Храм, расширяющийся кверху
«А главное, что хуже всего, у нее не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходит кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно, не иметь никакого мнения!.. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая пустота, как и на дворе. И так жутко и так горько, как будто объелась полыни...»
Спустя годы у нее снова появляется свое мнение, когда она привязывается к мальчику, сыну ветеринара. И мы видим повторение шаблона. Это нездоровые отношения. Ольга терялась как личность, не имела своего «я», ее идентичность зависела от мужа и других людей. Душечка была зеркалом, в котором мужчины видели свое отражение, но не ее саму. Слово «Душечка» в этом рассказе используется как уменьшительно-ласкательное, ласковое. Но я увидел здесь еще и такую игру слов – у этой женщины… маленькая душа.
Бог хочет, чтобы у каждого из нас была не маленькая душечка, но большая, полноценная, здоровая и зрелая душа. Чтобы внутри мы были больше, чем снаружи. Пророк описывает храм, расширяющийся кверху. Так духовный человек увеличивается при движении внутрь его души и внутреннего мира. Ты разговариваешь с ним – и видишь, какой он большой внутри. А есть люди – с огромными внутренними мирами. Екклесиаст говорит, что Бог вложил в сердце человека вечность, по другому переводу – мир.
Внутри одних – океан вечности. Внутри других – мелкая лужица. Не душа, а душечка. Когда-то один брат сказал удивительную мысль, которая очень впечатлила меня, я помню ее спустя двадцать пять лет: «Христу на небе будет интересно общаться с церковью». Я согласен с его мыслью. Но если так, это означает, что у верующих будет что говорить Иисусу – такое, что Ему интересно будет это услышать и ответить нам.
Любовь – это не растворение или потеря собственной личности в любимом. Любовь – это проект двоих. Это путь вместе, где каждый остается личностью. И тот брак будет более крепкий, где оба супруга – люди с богатыми внутренними мирами. Автор Пс.44, с одной стороны, предлагает невесте: «забудь народ твой и дом отца твоего» (ст.11). Т.е. как будто «сотри воспоминания». Но тут же он добавляет: «вся слава дщери Царя внутри» (ст.14). Т.е. у нее внутри – слава, содержательность. Здесь надо иметь здоровый баланс.
Пример такого баланса мы видим в книге Песнь Песней. Соломон считается с мнением и просьбами Суламиты. Она приглашает его на прогулку в поля. Потом в гости к своей маме. Перед этим, после завершения конфликта, случившегося в предыдущей главе, он называет ее славной и грозной, как полки со знаменами. О безвольных, потерявших свою идентичность и растворившихся в другом людях так не говорят. Быть смиренным – вовсе не значит быть тряпкой, амебой и бесхребетным существом.
06.05.2025
Свидетельство о публикации №225050600908