Горная тропа
Жил он скромно, в небольшой избе на окраине. Часто к нему приходил молодой парень Егор, который мечтал научиться ремеслу. Егор был способным учеником, но нетерпеливым — всё хотел освоить сразу, без долгих упражнений и подготовки.
— Не могу я сидеть часами и вырезать эти завитушки, — жаловался Егор, откладывая в сторону недоделанную фигурку. — Скучно это. Хочу сразу большие вещи делать, чтобы люди удивлялись.
Матвей только качал головой:
— Кто ищет лёгких путей, тот дорогу жизни в обход проходит. Не будет толку от таких поисков.
Однажды в деревню приехал купец из города. Увидев работы Матвея, он предложил старику большие деньги, чтобы тот переехал в город и работал на него, создавая вещи на продажу.
— Разбогатеешь, Матвей, — соблазнял купец. — Зачем тебе здесь прозябать? В городе дом хороший куплю, подмастерьев дам. Только делай то, что я скажу — что хорошо продаётся.
Матвей вежливо отказался:
— Не тот богат, кто много имеет, а тот, кому малого достаточно. Мне и здесь хорошо.
Когда купец уехал, Егор набросился на учителя с расспросами:
— Почему отказался? Это же такая возможность! Можно было бы жить в достатке, может, даже славу обрести!
— Чаша знаний пуста не у того, кто мало знает, а у того, кто не хочет наполнять, — ответил старик. — Что мне с той славы? Я вырезаю то, что душа просит, а не то, что другим угодно. В этом и есть моя радость.
Егор не понимал учителя. Его манили дальние города, богатство, признание. Вскоре после отъезда купца юноша собрал свои вещи и объявил Матвею, что тоже уходит в город — искать лучшей доли.
— Прости, но я не хочу всю жизнь прожить, как ты, — сказал он прямо. — Хочу большего.
Матвей не стал отговаривать ученика:
— Дерево познаётся по плодам, а человек — по делам и молчанию. Иди. Может, твой путь и правда лежит через город.
Прошло пять лет. Деревня жила своей обычной жизнью. Матвей постарел, но всё так же работал в своей мастерской. И вот однажды на пороге его дома появился Егор — исхудавший, в потрепанной одежде, но со странным блеском в глазах.
— Вернулся, — констатировал Матвей, пропуская бывшего ученика в дом. — Рассказывай.
История Егора оказалась непростой. В городе он сначала работал на того самого купца, делая однотипные поделки для продажи. Потом попытался открыть своё дело, но прогорел. Связался с плохой компанией, начал пить, едва не попал в тюрьму. А потом встретил странствующего монаха, который рассказал ему о горном монастыре, где настоятель создавал удивительные вещи из дерева.
— Я пошёл туда, — продолжал Егор, грея руки о кружку с горячим чаем. — Три дня поднимался по горной тропе. Чуть не сорвался несколько раз. А когда добрался, настоятель сначала даже говорить со мной не стал. Заставил месяц просто колоть дрова и убирать монастырский двор. Я чуть не ушёл, гордость взыграла. Но что-то держало меня там.
Матвей кивнул, слушая внимательно.
— А потом он начал учить меня, — голос Егора дрогнул. — Но не так, как ты. Он почти ничего не объяснял словами. Просто давал задания: то рассветы наблюдать и потом по памяти рисовать, то слушать, как вода в горном ручье течёт. Я не понимал, зачем всё это. А он говорил: «Камень острится о камень, а человек мудреет в споре с равным». Я думал, он имеет в виду других учеников, но потом понял — он говорил о споре человека с самим собой, с природой, с материалом.
Матвей улыбнулся, узнавая в словах монаха свои собственные мысли.
— И знаешь, — продолжал Егор, — однажды я проснулся на рассвете и пошёл к ручью. Сидел там, смотрел на воду, на камни, на облака в небе. И вдруг как будто что-то открылось во мне. Я увидел в куске дерева то, что должно из него получиться — не так, как раньше, поверхностно, а глубоко, до самой сути. Старый настоятель подошёл тогда и сказал: «Опыт приходит после испытания, а мудрость — после опыта».
— Мудрый человек, твой настоятель, — кивнул Матвей. — И что было потом?
— Я остался в монастыре почти на три года. Учился, работал. А потом понял, что должен вернуться — поблагодарить тебя за первые уроки, за терпение. Настоятель отпустил меня, но сказал странную вещь: «Возвращайся, когда поймёшь, что мечта без действия — лишь птица без крыльев».
Матвей встал и подошёл к старому сундуку в углу комнаты. Открыв его, он достал небольшую деревянную фигурку — молодого орла с расправленными крыльями, готового взлететь.
— Это моя первая работа, — сказал он, протягивая фигурку Егору. — Хранил её все эти годы как напоминание о том, с чего начинал. Иногда смотрю на неё и думаю — как много ошибок, как неумело сделано. Но в ней есть что-то настоящее, живое. То, что я пытался потом воплотить во всех своих работах.
Егор осторожно взял фигурку, рассматривая её с новым пониманием.
— Когда ты пришёл ко мне учеником, — продолжал Матвей, — я видел в тебе страх. Не тот явный, поверхностный, а глубинный — страх неудачи, непризнания. Корни страха растут из незнания, а ветви храбрости — из понимания. Тебе нужно было пройти свой путь, чтобы обрести это понимание.
Они проговорили до глубокой ночи. Матвей рассказал, как отказался от многих заказов, которые могли бы принести ему богатство, потому что чувствовал — не его это путь. Как однажды целый месяц работал над игрушкой для мальчика, потерявшего родителей, не взяв за неё ни копейки. Как находил утешение в дереве и его мудрости в самые тяжёлые времена.
— Старый колодец глубже, но новый источник чище: слушай старших, но суди своим умом, — сказал Матвей напоследок. — Я учил тебя тому, что знал сам. Твой горный наставник дал тебе другие знания. А теперь тебе предстоит найти свой путь, не повторяя ни его, ни меня.
На следующее утро Егор вышел во двор мастерской и увидел кусок старого дуба, который Матвей приберегал для особой работы. Попросив разрешения, он начал трудиться над ним. Три дня и три ночи Егор почти не отдыхал, вкладывая в работу всё, чему научился в городе, в монастыре и здесь, в деревенской мастерской.
Когда работа была закончена, даже Матвей не смог скрыть восхищения. Из дерева появилась фигура старика и юноши, сидящих на горной тропе. Их лица были спокойны и задумчивы, а между ними лежал крошечный источник, вырезанный так искусно, что казалось — вода в нём действительно течёт.
— Как солнце отражается в капле росы, так и мир отражается в добром поступке, — сказал Егор, глядя на своего учителя. — Это твой урок, который я запомнил лучше всего. Спасибо.
Матвей улыбнулся, положив руку на плечо ученика:
— Теперь ты готов идти дальше. Может быть, вернёшься в свой монастырь, может, найдёшь другую дорогу. Но помни — настоящий мастер не тот, кто создаёт прекрасные вещи, а тот, кто через свои творения делает мир добрее.
С тех пор прошло много лет. В той деревне теперь работает школа резчиков по дереву, основанная Егором после смерти старого Матвея. А в горном монастыре до сих пор хранится деревянная скульптура — старик и юноша, сидящие у источника на горной тропе, как символ пути от ученичества к мастерству, от незнания к мудрости.
Свидетельство о публикации №225050600890