Исламская доминанта религиозности россиян

За межнациональную и межрелигиозную политику России в настоящее время ответственен первый зам. руководителя администрации президента России (АП РФ) Сергей Кириенко. В религиозном направлении Сергей Владиленович в целом продолжает политическую линию Владислава Суркова (при рождении носившего имя Асланбек Дудаев). В. Сурков, в своё время являвшийся зам. главы президентской администрации Александра Волошина, затем – Дмитрия Медведева и далее – Сергея Собянина, на переговорах с делегациями мусульманских деятелей в процессе откровенных обсуждений о состоянии исламского фактора внутренней политики России неизменно демонстрировал адекватное понимание того, что исламское «пробуждение» миллионов российских мусульман неизбежно, и задача состоит лишь в том, как придать  их исламскому самосознанию российский аспект, не допустив скатывания его на антироссийские позиции с ориентировкой на национал-сепаратистские проекты.

В 2000–2005 годах на посту полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергей Кириенко в религиозном направлении  активно продвигал исламские инновационные проекты. В частности, Сергей Владиленович курировал проект «Русский ислам», авторами которого  были  политтехнологи Петр Щедровицкий и Сергей Градировский. Мусульманский эпицентр, который к тому времени сформировался в ПФО, представлялся  политтехнологам из полпредства как «новая опорная точка России». «Пространство с ключевым каркасом городов-миллионников: Нижний Новгород, Казань, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Челябинск, Екатеринбург, Волгоград. Плюс Оренбург и Астрахань, наши каспийские и среднеазиатские ворота. Эти города вырабатывают и ключевой промышленный, и ключевой когнитивный продукты, они же абсорбируют в основном все человеческие, товарные и финансовые потоки», – так с. Градировский излагал суть проекта.   

В стремительно усиливавшемся в тот период времени исламском факторе  Поволжья авторы «Русского ислама» видели свежую инновационную струю. «Русскость стала настолько слабой закваской, что стала нуждаться в ряде других идентификационных подпорок. Все это проявление цивилизационной усталости, исторической дряхлости», – утверждал С. Градировский, твёрдо  уверенный в том, что православный «московско-питерский» эпицентр впал в «усталость» и «дряхлость», а «все интересное, наиболее значимое для будущего России будет происходить» в мусульманском «пространстве с ключевым каркасом», то есть в Приволжском федеральном округе.

Сергей Кириенко, являясь шефом С. Градировского, тогда особо выделял ислам из других традиционных религий России. «На Западе, рассуждая о проблемах мусульман, говорят – «Они», а мы говорим – «Мы». В этом ключевое отличие. Для них мусульмане – это приехавшие к ним люди, которых можно лишить вида на жительство, депортировать…А у нас нельзя», – рассуждал полпред С. Кириенко в интервью «Известиям» в 2002 году. В том же интервью он призвал поддерживать россиян – выпускников саудовских исламских вузов, «владеющих ораторским искусством, умеющих работать со средствами массовой информации, все умеющих». Этими «все умеющими» мусульманами с саудовскими дипломами полпред хотел заместить старые мусульманские кадры, поскольку «у многих мулл уже преклонный возраст или недостаток образования».

Сегодняшние действия российских властей в межрелигиозной сфере, обнаруживают всё больше свидетельств откровенно исламских приоритетов современных политических воззрений национальных российских элит. Несомненно, основная заслуга в постепенном усилении мусульманского тренда российской политики принадлежит именно С. Кириенко, который ещё будучи полпредом в Поволжье всемерно поддерживал проект ускоренной модернизации российского ислама. Ныне же тщательно отработанный в практических условиях проект исламизации страны начал активно реализовываться уже на общероссийском уровне.


8.09.2024



Сергей БОРОДИН


Рецензии