Выжить и выучиться-часть-5

Часть  5.  Музыкальный  слух  и  тематические  метки.

После трёх- пяти месяцев продолжается освоение своего тела, наблюдение за изменением различных  форм и цвета. Первые цвета должны быть чёрно- белыми и серыми разных оттенков, потом к ним постепенно добавлять другие цвета. С трёх- пяти месяцев разнообразить палитру цветов и оттенков, но постепенно. 
Игрушки должны быть разной формы,  для развития чувствительности ладоней.  Некоторые игрушки должны быть закреплены неподвижно, другие просто лежать на разном расстоянии от малыша. Их должно быть не много (3-5) чтобы ребёнок их не перебирал, а думал над их функциональностью.
    
Основные двигательные требования в это время – закрепление хватательного рефлекса, координация движений рук, дотягивание или доползание к заинтересовавшему предмету. Любую новую игрушку старайтесь положить в отдалении, чтобы он узнавал её постепенно – сначала  просто  наблюдал издалека, потом ближе, потом ощупывал.          
С ребёнком надо чаще общаться, но не надо стремиться предугадать все его хотелки,  он должен сам найти способ довести до вас свои желания, по возможности в «речевом» формате.

Одним из уроков  будет смена звука. В русском языке гласный звуковой ряд  лучше связать с чётким изменением формы губ.  Например в ряду Ы-Э-А-О-У  форма губ изменяется постепенно, от максимально растянутых в стороны (ы) до вытянутых в трубочку (у). То же самое в йотированном ряду  И-Е-Я-Ё-Ю.  Попозже можно показать разницу между простым и йотированным звуком  напевая, например, у-у-у-уушки,  ю-ю-ю-ююшки.
            
С трёх –семи месяцев малыш начинает понимать разницу в количестве предметов – один, два (пара), много. Поэтому постепенно, играя с его пальчиками, можно показывать счёт. Но это не будет математикой – всё время, вплоть до школы, все науки будут пересекаться и смешиваться.
Например, перебирая его пальчики, мы словно для себя поочерёдно их объединяем и проговариваем: один пальчик, два пальчика, три… А потом – первый, второй, третий… Сгибаем пальчик, выпрямляем, прячем в ладошку…  Прячем в свою ладошку, прячем в мамину ладошку… 
То же самое мама может показывать со своими пальцами.

При этом, после каждого занятия у ребёнка должно быть достаточно времени для отдыха, в соответствии с возрастом.  Отдых даётся для осмысления только что полученной информации и сортировки  её в памяти.  И эти занятия могут растянуться до года, так как, во-первых, все люди  и все дети разные, и никаких стандартов не может быть в принципе; а во-вторых, научных  исследований по этой теме – кот наплакал, и дети в какой-то степени являются  «подопытными кроликами»  (как впрочем и взрослые)  так что все эксперименты должны идти в щадящем режиме.
            
А теперь подробнее остановимся на тональности.
Считается, что в современных языках тональных знаков мало, однако мало их только на письменности, а в устной речи они достаточно хорошо сохраняются. В русской письменности только три интонационных знака – повествовательный, вопросительный и восклицательный.  А в языке есть ещё – интонации удивления,  равнодушия и сострадания; радости, печали и горечи;  безрассудства, осторожности и страха;  счастья, любьви и ненависти, и многие другие.  И все они хорошо понимаются человеком, выросшим среди носителей своего языка. 
Изменения тонов в тональных языках происходят, на мой взгляд, из интонаций, поэтому я их не различаю.

Интонационности  невозможно научиться на языковых уроках, потому что различие между ними очень тонкое, и нашему сознанию потребовалось  бы,  для этого, очень много времени. Поэтому обучение происходит на подсознательном уровне, в результате постоянной практической тренировки и миллионов прослушиваний и повторений.  (Каждый день человек произносит  в среднем  15 000  слов, в месяц – 450 000, в год – более пяти миллионов). При этом, у него не один учитель, а сотни и тысячи, с разными вариациями, что и гарантирует  усреднено- точное запоминание языка в течение тысяч лет.

Именно поэтому  важно постоянное внутригрупповое общение и  сравнение его с другими группами. Интонация, в данном случае, является одним из важнейших маркеров идентификации общества.  И именно поэтому так необходимо разноплановое общение с ребёнком. При этом нельзя контролировать интонацию сознанием, пытаться правильно произнести, требовать «правильность» от ребёнка. Этим можно только умножить количество ошибок, так как тональность не зафиксирована ни на каких носителях, и постепенно может изменяться. Если же тональность начать фиксировать, то мы просто создадим ещё один тональный язык, с сильным обеднение тональной вариативности.   

Эти же ошибки мы повторяем при попытке сознательного изучения музыкальной тональности и тренировки слуха.  Если слух не натренирован подсознательно, то сознательная тренировка потребует очень много часов, а скорее всего окажется вообще бесполезной. Когда говорят «медведь на ухо наступил» то это вовсе не генетическая наследственность, а воспитательная ошибка.  Хороший слух, это результат  подсознательного (!) воспитания  (средний уровень памяти).
Профессионалы лингвисты и музыканты умеют  различать интонацию,  языковую тональность, музыкальную тональность, гармонию нот (ТонноТ), но для первичной опеки названий не требуется, они легко запомнятся позже, в процессе обучения, так как будут  намаркированы  звуками.   

Одна из самых распространённых ошибок – начало раннего изучения  сольфеджио, попытки дать всем тонам нотные названия и потом всю музыку привязывать к нотам. Раннее изучение нот, во -первых,  убивает музыкальную эмоциональность, во-вторых, отвлекает внимание от собственно музыки, в третьих задерживает развитие композиционности, удаляет её от естественной природы, делает искусственной.  Это хорошо, но не раньше 8-10 лет. Ребёнок сумевший создать в себе природный слух, выучит ноты намного быстрее.
Ноты придуманы для того, чтобы сохранить музыку неизменной, для тех, кто её не слышал, и для больших оркестров.  А  человек с хорошим слухом, легко её запоминает и играет на слух. Более того, музыкант с хорошим слухом никогда не ограничивается точным копированием нот, а почти всегда привносит какие-то свои оттенки и вариации.  Тому же, кто учил музыку по нотам, сделать это будет очень трудно.
Голос является первым различителем тонов и интонаций. И желательно, чтобы он всегда имел преимущество по времени.

Но не надо забывать, что ребёнок  нуждается в отдыхе,  и периодов отдыха матери ему может быть недостаточно.  И только лёгкие напевы и мурлыканья иногда допустимы и во время отдыха. Конечно, иногда можно прослушивать живую музыку (не опосредованную через аудиприборы), но всё это делать короткими маркерами (тематическими метками ТеммеТ).
Эти  «тематические метки»  выполняют  роль  «первого запечатления», и надолго остаются в памяти. Такие метки должны сопровождать человека всё детство и молодость, для того, чтобы встретившись в последующем, сгенерировать «положительную эмоцию» и привязать к ней новую информацию.

Например, пересчитывая пальчики на руке, и позже считая палочки, мы несколько раз повторяем:  «это ряд простых натуральных чисел». В этот момент для сознания малыша, это непонятная, а потому ненужная  информация, и оно её забудет. Но её запомнит подсознание, и встретив в нулевом или первом классе, вспомнит. У ребёнка возникнет память о матери и возникнет ПЭ, что усилит внимание ко всей новой информации.
Такие «метки» могут быть световыми, звуковыми, тактильными, обонятельными, вкусовыми.  А чтобы они запомнились,  достаточно  соблюдать хотя бы одно правило  – запоминание происходит тем лучше, чем дольше промежуток между повторениями, или чем сильнее сопровождающие эмоции.

Понятно, что по мере взросления эти метки будут более сложными. Например, во втором- четвёртом классе, занимаясь дома с ребёнком, вы словно случайно произносите:  «ой, это рассчитывается по теореме Виетта, а я её совсем забыла; по-доброму надо бы выучить, но у меня совсем нет времени; это вы попозже будете изучать».
 Только не надо осваивать новые знания полностью раньше чем в школе, даже если ребёнок будет к этому готов. Лучше увлеките его чем-нибудь другим, что в школе совсем не изучают, или просто дайте поиграть.

Многие родители считают, что игра, это пустая трата времени. Но на самом деле  игра (что индивидуальная, что коллективная)  – важнейшая часть воспитания и обучения. Именно в ней ребёнок научается самостоятельному принятию решений, причём в созависимости  от различных сопровождающих факторов, и в естественной, не выдуманной среде. А тот факт, что игра постоянно сопровождается эмоциями, позволяет намного быстрее развивать сообразительность и её отдельные элементы – внимание, запоминание, узнавание, подражание, сравнение и отражение (синтез- анализ, собственное видение).
Поэтому различные формы игр, должны постоянно в опеке присутствовать. При этом, определённую их часть, должны занимать игры с матерью, для закрепления их общения и взаимопонимания.

Бояться, что ребёнок превратится в игромана, не стоит. Мания никогда не развивается в большом потоке разной информации. Она возникает в изоляции, при ограничении  форм деятельности чем-то одним, как единственном варианте получения ПЭ (положительных эмоций). 
Уже в продолжении первого года надо внимательно наблюдать, когда можно дать ребёнку больше самостоятельности,  когда стимулировать активность, а когда и ограничить её, чтобы ребёнок привыкал к тому, что личная свобода ограничивается свободой других людей, животных, явлений и предметов. А к двухлетнему возрасту, он должен уже это понимать.  \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Рецензии