Ткачёвы Дети войны. 1941 год

Картину «Дети войны. 1941 года» братья Ткачёвы написали в 1980 году. Мы видим будничную сцену тыловой военной осени: скудный урожай, измученная неизвестностью и заботами мать, рано повзрослевшие дети…

Останавливаясь у этой картины, экскурсоводы Третьяковки обычно подчеркивают: «Драматическое напряжение выражается здесь не в сюжете, а в состоянии природы и персонажей, а также в мрачной цветовой гамме».

Художникам удалось сделать так, что, рассматривая полотно, зритель чувствует себя как бы внутри него. Стоишь словно возле этой женщины и чувствуешь себя тем самым почтальоном, которого так ждали несчастные бабоньки.

«Дети войны. 1941 год»
Осень 1941 года была для страны очень тяжёлой. Солдаты сражались с врагом, а на хрупкие плечи женщин и детей легла обязанность трудиться в тылу за себя и за мужчин. На картине братьев Ткачёвых изображена типичная ситуация русской деревни в начале Великой Отечественной войны.

Крестьянская семья, в которой четверо детей, убирает урожай картофеля. На переднем плане стоит старший сын с лопатой — главный помощник матери и единственный мужчина в доме. На заднем плане ещё троё детей.

Именно в это время пришла весточка от отца-фронтовика. Судя по конверту-треугольнику, это не зловещая похоронка, а долгожданное письмо… Только на измученных лицах домочадцев не видно радости и зрителю остаётся догадываться, что в нём.

А написано могло быть разное… Ранение, тяжёлая степень инвалидности, госпиталь. Кстати, и гибель тоже. Ведь об этом мог написать товарищ или командир… Особо хорошего тогда ждать не приходилось. Красноармейцы в 1941-м несли невосполнимые потери, верили в победу, но понимали — до неё ещё далеко. Это понимают и герои картины, прежде всего мать, которой придётся в одиночку заботиться о четверых детях…

Братья Ткачёвы
Надо сказать, что практически все произведения Ткачёвых так или иначе связаны с Великой Отечественной войной и тяготами послевоенной жизни. В принципе, ничего удивительного. Сергей и Алексей Ткачёвы родились в семье рабочего паровозостроительного завода в селе Чучуновка Брянской области. Они с детства полюбили рисовать и мечтали стать художниками. Однако эти планы перечеркнула война…

Сергей Ткачёв воевал практически до Дня Победы. Был ранен и очень боялся, что не сможет рисовать. Между ключицей и лопаткой осколок остался, который всегда ныл в непогоду, но руку хирурги спасли. Поступать в Свердловское художественное училище он пришёл с боевыми орденами. На его груди сверкали орден Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

По рекомендации Грабаря
В биографии Алексея Ткачёва есть интересные моменты. В 1939 году по рекомендации Игоря Грабаря он поступил в только что организованную московскую школу юных дарований. Из этой школы вышли великие художники: Гелий Коржев, Виктор Иванов, Пётр Оссовский, Владимир Стожаров…

В годы войны школу эвакуировали в Башкирию. А Алексей, будучи 15-летним мальчишкой, вернулся к отцу в Свердловск. И рядом с ним работал размётчиком танковых моторов на заводе «Уралмаш».

И вдруг однажды приходит письмо-вызов из художественной школы. Юноша отправился к директору завода, дважды Герою Социалистического труда Борису Глебовичу Музрукову и доложил о вызове. Директор посмотрел на него пронзительно и сказал:

— Ну что ж, сынок, если тебя ищут, значит, ты талант, и большой, и я не имею права тебя задерживать тут. Благословляю тебя на учёбу, ехай. С удовольствием я тебе подписываю…

В 1945-м Алексей поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Год спустя в этот институт перевелся брат Сергей. По его окончании они были направлены на работу в Белорусский Союз художников. Здесь в начале 50-х и родился знаменитый дуэт художников — братья Ткачёвы.

Творческий союз
Они много работали в Москве и на Академической даче им. И. Е. Репина в Тверской области. В большинстве сюжетов в центре внимания — русская деревня. Герои их картин — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Но особенно пронзительно и глубоко звучит у них тема матери, провожающей сыновей на войну.

В семье Ткачёвых воевали трое: Серафим, Василий и Сергей. Старший Серафим с войны не вернулся. В картине «Сыновья» (1985–1990 гг.) как раз эти самые трое сыновей. Пока они ещё здесь, около благословляющей матери, в уюте родного дома, но впереди, за дверью, – бескрайность родной земли, которую нужно защищать. Есть более ранняя работа – «Благословение матери» (1976 г.), на которую художники явно опирались при работе над «Сыновьями».

Основными произведениями братьев Ткачёвых считают «У колодца» (1954), «Подруги» (1955, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), «Прачки (Летом)» (1955–1957, Киевский музей русского искусства), «Ветреный день» (1956–1957). В 1995 году в Брянске открыли музей братьев Ткачёвых. Художники передали в дар музею более 200 картин.

В разные годы Ткачёвы были удостоены разных премий: Государственная премия СССР (1978) — за картины «Пора сенокосная» и «Июньская пора»; Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1968) — за картины «За землю, за волю» и «Между боями»; премия Правительства РФ (2006) — за цикл картин «Они сражались за Родину».


Рецензии