще легче и проще: так же раскачиваем нашу треногу при помощи привязанных к ее верхушке веревок и не забываем через несколько шагов передвигать нижний конец клюки вперед.

   Но возможно ли подобным образом передвигать моаи?
   Применение опоры в виде перевернутой буквы V для транспортировки моаи, как известно, упоминалось в древних преданиях, и некоторые исследователи в своих версиях пытались объяснить, как это могло быть.
   Прежде всего, необходимо прояснить возможность самого крепления моаи на такой опоре и допустимость практического применения требуемых по прочностным и габаритным характеристикам бревен для ее изготовления и самой опоры в сборе.
Закрепить изваяние на треугольной бревенчатой опоре довольно просто: достаточно примотать ее веревками за шею к опоре и произойдет самозаклинивание. Более того, если статую привязать грамотно, то можно обойтись даже без поперечной перекладины, которая служит распоркой и не позволяет бревнам прогибаться под весом истукана.
   Но какой вес может выдержать такая реально применимая опора? Какие бревна необходимы для ее изготовления? Очевидно, что для этих целей практично и еще достаточно удобно использовать бревна диаметром порядка 10-15 сантиметров и длиной не более шести метров. Такая конструкция не вызовет непреодолимых проблем в эксплуатации.
   Древесина росшей в те времена на острове альфитонии унабивидной – дерево высотой 20–25 метров с возможным раздвоением ствола – имеет предел прочности при сжатии от 5,3 до 6,2 кгс/мм2. Несложные вычисления показывают, что бревно из ствола такого дерева диаметром 15 сантиметров выдерживает осевую нагрузку, как минимум, в 93 тонны! Осредненный же вес «ходивших» моаи находится в пределах 11 тонн, а рост – около 4,9 метров. Таким образом, использование V-образной деревянной опоры для передвижения моаи в вертикальном положении во времена их производства на острове было вполне возможным. Можно применить и Y-образную опору, изготовленную из нижней части раздвоенного ствола упомянутого дерева.
   Оценка функциональности таких опор показывает, что интересующее нас поступательное движение вперед способом последовательных разворотов возможно лишь в том случае, когда проекция точки приложения сил, отклоняющих опору вместе с привязанной к ней статуей, будет находиться впереди проекции центра массы изваяния на опорную поверхность. Это условие надежно обеспечивается только в случае наклона моаи вперед на 10–12 градусов и при выносе точки приложения сил выше головы статуи. Но в то же время это дает возможность выполнения заднего хода: надо только отклонить опору почти до вертикального положения и при наклонении изваяния на бок оно попятится назад.
   Анализ воздействия на статую наклоняющих сил приводит к выводу, что вектор бокового усилия надо немного направлять назад, тогда результирующая сила будет страховать истукана от падения вперед.
   Вырисовывается забавная картина: все группы водителей моаи находятся за его спиной, и со стороны наблюдателя складывается впечатление, что все эти люди, вцепившиеся в канаты и роющие ногами землю, на самом деле еле удерживают моаи… от побега!

   Процесс «оживления» моаи в данном случае будет противоположен процессу по версии поворота изваяния на вершине основания: сначала надо отклонить моаи назад до полного отрыва основания от дороги, а затем наклонить набок, то есть оторвать от земли противоположную ногу.
   Физика этого процесса такова: при отклонении изваяния назад в нем возникает потенциальная энергия массы тела – моаи заряжается маной, – а при наклонении вбок она переходит в кинетическую, обеспечивая движение. Правда, без «ахиллесовой пяты» не обошлось. Для успешного использования деревянной опоры требуется твердая и гладкая поверхность дороги, иначе при повороте опорный торец ее стойки будет неизбежно погружаться в мягкий грунт или разрушаться на неровностях каменной поверхности. Это слабое место можно легко исключить, надо только «обуть» стойки опоры в каменные «башмаки». Эти «башмаки» должны быть изготовлены из самого твердого из доступных на острове камней – базальта. Надо заметить, что в них очень удобно подкладывать вареный ямс, который будет «съедаться» очень эффективно. И подобный инвентарь на острове был! В книге Тура Хейердала «Искусство острова Пасхи» есть фото «каменных мисок неизвестного назначения».
   Коэффициент трения в таких смазанных подпятниках будет незначительным и не будет зависеть от характеристики пути. Это обеспечит легкость и стабильность разворотов изваяния. Вынос места крепления канатов выше головы статуи увеличит плечо наклоняющих сил, а значит, уменьшит их величину. В результате на перемещение статуи понадобится меньше усилий, что, в свою очередь, повышает гарантию ее сохранности, ведь чем меньше участников операции, тем выше точность и согласованность их действий.

   Вывод определенно однозначен: использование А-, V-, Y-образных опор не только возможно, но может быть эффективно и эффектно применено. Моаи будет шагать, как на ходулях.

*– книгу можно приобрести в «СПб Дом книги» или на сайте издательства.
https://dk-spb.ru/books/900146302

Схемы автора.


Рецензии