Кумские казаки
История казаков интересна и до настоящего времени, по ряду причин, в основном политических, её и в настоящее время на государственном уровне
стараются не популяризировать. В основном этим занимаются ученые в регионах, организованных на землях казачьих войск или историки - потомки казаков. Спасибо этим учёным.
В этой статье я расскажу о кумских казаках, о которых узнал из трудов историков Н.Н. Короленко, С.А. Зеньковского, О.Г. Усенко, Д.В. Сеня, М. Боука и других.
В результате церковных реформ Никона произошёл раскол среди части священников и верующих в России. В 1666 году Поместный Собор отлучил от церковного общения «крестящихся двоеперстно» как еретиков. Противники богослужебных нововведений начали подвергаться гонениям как со стороны церкви, так и властей. Не признавшие церковную реформу священники и люди начали уходить в поисках лучшей доли на окраины России или в места необжитые, подальше от властей и церковных служителей. Порою перебирались в другие государства. Об этих гонениях написано очень много и интересно. Но я остановлюсь на последствиях этих гонений на Дону и на Северном Кавказе в конце XVII века.
Начались волнения и среди донских казаков. Правительство требовало от атаманов и священнослужителей преследовать раскольников и принуждать их признать нововведение церкви. Первоначально донские атаманы не очень охотно выполняли требования власти. Но Москва была настойчива, и в 1688 году раскольники пришли к выводу, что не стоит дожидаться прихода царских войск, и решили покинуть Дон. Покидали свои места различными по своему составу партиями. Царицынский воевода стольник Димитров доносил , что с Дона на Куму ушли около 2000 семей с обозом и запасами под предводительством своего атамана Левки Манацкого. В 1689 году ушли на Куму около 300 семей казаков. Начался уход донских казаков на Кубань и Северный Кавказ. Казаки-старообрядцы уходили в основном:
-на территорию Крымского полуострова,
–на Кубань, во владения крымского хана Гирея на Северо-Западном Кавказе,
–пополняли гарнизон турецкой крепости Азов.
–в районы рек Кумы (и к терским и гребенским казакам) и Аграхани,
Казаки-старообрядцы, которые в конце 80-90-х годов ушли на реку Куму, осели там со своими семьями. Плодородные и богатые земли Прикавказья, стали очень удачным местом для казаков. Часть этих эмигрантов-старообрядцев пробралась дальше на юг, где они расселились на землях князя (шавкала) Тарковского с его разрешения. Игумен Досифей со своей церковью осел на реке Аграхани. На местах проживания были организованы казачьи общины во главе с выбранными атаманами. На Куме атаманом был Л. Манацкий. Эта группа казаков часто совершала набеги на русские окраины, ходили "за зипунами" на Волгу. Брали пленных, впоследствии их содержали в качестве рабов у себя или продавали ногайцам.
Третья группа донских казаков-старообрядцев, осевших в бассейне Кумы и начавших переговоры с гребенскими казаками, попыталась переселиться дальше на восток и осесть вдоль Терека среди гребенцов, которые держались старой веры. Но терцы-гребенцы и их атаман Иван Кукла открыто не хотели принимать к себе бежавших с Дона казаков, приверженцев старой веры. Царское правительство поддерживало с гребенскими казаками дружеские отношения, не вмешивалось в их внутреннюю и религиозную жизнь, не мешало молиться по старым книгам, и поэтому их немногочисленное, но преданное старой вере духовенство предпочитало не рвать с церковью, а атаман Кукла хотел сохранять добрые отношения с русскими воеводами в Астрахани и на Северо-Восточном Кавказе.
Но впоследствии из-за действий астраханского владыки Иллариона, который потребовал от гребенских казаков введения новых церковных правил, гребенские казаки отошли от взаимодействия с РПЦ и стали охотно принимать в свои ряды бежавших в своё время казаков-староверов с Дона.
Казаки, поселившиеся на Аграхане, видели (они часто совершали походы на Волгу "за зипунами", участвовали в набегах на донские станицы), что владельцы земель на которых они жили, начали тесное общение с воеводами в Астрахане, и вполне обоснованно считали, что им придётся вскоре покинуть эти места или подчиниться новым церковным правилам.
Они получили достоверные сведения, что против них готовится поход правительственных войск во главе с воеводой из Астрахани. И они решили в 1692 году уйти на Куму, а далее на Кубань, на земли, принадлежавшие Крымскому хану, где в своё время осела часть бежавших с Дона казаков-староверов. Когда они начали свой уход, их на Сунже настигли войска войска княгини Черкасской и Тарковского шамхала. И казаки были разгромлены, удалось уйти около 40 казакам.
Царское правительство было недовольно тем, что раскольники, поселившиеся на реке Кума, сманивали к себе донских казаков и участвовали в набегах совместно с ногайцами и крымскими татарами на земли России, и приняло меры к уничтожению казаков на Куме. Неоднократно посылались военные отряды для уничтожения городков кумыкских казаков. Бои были кровопролитные и кумыкские казаки понесли большие потери. Часть казаков вернулась на Дон, часть ушли к гребенским и терским казакам, некоторые в турецкую крепость Азов, а часть ушла на Кубань и Крымский полуостров. Так закончили существования общины казаков на реке Аграхань и Кума.
Свидетельство о публикации №225050600917