Берестяная грамота

Лето 7041 от сотворения мира выдалось особенно теплым. "Яблони в садах Китай-города гнулись под тяжестью плодов, а пшеница на полях вокруг Москвы стояла высокая и густая, золотясь на солнце." Даже старожилы не помнили такого урожая.

Евдокия, дочь городского подьячего Фомы Петрова, стояла на высоком крыльце отцовского терема и смотрела на раскинувшийся внизу город. За последние годы Москва сильно изменилась — после нового пожара улицы стали шире, дома богаче, а в кремлевских соборах появились новые фрески заморских мастеров. Евдокия любила свой город, его шумные рынки, где можно было услышать речь купцов из далеких стран, колокольный звон и даже суету, в которой всегда можно было найти что-то интересное.

— Дуняша! — позвал её отец, выходя на крыльцо. — Не мечтай, пора собираться. Завтра на рассвете выезжаем в Заречье.

Евдокия вздохнула. Каждый год после Троицы их семья отправлялась в далёкую деревню к родне матери. Отец считал важным поддерживать связь с корнями, хоть и сам был коренным москвичем во втором поколении.

— Батюшка, но ведь через неделю ярмарка начнется, — попыталась возразить Евдокия. — И мастер Онуфрий обещал новые книги привезти.

— Семья — это дерево, чьи корни уходят в прошлое, а ветви тянутся к будущему, — строго ответил Фома Петров. — Ярмарок будет много, а бабушка твоя уже стара. Может, последний раз свидимся.

Евдокия не стала спорить. Она знала, что для отца эти поездки имели особое значение. Городской подьячий, хранитель бумаг и документов, он понимал, что истинные ценности хранятся не на пергаменте, а в живой памяти людей.

На следующее утро, когда солнце только начинало подниматься над городскими стенами, семья Фомы Петрова — он сам, его жена Марфа, Евдокия и младший сын Алексей — уже были в дороге. Их сопровождали двое слуг с поклажей. Путь предстоял неблизкий — три дня по Владимирскому тракту, а потом еще день лесными дорогами до глухой деревеньки Заречье.

— А правда, что в Заречье колдунья живет? — спросил вдруг Алексей, ехавший на маленькой лошадке рядом с телегой.

— Не колдунья, а травница, — поправила его мать, Марфа Степановна. — Моя родная тетка Агафья. Она всех в округе лечит, и даже из города к ней приезжают.

— В городе лекари есть, — важно заметил Алексей. — Они даже кровь пускать умеют!

— Традиции — это не пепел, который мы храним, а огонь, который мы передаем, — вмешался отец. — Твоя прабабка Агафья знает такие травы и заговоры, каким ни один городской лекарь не обучен. Это мудрость, которая хранится в нашем роду испокон веков.

Евдокия слушала молча. В прошлом году она наблюдала, как прабабка Агафья лечила деревенского парня, обожженного на пожаре. Она использовала какие-то особые мази и нашептывала что-то над ранами. Ожоги зажили быстрее, чем можно было ожидать, и даже шрамов почти не осталось. Но Евдокия, выросшая среди книг отца, с детства впитавшая запах чернил и пергамента, сомневалась в силе этих устных знаний, не записанных ни в одном лечебнике.

С каждым днем путешествия городской шум становился все дальше, а природа все ближе. Лес подступал к самой дороге, иногда даже смыкаясь над головами путников. Пахло смолой, грибами и мхом. По утрам дорога была окутана туманом, словно кто-то накрывал землю прозрачным полотном.

— В лесу человек слышит голос Божий, в городе — лишь звон монет, — произнес Фома Петров, когда они остановились на привал в особенно красивом месте, где солнечные лучи пробивались сквозь кроны деревьев, создавая на земле золотистые пятна. — Здесь душа отдыхает.

Евдокия не возражала, но думала о том, что в городе есть свои чудеса: новые иконы в соборах, диковинные товары на рынках, книги, в которых собрана мудрость многих веков и народов.

На четвертый день пути они свернули с тракта на узкую лесную дорогу, ведущую к Заречью. К вечеру показались первые избы деревни, расположенной на берегу извилистой речки, давшей ей название. На холме возвышалась небольшая деревянная церковь с серебристой главкой, построенная, по преданию, еще при Дмитрии Донском.

У околицы их встречала целая делегация: старейшины деревни, родственники Марфы и, конечно, сама прабабка Агафья — маленькая, сухонькая старушка с удивительно живыми глазами цвета весеннего неба.

— Дождались, — просто сказала она, обнимая сначала Марфу, потом Фому, детей. — Сон видела, что придете сегодня. Стол накрыт, баня истоплена.

В доме Агафьи, просторной избе на краю деревни, пахло сушеными травами, медом и свежевыпеченным хлебом. Под потолком висели пучки растений, на полках стояли глиняные горшочки с мазями и настойками. В красном углу мерцала лампада перед иконами, украшенными вышитыми рушниками — работа самой хозяйки.

После бани и обильного ужина, когда дети уже засыпали на широких лавках, застеленных домоткаными одеялами, взрослые еще долго сидели за столом, разговаривая о городских и деревенских новостях.

— В Москве опять новые палаты строят, — рассказывал Фома. — Каменные, с резьбой затейливой. Мастеров из самой Европы пригласили. Говорят, вскоре весь Кремль в камень оденется.

— Городские стены хранят от врагов внешних, но не от пустоты внутренней, — тихо произнесла Агафья, помешивая травяной отвар в кружке. — Сильно меняется мир, Фомушка. Быстро меняется. А человек все тот же — ему тепло очага нужно, хлеб на столе да любовь близких.

— Так оно и есть, бабушка, — согласилась Марфа. — Но и в городе семьи живут, детей растят, традиции хранят.

— Да не те это традиции, — покачала головой старуха. — Вот вы, городские, на Ивана Купалу что делаете?

— В церковь ходим, — ответил Фома. — О святом Иоанне Крестителе молимся.

— А мы здесь и в церковь сходим, и венки на воду пустим, и через костер попрыгаем, и травы лечебные соберем — такие, что только в купальскую ночь силу имеют. В оркестре семьи каждый играет свою партию, но мелодия принадлежит всем — и живым, и умершим, и еще не рожденным.

Евдокия, притворявшаяся спящей, но внимательно слушавшая разговор взрослых, задумалась над словами прабабки. В городе считалось, что прыжки через костер и прочие купальские обряды — это языческие суеверия, которые церковь не одобряет. Но здесь, в Заречье, это было частью жизни, такой же естественной, как дыхание.

На следующий день, проснувшись с первыми лучами солнца, Евдокия вышла во двор и увидела прабабку, работающую в огороде. Несмотря на преклонный возраст, Агафья ловко управлялась с тяпкой, окучивая какие-то растения с крупными резными листьями.

— Не спится, городская? — спросила она, заметив Евдокию. — Иди, помогай. Зипуна не испортишь, не бойся.

Евдокия, никогда прежде не работавшая в огороде, неуверенно взяла протянутую ей тяпку и попыталась повторить движения прабабки. Получалось плохо — она то задевала растения, то слишком глубоко вонзала тяпку в землю.

— Не так, — Агафья положила свои сухие, но удивительно сильные руки на руки правнучки. — Слушай землю. Она тебе сама скажет, как работать.

— Это же просто земля, — недоуменно произнесла Евдокия. — Как она может говорить?

— В городе на торговой площади всё имеет цену, в лесной чаще — всё имеет ценность, — ответила старуха. — Земля, воздух, вода, огонь — они живые, как и мы с тобой. Мы часть их, они — часть нас. Вот пахать начнем — земля стонет, но не от боли, а от радости: знает, что для жизни стараемся, для хлеба.

Евдокия хотела возразить, что о стихиях и их свойствах она читала в книгах, привезенных из Европы, и там ничего не говорилось о том, что земля может "говорить". Но промолчала, боясь обидеть старушку.

Дни в Заречье текли медленно и размеренно, подчиняясь не городским часам, а солнцу, ветру и дождям. Евдокия, сначала скучавшая по московской суете, постепенно втягивалась в деревенскую жизнь. Она помогала женщинам готовить пищу, ходила с девушками в лес за ягодами, по вечерам слушала песни и сказки, которые рассказывали в кругу семьи.

Особенно ей полюбились вечера у прабабки Агафьи. Старушка знала удивительные истории о лесных духах, о целебных травах, о звездах и их значении для земледельцев. Она рассказывала о событиях столетней давности так, будто сама была их свидетельницей.

— Как вы всё это помните, прабабушка? — спросила однажды Евдокия. — Ведь нигде не записано, только в памяти.

— Традиции — это голоса тех, кого уже нет, но чьи слова должны быть услышаны, — ответила Агафья. — Моя бабка рассказывала мне, я — тебе, ты — своим детям расскажешь. Так и живет память рода.

— Но ведь память может ошибаться. Мой отец говорит, что даже в старых грамотах иногда находят ошибки, а они ведь записаны.

— Грамота дрожит на ветру, а слово, переданное от сердца к сердцу, только крепнет, — улыбнулась старуха. — Но ты права, деточка. Память человеческая несовершенна. Потому и существуют праздники, обряды, песни — чтобы крепче помнилось. Когда мы все вместе праздник справляем, мы не просто веселимся — мы память рода укрепляем, связь между поколениями восстанавливаем.

В середине их пребывания в Заречье случилось событие, которое заставило Евдокию по-новому взглянуть на деревенские традиции. Маленький сын соседки Агафьи заболел. У него поднялся жар, тело покрылось красной сыпью, и он метался в бреду, не узнавая даже собственную мать.

— Огневица, — определила Агафья, осмотрев ребенка. — Тяжелая. В городе от такой многие умирают.

— Надо в Москву везти, к лекарям, — предложил Фома, узнав о болезни соседского мальчика.

— Не довезете. Три дня у нас, три дня обратно. Успеет отойти, — покачала головой старуха. — Я сама его выхожу.

Три дня и три ночи Агафья не отходила от постели больного. Она поила его отварами трав, накладывала на лоб и грудь компрессы из каких-то листьев, шептала заговоры. Евдокия помогала ей, подавая нужные травы, меняя воду, поддерживая огонь в печи.

На четвертый день жар у мальчика спал, сыпь начала бледнеть, и он впервые за все время болезни попросил есть. Мать, не находившая себе места от страха, расплакалась от облегчения.

— Как вы это сделали? — спросила Евдокия прабабку, когда они возвращались домой. — Какие травы использовали?

— Дело не только в травах, хотя и они важны, — ответила Агафья. — Природа говорит шепотом ветра. Я слушаю, что трава шепчет, когда её собираю, что вода говорит, когда её на отвар беру, что огонь рассказывает, когда под котелком горит. Каждая болезнь имеет свой голос, и каждое лекарство — свою песню. Нужно только уметь их слышать.

— Но ведь это... это просто знания о свойствах растений, — неуверенно произнесла Евдокия. — В книгах тоже пишут, какая трава от какой болезни помогает.

— Книга — хорошо, — кивнула старуха. — Но книга — мертвая, а лес — живой. Книгу написал человек, а травы создал Бог. Традиции — это не якорь, удерживающий нас в прошлом, а компас, направляющий в будущее. Они помогают нам найти путь в мире, который постоянно меняется.

Вечером того же дня Евдокия застала отца за необычным занятием. Он сидел у окна и при свете лучины писал что-то на бересте.

— Что ты делаешь, батюшка? — удивилась она.

— Записываю то, что узнал от Агафьи, — ответил Фома. — О травах лечебных, о заговорах, о приметах. Ты же видела, как она мальчика выходила. Такое знание нельзя потерять.

— Но ты же всегда говорил, что настоящее знание — в книгах, в грамотах, — еще больше удивилась Евдокия.

— Дом строится из кирпичей, а семья — из историй, рассказанных шепотом перед сном, — улыбнулся отец. — Я был не совсем прав, Дуняша. Есть знание писаное, а есть живое, переданное из уст в уста. Оба важны. Город строится камнем, а живёт деревом — без леса нет ни тепла, ни жизни. Так и мудрость: книжная — как камень, прочная, но холодная; а живая, народная — как дерево, гибкая, растущая.

Последние дни в Заречье пролетели незаметно. Наступило время возвращаться в Москву. Прощаясь с прабабкой Агафьей, Евдокия неожиданно для себя расплакалась.

— Не плачь, деточка, — ласково сказала старуха, вытирая её слезы краем платка. — Бог даст, свидимся еще.

— Я хочу научиться всему, что вы знаете, — призналась Евдокия. — О травах, о заговорах, о природе.

— А я думала, тебе книги милее, — усмехнулась Агафья.

— Семья — как зеркало с памятью: отражает тебя сегодняшнего, но помнит и вчерашнего, — процитировала Евдокия одну из поговорок, услышанных здесь. — Я хочу быть частью этой памяти, этих традиций. Но и книг не оставлю — они тоже нужны.

Старуха улыбнулась и достала из-за пазухи маленький мешочек из льняной ткани.

— Вот, возьми. Это семена трав целебных. В Москве тоже растут, если знать, где посадить. А к следующему лету приезжай — продолжим учение.

По дороге домой Фома Петров был необычно молчалив. Лишь на третий день пути, когда они уже видели вдали золотые маковки московских церквей, он сказал:

— Родители дают нам корни, чтобы мы могли стоять, и крылья, чтобы мы могли летать. Мой отец хотел, чтобы я стал книжником, и я им стал. Но он забыл передать мне другую мудрость — ту, что живет не в книгах, а в памяти народной. Я рад, что ты, Дуняша, смогла прикоснуться к обоим этим мирам.

— Город без парков — как дом без окон: функционален, но лишен света и воздуха, — тихо произнесла Евдокия. — Так и жизнь без связи с природой, с традициями предков — пуста, даже если полна книжной мудрости.

— Мы привезем частичку Заречья в Москву, — решительно сказал Фома. — Те семена, что дала тебе Агафья, посадим в нашем дворе. А записи, что я сделал, перенесу на пергамент, чтобы сохранить для потомков.

Въезжая в городские ворота, Евдокия смотрела на знакомые улицы другими глазами. Теперь она видела не только каменные палаты и храмы, но и деревья, пробивающиеся сквозь мостовую, птиц, вьющих гнезда под карнизами, облака, плывущие над крышами. Город и природа, традиции и новшества, книжная мудрость и народное знание — все это было частью одного мира, одной жизни.

— В саду традиций каждый сорняк имеет свою историю, а каждый цветок — свою цену, — подумала она, сжимая в руке мешочек с семенами. — И я постараюсь вырастить этот сад, соединив в нем всё лучшее из обоих миров.

А в сумке ее отца лежали берестяные грамоты — первые страницы будущей книги, в которой городская грамотность и деревенская мудрость соединятся, чтобы сохранить и передать следующим поколениям сокровища, собранные предками.

Через много лет эту книгу назовут "Травником Евдокии Фоминой" и будут переписывать снова и снова, распространяя по всей Руси знания, собранные на стыке двух миров — города и деревни, книжной учености и народной традиции. А в предисловии к ней будут стоять слова: "Птица в небе вольна, но гнездо вьёт у человеческого жилья. Так и мудрость — рождается на просторе души, но находит дом среди людей, готовых принять ее".


Рецензии