Мыслящее тело Мандельштама
Позавчера я гулял по старой Москве и забрёл в мои детские места, в частности, на Солянку и её окрестности. И вдруг, «совершенно неожиданно» (как пишут в скучных романах) на улице Забелина на стене дома № 3 увидал мемориальную доску, установленную в честь Осипа Мандельштама. На доске выгравированы слова «Я хочу, чтоб мыслящее тело превратилось в улицу, в страну».
Ого, подумал я (ведь думать не запрещено, как сказал классик), вот так гордыня у Мандельштама – жаждет непомерной славы.
К тому же мне никогда в голову не приходило, что тело может мыслить.
Роюсь в памяти, ищу ответ на вопрос, кто же может мыслить?
Нахожу ответы:
Герцен называл мыслящими – людей.
Чехов – человека.
Но чтобы назвать мыслящим тело – это «изобретение» Мандельштама.
Кроме того, синонимами к слову «тело» являются: - туловище, торс, туша, плоть, мясо, бездушный, оболочка.
Как-то не по себе становится от мысли, что Мандельштам мог и такое написать: «мыслящий торс».
А ведь, он – мог так написать; чего только не «изобретут» «великие».
Ладно, я заинтересовался именно этими строками, ибо они указаны на мемориальной доске, т.е. кто-то считает эти строки – выдающимися, а может, и великими.
Заглянул в Вики и нашёл следующее стихотворение Осипа с этими «выдающимися» строками.
«Квартира тиха как бумага...»
Квартира тиха как бумага –
Пустая, без всяких затей, –
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребёнке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни бойчей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья. Ноябрь 1933
Сразу после прочтения стиха меня взяла оторопь – стих о чём?
Сумбур, редко встречающийся среди «мыслящих тел» (кроме пациентов спецучреждений, разумеется).
Стих обо всём и ни о чём одновременно; набор слов, в котором сквозят гордыня и недовольство всем окружающим.
Но, кроме того, напрочь отсутствует логика; для примера берём первую строфу:
«Квартира тиха как бумага –
Пустая, без всяких затей, –
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей».
Возникает вопрос: ежели «Квартира тиха как бумага», то почему «слышно, как булькает влага»?
Во-вторых, почему «тиха, как бумага»?
Далее, если квартира «пустая», то почему (в следующей строфе) «Имущество в полном порядке . . . . манатки На улицу просятся вон»?
Следовательно, квартира вовсе – не пустая.
Остальные строфы – примерно такие «глубокомысленные», но среди них меня особо поразила строфа:
«Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать,
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать».
Блин!
Это о чём, о ком?
Какие «семьдесят лет»? Какой, вдруг невесть откуда появившийся, «старик-неряха»? Почему Мандельштам, ВДРУГ, обращается к старику? О какой «плахе за семьдесят лет» идёт речь?
Вопросы, на которые ответов - НЕТ.
«Это какой-то позор», как выразился прекрасный артист Роман Карцев (в фильме «Собачье сердце» по роману Булгакова).
И ещё об отвращении Мандельштама к происходящим в СССР событиям: «Наглей комсомольской ячейки», «честный предатель», «Пеньковые речи», «Колхозному баю».
Ну, не нравились Мандельштаму перемены в СССР. (Опять «слышу» возражения фанатов: но жертвы же были! Да, были. И это – Закон ЛЮБОЙ социальной Революции. «Лес рубят – щепки летят». Между прочим, эту крылатую фразу сказал первым не Сталин, а Кутузов в романе Л.Толстого «Война и мир»!).
Другие стишки Мандельштама – почти копии с приведённого выше; сумбурные, серые.
По этому поводу вспоминаются слова Салтыкова-Щедрина:
« . . . . друг-поэт становился в позу, с минуту сопел, и затем его начинало тошнить стихами».
Хорошо сказано – тошнить стихами!
Именно это определение подходит к стишку Мандельштама.
Короче, разбирать «тошнотворную поэзию» Мандельштама можно долго, но это занятие для фанатов, а не для советского технаря, к каковым я себя причисляю.
Однако, я с удовольствием перечёл его отношение к Сталину:
«…Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища…»
А затем следующее:
«…Глазами Сталина раздвинута гора
И вдаль прищурилась равнина.
Как море без морщин, как завтра из вчера —
До солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца…»
Прозрел Мандельштам и «лизнул».
Кто-то скажет (и вполне справедливо): у Мандельштама была тяжёлая трагическая судьба, поэтому он «лавировал».
Согласен! Но . . . .
В России (и СССР) были и есть МИЛЛИОНЫ других трагических судеб.
Суть данной заметки не в трагизме Россиян вообще и Мандельштама, в частности, а в творчестве Мандельштама. Давайте остановимся именно на его ТВОРЧЕСТВЕ.
А творчество у него – невыразительное, сумбурное, нелогичное и поэтому лишённое поэтичности и ясности. (Опять предлагаю обратиться к «Правилу Бродского», описанному мной в заметке ««Некоторые правила стихосложения глазами советского технаря»).
Чтобы не быть голословным я приведу в пример «Василия Тёркина» А.Твардовского или его же стихотворение «Я убит подо Ржевом». У Твардовского – всё ясно, логично, пронизано трагизмом Русского солдата. (Кстати, у Твардовского тоже судьба была не ахти какая счастливая, не смотря на его звания и посты).
А теперь я «позволю себе» (как сказал кто-то, неважно кто) обратиться к увековечиванию памяти Мандельштама и Твардовского.
Итак. Память об О.Мандельштаме выразилась в следующих вещественных и интеллектуальных видах (это кроме указанной доски на улице Забелина):
1991 год - в честь О. Э. Мандельштама назван астероид 3461 Mandelshtam,.
1992 год - в Париже на здании Сорбонны укрепили мемориальную доску.
1998 год - во Владивостоке открыт памятник.
2007 год - открыт памятник в Санкт-Петербурге
2010 год - открыт ещё один памятник в Санкт-Петербурге.
2008 год - открыт памятник в Воронеже.
2008 год - памятник открыт в центре Москвы.
2011 год - открыт музей в городе Фрязино Московской области.
2011 год - открыта постоянно действующая выставка в Воронежском литературном музее.
Имя Осипа Мандельштама присвоено воздушному судну Airbus A330 VQ-BQX в авиапарке ОАО «Аэрофлот».
2015 год - установлена мемориальная табличка по Нащокинскому переулку.
2018 год - в Александрове установлена мемориальная доска.
2018 год - в Киеве установлена мемориальная доска.
2020 год - изображение стихов Мандельштама на подпорной стене в Воронеже.
2021 год - открыт бронзовый памятный знак в здании екатеринбургского вокзала.
2012 год - в Варшаве названа улица Мандельштама.
2016 год - в честь 125-летия со дня рождения поэта, планировалось назвать его именем одну из улиц Москвы.
2011 год - в Воронеже рассматривалась возможность переименовать одну из улиц в улицу Мандельштама, однако из-за протестов жителей от переименования решили отказаться.
Кроме того О.Мандельштаму в 2000-х годах посвящались музыкальные альбомы, спектакли, саундтреки, СД, концерты, фестивали, юбилейный конверт.
Отмечу одну важную особенность этих знаков увековечивания памяти Мандельштама: - они ВСЕ (буквально все) появились на свет в 90-х и 2000-х годах, т.е именно в те «лихие времена», когда СССР – распался, а Россиян ограбили «березовские-гусинские-ходорковские-невзлины. . . .».
Это – совпадение?
Как бы не так.
Это – неумолимая логика цепи событий и явлений. Эти «вехи» по увековечиванию памяти Мандельштама появились во времена Власти «ЛИБЕРАЛОВ». О которых ещё Достоевский писал: «русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, . . . не на русские порядки, а на самую Россию. . . . Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. . . .».
А вы говорите «демократия».
А теперь об увековечивании памяти Александра Твардовского, автора ИЗВЕСТНЕЙШИХ стихотворений «Василий Тёркин» и «Я убит подо Ржевом».
Память об Александре Твардовском выразилась в следующих видах (в основном, в Советскую эпоху).
Мемориальная доска на Смоленском Доме книги
Несколько почтовых марок и конвертов СССР и РФ (в основном в 80-х годах 20-го века).
В Смоленске, Воронеже, Волгограде, Новосибирске, Балашихе, Омске и Москве именем Твардовского названы улицы.
Имя Твардовского присвоено московской школе № 279.
В честь А. Твардовского назван самолёт «Аэрофлота» Airbus A330-343E VQ-BEK.
1988 год в честь А. Т. Твардовского назван астероид 3261 Tvardovskij.
В 1988 году открыт мемориальный музей-усадьба «А. Т. Твардовский на хуторе Загорье».
2013 год - в Москве на Страстном бульваре открыт памятник Твардовскому.
2015 год - в Русском Туреке открыта мемориальная доска.
На этих примерах ясно видно: кто, когда, сколько раз, при каких обстоятельствах и как «увековечивался».
Как сказал Жеглов, выйдите на улицу, спросите у прохожих, КТО помнит стихи Мандельштама?
И кто помнит «Василия Тёркина»?
То-то!
Ладно, обратимся к патриоту России Николаю Языкову, написавшему стихотворение «К не нашим». «Обратно» в стихотворении - всё ясно, логично, ЯРКО и (главное) – ПОНЯТНО ЧИТАТЕЛЮ, Недаром, его уважали Пушкин и Гоголь.
А как увековечили его – Языкова - память?
В Доме Языковых в Ульяновске открыт Литературный музей и установлена мемориальная доска.
В 2003 году, решением Ульяновской Городской Думы, Н. М. Языкову присвоено звание «Почётный гражданин города Ульяновска» и установлена вторая мемориальная доска.
В 2000-х годах выпущено четыре художественно маркированных конвертов и карточек.
Точка.
О патриоте, славянофиле Николае Языкове почти никто не помнит. Почему?
Любому трезвомыслящему человеку понятно, что «кто-то» настойчиво НАВЯЗЫВАЕТ поэзию и взгляды Мандельштама. И началось это даже не при крахе СССР, а намного раньше. Надо только внимательнее взглянуть на биографию Мандельштама.
По моему мнению, Николай Языков обратился именно к «мандельштамам», к его покровителям и адептам своим стихотворением «К не нашим».
«О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник тёмных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас — он Божий глас, —
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша —
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик! 1844 г.
Всё названо своими именами, ясно и понятно читателю, хотя слог стихотворения - двухсотлетней давности.
Но Николая Языкова «случайно» забыли.
А фио Мандельштама – высокомерной бездарности - сегодня «случайно» звучит «на каждом углу».
Никаких случайностей в мире не бывает.
«Если звёзды зажигают (или гасят), то это кому-то нужно».
Свидетельство о публикации №225050600506