И Дух Солнечного Иерарха...

Друзья!
Из Сети


"... Если бог Иегова-Яхве-Савоаф допустил грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая, а
потом утопил во всемирном потопе почти всех их отпрысков, почему он вдруг воспылал
любовью к людям, послав к ним собственного сына ради их спасения? Почему воспылал
именно к этим людям, а не к тем, кого утопил, или к Адаму и Еве, которые вообще ничего
худого не делали?
- Существовал ли Христос до своего рождения на земле? Почему о его существовании нет
ни слова в ветхом завете? Принимал ли участие в сотворении мира? Если Христос был
сыном Иеговы-Яхве-Савоафа до рождения в образе Иисуса, то кто был его мамой, ведь без
матери, в облике сына он мог появиться только при условии почкования от Иеговы-Яхве-
Савоафа. Если Христос сын, значит, было время, когда его не существовало. Когда же он
родился? Почему в библии (торе) нет об этом сведений? Если зачал Иисуса на земле святой
дух, то почему он не является его отцом? Или это сам Иегова-Яхве-Савоаф оплодотворил
деву Марию?".http://proza.ru/
...Други!
Не правда ли- от автора сего опуса попахивает атеистическим душком!
Совсем недавно мы отметили светлое Христово Воскресение.Смертию смерть поправ!Так Великий Дух утвердил и наше людское БЕССМЕРТИЕ, назвав и человеков...Богами в потециале!
В.Н.
P.S.
"Человек ныне сам вершит свою судьбу и судьбу планеты. Все хотят райской жизни на
земле, уже сейчас, но на самом деле устраивают ад. В Учении Живой Этики сказано, что
нет страшнее ада, нежели земные заразы духа, и нет мощнее чистилища, нежели жизнь
земная. Злоба, неверие, кощунство, корыстолюбие, предательство и прочие грехи —
нарушения божественных законов порождают эпидемии и катаклизмы, сотрясают
подземные и надземные сферы. Планета содрогается в резких сменах жара и холода, и
ученые никак не могут определиться — чего же нам ждать: то ли глобального потепления,
то ли нового ледникового периода? Так своей безответственностью человек разрушает себя
и планету, но нерушимо стоит на бессменном дозоре Иерархия Света. В кровавом поту
Братья Света удерживают подземный огонь и укрощают стихии, огонь их духа рассеивает
удушливые газы, порожденные человеческими пороками. Мир воистину стоит на краю
бездны, и если не произойдет воскресение духа, гигантский катаклизм неминуем. Но
хочется верить, что трагедии космического масштаба не случится, и предуказанное
древними заветами Огненное Крещение очистит человечество от скверны и подготовит
планету к нарождению новой расы, которая будет жить по законам Крита-юги — Века
Чистоты".https://stihi.ru/

***********
1.Агни Йога и Теософия о Христе
Александр Владимиров -Философ

Высочайшее в Агни Йоге и в Теософии понимается как Единое. Говорится о Первичном,
или Изначальном Атоме, Основном Атоме, Едином Огненном Элементе, порождающем всё.
Всё это об одном и том же.
В различных учениях и религиях Высочайшее носит разные имена, и люди с разным
развитием даже в одной традиции не одинаково понимают Основы, далеко выходящие за
способности и возможности человека. Разумно предположить, что и Махатмы, давшие
Теософию и Агни Йогу, Высочайшее понимают шире или глубже, нежели обычные люди,
или нежели об этом сказано в тех или иных Писаниях за несколько последних тысячелетий.
В Агни Йоге говорится о бессмысленности споров о Высочайшем, которые ведут в разных
религиях о том, чей Бог, или Бог какой религии – выше. Потому что Высочайшее по самому
своему определению - для всех Едино, и в этом смысле спорить не о чем. Поэтому в Агни
Йоге предлагается руководствоваться не каким-нибудь конкретным каноном о Высочайшем,
принятым в той или иной религии или в учении, а в общении с верующими применять
«канон Господа твоего», ибо и там, и там, и там фактически говорят об одной и той же
Вершине.
В Агни Йоге и Теософии ко Христу иначе относятся, нежели это утвердилось со временем
в христианском богословии и в церкви. Имя «Христос» встречается в Агни Йоге, но в
случаях высшего предстояния это означает Дух Солнечного Иерарха. Евангелие от Иоанна
начинается словами: «В начале было Слово». Это те же слова, какими о Высочайшем
говорилось в индийских Пуранах и в древних наставлениях. Ибо Логос, Слово, Глагол –
который был в начале, это первое миропроявление Вач (принцип Речи, принцип Матери
Мира, принцип Природы и Материи) в первичном «пространстве» (Акаша). Согласно
учению санхья первым проявлением пространства (Акаша) является звук. Этот изначальный
Звук, или Слово – одновременно и Свет и всё остальное, весь прочий мир, который
порождается Светом.
Никакого «начала» для бытия в философском смысле никогда не было. Бытие было и
будет всегда. Но каждое конкретное Мироздание, например, наша Галактика, и даже то, что
мы способны воспринимать, как Космос, как феномен проявленности, всегда имеет свой
цикл развития, то есть, когда-то зарождается, развёртывается, созревает, и затем такой своей
формой – разрушается. Поэтому у такого Космоса есть и его претворившийся Первый Логос,
то есть Слово, или в эзотерической традиции – Фохат (Парафохат), который развёртывается
искрами в целый мир. О таком Христе, Логосе, Фохате, Любви говорит эзотерическое учение,
говорят Махатмы. Такой Христос и есть Высочайшее, и есть Отец-Бог. Как принцип – он
ВСЁ, вне времени и пространств; как проявленное – он Высочайший и Глава Иерархии.
Таким образом, даже символ веры о единстве «Отца, Сына и Святого Духа» вполне
приемлем для Учения Махатм, но только в ином смысле, нежели всё это толкуется в
церковно-христианской традиции. Е.П.Блаватская писала о звании «Христос», которое адепт
получал после успешного завершения ученического периода, где он до этого назывался
«Хрестос», «Крестос», как это было распространено в дохристианских посвященческих
традициях и даже в первые века христианства (Блаватская Е.П. Эзотерический характер
Евангелий). Е.И.Рерих, используя данную статью Блаватской, писала: «…Я верю в
Неизреченный Божественный Источник, равно пребывающий в каждом человеческом
существе, и в рождение Христа в человеке на его пути к совершенствованию. Тем более, что
каждый образованный человек знает, что термины “Крестос” или “Кристос” (Христос)
заимствованы были из языческого словаря. Словом “Крестос” обозначался ученик-Неофит,
находившийся на испытании, кандидат на Иерофанта. И после того, как ученик прошёл все
испытания и через ряд страданий, он был “помазан” при последнем ритуале посвящения и
становился на языке мистерий Христом, то есть “очищенным”, и это означало, что его
преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным
Эго. Ведь именно у первых христиан... Христос был синонимом нашего Высшего Я» (У.
22.07.1935).
Согласно сказанному в Учении, на планете Земля именно мировой Логос являл самых
высоких Учителей, озарял Гаутаму Будду и Иисуса Христа. Учитель Мориа, имевший
множество великих воплощений на нашей планете, и был сам этим Христом. Все высшие
Боги, которым поклоняются религии, в своих лучших образах выражают одно и то же
средоточие – Великого Солнечного Иерарха. Поэтому спорить о том, чей бог выше –
бессмысленно, и в Учении говорится против этих бесполезных споров: «Ещё спросят: “Кто
больше - Христос или Будда?” - Отвечайте: “Невозможно измерить дальние миры. Можем
лишь восхищаться их сиянием”» (Озарение, 3.4.8).
В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской о Высшем в понимании посвященческих традиций,
о Первом Логосе сообщается:
«Логос, или проявленное и непроявленное [букв. по-гречески] – Слово, называется
индусами Ишвара, Владыка, хотя оккультисты дают ему другое имя. Ишвара, говорят
ведантисты, есть высочайшее сознание в Природе. <…> Ишвара, или Логос, есть Дух; или,
как объясняет Оккультизм, это есть сложное единство проявленных живых Духов,
первоисточник и питомник всех мировых и земных Монад, плюс их божественное
Отражение, которые произошли от Логоса и возвращаются к Нему, каждая по завершении
своего времени» (Е.П.Б. Т.Д., т.1, ч.III, отд.X).
«В эзотерическом и даже экзотерическом северном Буддизме – Ади-Будда… Единое
Непознаваемое, без начала и конца, тождественное с Парабрахманом [индусов] и Эйн-Софом
[Каббалы], выявляет сверкающий Луч из своей Тьмы. Это есть Логос, Первый…» (там же).
Письмо К.Х. – Синнетту №112 (июль, 1883)
«…Это не “Дух Будд, присутствующий в церкви”, но Вездесущий Вселенский Дух в
храме природы – в одном случае; и седьмой Принцип – Атман в храме-человеке – в другом».
«Авалокитешвара [буддизма] есть и непроявленный Отец, и проявленный Сын; последний
исходит из него и тождественен с ним, именно: Парабрахман и Дживатман, Универсальный и
индивидуализированный седьмой Принцип – Пассивное и Активное, где последний есть
Слово, Логос, Глагол. Назовите его каким угодно именем, только пусть эти несчастные,
введённые в заблуждение христиане знают, что действительный Христос каждого
христианина есть Вак, “мистический Голос”, тогда как человек – Иешу – был только
смертный, подобно любому из нас, Адепт…».
Учитель Кут Хуми имел полное право назвать христиан в вышеприведённом письме
«несчастными, введёнными в заблуждение» относительно почитаемого ими Христа, ибо сам
Кут Хуми, как об этом пишет Е.И.Рерих и А.Безант, и воплощался тем самым евангельским
Иисусом (Иешуа).
Е.И.Рерих в одном из поздних своих писем дала развёрнутую характеристику отношению
Агни Йоги, Махатм ко Христу:
«В теософической литературе можно найти указание, что Иисус был воплощением
Учителя К.Х., но, когда наступило время Страстного Пути и Распятия, в Него вошёл ещё
более высокий Дух. <…> Мы знаем, что Иисус также учился и у Великого Мудреца Востока
Россул Мориа и пробыл у Него не менее семи лет. После чего они вместе путешествовали по
Индии, и затем Иисус направился с благословения Владыки М. в свою страну. Но Он не смог
закончить там своей миссии, страстно переутомился и занемог, и на пороге перехода в
потусторонний мир перед ним появился в тонком Облике Великий Мудрец и предложил ему
закончить Его миссию, войдя в его тело. Конечно, согласие было дано с радостью. Конечно,
были великие космические причины, почему понадобилась такая замена и продолжение этой
миссии. Истинно, прекрасны тайны космические и Красота Высшая всегда является основою
таких страстных проявлений Надземного Мира. <…> Итак, Индивидуальность Одна, но
частичные проявления Её озаряли такие земные проявления, как Будда, Христос и Майтрейя
и еще другие. Так, Владыка Майтрейя вмещает в себе и Лучи Величайших Спасителей и
Создателей сознания нашего человечества» (У. 13.04.1953).
В текстах Агни Йоги наименования Христос, Спаситель, Господь, Владыко, Властитель,
Учитель, Гора Мории, Гора Бога, Мессия, Майтрейя, Отец, Создатель – принадлежат одному
и тому же Эго Солнечного Иерарха Владыки Мориа.
В ранний период распространения Учения, до опубликования поздних писем Е.И.Рерих и
текстов её бесед с Учителем (начало 2000-х) тождество горнего Христа и Владыки Мориа для
многих последователей Учения было неочевидно. Подобные недосказанности зародили
всевозможные ошибочные представления. Например, что Махатма Мориа дал «Живую
Этику… как практическое учение для приближения к заповедям христианства, для
выполнения их», и что «Христос — воплощённый Бог, а Будда», Мориа и прочие Махатмы,
это только «человек, поднявшийся до великих духовных высот». Со вторым можно вполне
согласиться, с поправкой на то, что тогда уж Солнечный Иерарх, Владыка Мориа – Первый
Человек, соответственно, все остальные будут «по образу и подобию». Тогда как «бога», то
есть Сверхсущества, превышающего Законы и сотворившего всё, в Агни Йоге, Теософии, как
и в буддизме – нет.
«Нам было Указано, что Старший Кумар, Ману всей нашей Манвантары Четвертого круга,
Учитель Учителей, Владыка М., Владыка Майтрейя, Калки Аватар, нынешний Владыка
Шамбалы, являют собою Единое Эго» (У. 24.05.1938).
«Вы спрашиваете, кто был Владыка Урана? Но, конечно, всё тот же Единый Великий Дух
Солнечного Иерарха, Зародителя и Держателя нашего Космоса. Выше Его не было и не будет.
Потому уже изначала Его называли “Ветхий Деньми”» (У. 24.02.1954).
«Конечно, Владыка М. является [проявленным] аспектом Первого Логоса и вмещает все
Его Лучи. Именно Он есть Владыка Мира и Ману нашего человечества» (У. 16.07.1935).
«Но Мессия – Един, ибо все земные Облики Его нанизаны как бусы одного ожерелья. Так,
Будда, Христос, Майтрейя – Единое Величайшее Эго, Существо, стоящее во Главе Иерархии
Света, во главе нашей Манвантары, и проявлявшееся многократно во всех расах как
Законодатель, Вождь, Учитель и Спаситель» (У. 18.12.1948).
«…Всё сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-
Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть
завершение материи. <…> Также нельзя назвать дух Абсолютным Разумом, полагая его как
противоположение материи, ибо, именно лишь кристаллизуясь в материю или вливаясь в неё,
дух раскрывает свой потенциал и накопляет разум через соприкасание с миром форм. Дух
есть сознание, но Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей
проявленной Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в
Логосах. <…> Также хотелось бы избегать слишком церковного определения Творца, которое
следовало бы заменить, где возможно, Божественным Разумом или Космическим Разумом
Логосов. Ведь [теософский] термин Логоса получил право гражданства в церковных кругах»
(У. 29.01.1938).
«Космический Разум – не коллектив, но ярый Разум Космического Иерарха, который
хранит своё солнечное ядро, свою Солнечную Монаду. <…> Итак, повторю ещё раз –
Основной Атом есть Первоисточник Света и Мощи и Начало всего Сущего, Альфа и Омега
Бытия. <…> Правильно поняли Космическое Право как воссоединение половинок Атома. Но
также можно понять и как осознание нашего космического родства с Основным Атомом. Он
– Альфа и Омега всего Сущего, и мы – Его потомство. Прочтите в первом томе “Тайной
Доктрины” страницы… И этот Вечноживущий человеческий Баниан, Чудесное Существо,
Инициатор, именуемый Великая Жертва, откроется Вам» (У. 10.12.1954).
Владыка Мориа называется «Владыка Семи Лучей» (У. 21.12.1952). Дух Владыки Мориа
сияет всеми лучами, посылая соответствующим людям, народам, эпохам лучи по созвучию,
включая луч Христа, созвучный серебру, луч Будды, луч Матери Мира и другие.
«Именно Великий Владыка шлёт Вам ответ в той форме, которая Вам сейчас наиболее
близкая. Продумайте красоту единения и радуйтесь. Великий Владыка явил Вам свою
Любовь, приняв Аспект Матери, ибо Вы возлюбили Образ Матери. Истинно, Великий
Владыка и Мать, и Отец, и Друг, и Возлюбленный. Все Образы сливаются в этой единой
прекрасной Любви к Высшему Идеалу. Полнота этого чувства ни с чем несравнима! <…>
Любите ли Вы его как Отца или Матерь – это безразлично, ибо Ответ Его пришёл уже от
близкого Вам Аспекта Его. <…> Облик Матери Мира сейчас так нужен осиротевшему
человечеству, и Великий Владыка посылает Луч Ассургины, чтобы тем легче проникнуть в
сердца скорбящих людей» (У. 21.05.1951).
http://proza.ru/
********
2.ВЕЛИКИЙ ПУТНИК
Агни Йога об Иисусе Христе

Не так учили Великие Учителя. Не так жили Великие Учителя.
Не так шли Великие Учителя. Истинно, не так, как утверждают люди. ( Мир
Огненный. Часть третья. §200 ).

Вокруг понятий Великих Образов собраны те представления, которые близки духу
низкому. Настала пора омыть пыль с великих слов.
Ни один памятник не дошел до наших дней без искалечений. Чтобы выделить
сущность переданного в нем учения, надо подойти от незыблемого - общности
жизненных процессов во всех сферах бытия и необходимости их согласованного
сотрудничества. Тогда даже в дошедших до нас древних рукописях мы сможем
распознать отдельные верные черты.
Было бы ошибкой отвергать так называемые апокрифы (рукописи, не
канонизированные церковью). Кто может утверждать, что они ложны? Они могут быть
отрывочны и разновременны, но основаны они на преданиях дружественных.
Собирая достоверные детали Облика и Учения Великого Путника (Иисуса Христа),
Агни Йога очищает уже сложившиеся представления и существенно дополняет их,
раскрывая то, о чем имелись лишь отдельные намеки.
«Вифлеемская звезда»

Что это за звезда, которая вела магов? Конечно, это указ Братства, чтоб
приветствовать Иисуса и охранить, и передать бедной семье некоторые средства.
По лицу земли, не зная точного места, Мы шли. Указы терафима вели изо дня в день.
Когда Мы слышали «близко», именно тогда Мы теряли всякие признаки жилья.
Можно ли было ожидать чудо неслыханного провозвестия среди верблюжьих
отбросов и среди ревущих ослов? Мышление человеческое пыталось поместить
будущего пророка хотя бы около храма или среди величественных стен.
Мы получили Указ остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении,
обмазанном глиной, Мы остановились на ночь. Костёр и маленькая масляная лампа
наполняли комнату красным светом.
После ужина Мы заметили, что служанка сливает остатки молока в отдельную
амфору. Сказали ей: «Не годится сохранять это». Она же сказала: «Не для тебя,
господин, но для бедной женщины. Здесь за стеною живёт плотник, у него недавно
родился сын». Потушив огонь, Мы возложили руки на престол и спросили: «Куда нам
идти дальше?» Было сказано: «Ближе близкого, ниже низкого, выше высшего». Не
поняв смысла, Мы просили Указа. Но было сказано только: «Пусть уши слышат».
И сидели Мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребёнок где-то за
стеною. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую песенку,
которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит: «Пусть люди
считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто же, кроме тебя, возрастит
зерно самое тучное? Позовёт Владыка сынка моего и скажет: ‘‘Только твоё зерно
украсило пир Мой! Сядь со мною, царь лучших зёрен!’’» Когда Мы услышали эту
песенку, три удара раздались в потолок. Мы сказали: «Мы утром пойдём туда».
Перед рассветом Мы одели лучшие
одежды и просили служанку провести
нас по направлению плача. Она сказала:
«Господин хочет посетить семью
плотника, лучше я проведу вас кругом,
потому что здесь надо пройти через
загон скота». Помня Указ, Мы избрали
краткий путь. Вот за яслями маленькое
жилище, прислонённое к скале. Вот у
очага женщина, и на руках – Он!
Какие же были знаки при этом? Он
протянул к Нам ручку, и на ладони был
красный знак. На этот знак Мы положили
лучшую жемчужину из привезённых
Нами.
Передав ценности и священные предметы, Мы предупредили мать о необходимости
странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота.
Позади мать сказала: «Видишь, сынок, ты Царь! Этот алмаз поставь на лоб коня
своего».
Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони. Тогда же было указано: «Помните
время красной звезды на лбу воина».
Заря новая восходит красной звездой. Так идите по лучу Матери Мира.
Поразительные черты
Почти все изображения Великого Путника не отвечают сходству. В действительности
же он имел поразительные черты. Они были так необычны среди местного населения,
что порождали нелепые россказни, но нужно помнить, что люди все поразительное
пытаются извратить в нелепость.
Дадим описание Его Изображения: волосы светло-русые и довольно длинные, концы
их немного темнее, слегка волнистые мелкими извивами, но пряди остаются заметны.
Лоб светлый и широкий, но не видно морщин, брови несколько темнее волос, но
невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного
заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно
полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка
раздвоенная на подбородке. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя
запоминаемым.
Такие черты побуждали любить Учителя. Так и каждый, обращающийся к Учителю,
должен преисполниться любовью. Почитание и уважение без любви не могут быть
действительными.
Великая Матерь
Говоря о Великом Путнике прежде всего следует сказать о Той, которая незримо вела
Его по высотам.
Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой,
нежели ее Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утонченность и
возвышенность духа. Она прибегла к трудному пути, чтобы обезопасить ребенка. Она
заложила в Сыне первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала
несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. Она не только не препятствовала
хождениям дальним, но собирала все нужное для облегчения странствий. Она пела
колыбельную песню, в которой провидела все чудесное будущее. Она обращала
внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла
великое завершение земного пути и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и
отречение. Она была готова пережить тот же подвиг; и Ей Сын поведал решение свое,
укрепленное Заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождений.
Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни Великой
Матери. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери.
Подвиг
В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один
малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря, что Кришна - Бог. Но малыш
настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу Родины.
Понятия Учителя и Героя, в сущности говоря, одно и то же. Они ведут за собой к
преуспеянию. Они помогают переносить тяжесть жизни. Они будут источниками
мужества.
В смысле энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие
напряженные энергии. Такие напряжения необходимы для эволюции. Люди не могут
быть без этих ведущих вспышек.
Многие называют героев и мучеников фанатиками, но это лишь затемняет лучшую
сторону героизма. Наоборот, истинный герой знает Учение самоотвержения. Он идет
не для поражения чего-то, но для лучшего приложения своих сил.
Твердо шел Великий Путник, ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг,
но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления. Такое
Рерих Н.К. Генисаретское озеро. 1935-1936
неуклонное движение не поддерживалось никем из окружающих, кроме Матери. Но
Ее водительство заменяло Путнику все трудные страдания. Нужно запомнить эти
черты жизни Великого Путника, чтобы проникнуться величием Его подвига.
Великая простота
Невозможно обнять всю глубину
проповеди Великого, ибо в самых
простых словах Он давал наставления
всей сущности жизни. Именно, ценность
Его подвига была в простоте. Эта
простота не была измышлена для
народа, но красота была в том, что
Высочайшее выражалось
наипростейшими словами. Нужно
постоянно обращать сложное в простое.
Только в простоте выражается добро -
такова деятельность Великого Путника.
Немало было удивления среди учеников, когда Он хотел трудиться вместе с ними,
чтобы пропитание давалось трудом.
Он трудился усиленно и знал не одно мастерство. В Его стране можно найти
гончарные изделия Его рук. Они являются целительными талисманами.
Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных
нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и
ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда
оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком
большое внимание незначительному человеку. Между тем прекрасные сосуды
открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами,
но учение было охранено, именно, женщинами. Также осуждали присутствие так
называемых язычников, забывая, что Учитель пришел к людям, а не для одной секты.
Такие осуждения сделали облик Великого Путника еще человечнее. Если бы Он не
соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг его потерял бы свое величие. Никто
не думал, какие страдания причинили Ему соприкосновения с разными
беспорядочными излучениями.
Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже
привходило в несение подвига.
Так говорил Учитель
Великий Путник одним взглядом обращал окружающих к Наивысшему.
Учитель говорил: "Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но
Наивысшему вы оставляете лишь краткие мгновения. Если бы вы отдавали
Наивысшему лишь время, потраченное на трапезы, то вы уже сделались бы
учителями." Так Он учил жизненно пользе обращения к Наивысшему.
Также говорил Он: "Когда обращаетесь от всего сердца, то почувствуете как бы
крепкую нить, связующую с Великим Сердцем."
Также говорил: "Не тревожьте друг друга, когда видите, что кто-то углублен в молитве.
Можно повредить человеку, можно разорвать его сердце неразумным
вмешательством."
Также говорил: "Умейте явить чистоту, и полощите рот после каждой пищи. Не
опьяняйтесь, ибо в безумии человек хуже последнего животного."
Также говорил: "Не вкушайте мяса, если есть возможность к тому."
Еще говорил Учитель: "Уберегитесь от дурных мыслей, они обратятся на вас и осядут
на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас
вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак
смертельный."
Еще говорил: "Мы расстаемся здесь, но можем встретиться в облачениях Света. Не
будем заботиться о базарах, ибо в царстве Света одежды выдаются по желанию. Не
будем печаловаться, когда нас ждут с радостью лучшие друзья."
Еще говорил: "Не будем жалеть о том, что изнашивается быстро, ибо нам уже готовы
одежды прочные."
Еще говорил: "Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в мир
лучший."
Еще говорил: "Нужно понять, что добрые друзья и там будут трудиться вместе."
Так постоянно Великий Путник учил вечности и силе мысли. Но такие заветы были
понятны лишь немногим. Даже невозможно представить, как мало было число,
запомнивших слова Учителя!
Между тем, Он умел говорить кратко и просто.

Искусство исцеления
Каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник
особенно выделялся этими качествами. Лишь в некоторых апокрифах можно найти
отрывочные указания на советы о врачевании. Не следует думать, что несколько
перечисленных чудес уже исчерпывали всю действительность. Множество врачебных
целений совершалось. Они распадались на два вида - люди приходили за
исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни.
Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было
истинной щедростью Великого Духа, который, подобно неутомимому сеятелю,
раздавал зерна добра.
Также многие замечательные исцеления происходили незаметно. Люди замечали
исцеления безумия, паралича, слепоты и глухоты. Такие исцеления своею
очевидностью поражали толпу. Действительно, когда немые заговорили и
прокаженный очистился, толпа была потрясена. Но с научной точки зрения иные
чудеса были еще замечательнее. Учитель силою воли останавливал внутренние
разрушительные процессы. Толпа, и даже близкие, не могли оценить такое мощное
воздействие. Оно заставляло двигаться не только омертвелые мускулы, но могло
заживлять пораженные ткани. Проявлялась такая сила мысли, о которой человек мог
только мечтать.
Это воздействие уж невозможно называть внушением. Оно должно было бы уже
называться победою над плотью. И теперь, когда люди начали изучать силу мысли,
они должны вспомнить о бывших замечательных победах мысли.
Живая связь
Великие Учителя могут говорить с животными. Пример Великого путника и в этом
поразителен. Но следует понимать разумно такое общение с животным миром. Люди
могут не прибегать к животным звукам, и, все-таки, понимать их. Психическая энергия
может непосредственно соприкасаться с такой же энергией и достигать понимания.
Прежде всего, необходимо отсутствие страха и гнева с обеих сторон. Также нужно
преисполниться истинным доброжелательством, но нельзя солгать в таких свойствах.
Многие трусы уверяют в своем мужестве, а самые злобные прикинутся добрыми,
тогда нет пути. Между мирами утеряна связь самая естественная, ибо живые твари
утратили обоюдное доверие. Теперь рассказывают, как редкое явление, если двое
животных разной породы могут жить вместе. Люди тоже приближаются к животным с
сомнением. Откуда же зародиться взаимопониманию?
Но если бы увидеть, как Великий Учитель обращался к животным и птицам, то можно
бы убедиться в существовании живой связи между мирами. Он мог позвать птицу к
себе на руку и послать ее в определенном направлении. Он мог утишить любое
животное не окриком, но внушением спокойствия. В старых преданиях говорится о
приходе больных животных к Учителю для исцеления. Можно привести много таких
примеров, и Учитель имел право назвать животных меньшими братьями. Но не было
никакой условной нарочитости в этих свободных общениях, не было рабства, но было
сотрудничество.
Ярость тьмы
Не думайте, что сказанное о встрече Великого Путника с
князем тьмы есть вымысел или символ. Великий Путник
видел нередко ужасные облики, но не убоялся.
Многие не поймут, почему такой Великий Дух должен видеть
несовершенных темных сущностей. Но сила магнита влечет и
темных. Они мечтают хотя бы чем-нибудь смутить и
повредить.
Нередко Великий Путник был
тревожим силами тьмы. Даже в
Писании было отмечено такое
утеснение. Можно спросить - каким
образом могли запечатлеться в
Писании случаи, которые
происходили без свидетелей. Сам
Великий Путник должен был
поведать об этом - так и было.
Учитель не скрывал борьбы,
происшедшей около Него. На
собственном примере Он
приготовлял учеников к постоянной
битве. Он говорил: "Каждый человек
беспрестанно находится в трех битвах." Человек может
воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет
принимать участие в трех битвах одновременно. Первая
будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от
участия в столкновении этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между
развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычей одних
или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть
человеком. Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими
энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие
битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не
может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри.
Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах.
Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным
участником сил Беспредельности.
Разумное отношение
Великий Путник имел общение не только с бедными, но и с богатыми. Можно видеть,
что Он не всем богатым указывал раздачу имущества. Не было ли в этом
противоречия? Не было. Учитель указывал отказ от богатства там, где Он видел
ложное отношение к земным сокровищам.
Он говорил человеку о необходимости освободиться от богатства, когда видел, что
сокровища являлись тяжелым жерновом на шее слабого духа. Так и должно понимать
отношение Учителя к земным сокровищам. Он не отрицал их, ибо нельзя считать
несуществующим то, что есть на Земле. Но необходимо найти разумное отношение ко
всему сущему.
Учитель вовсе не желал видеть всех в одинаковой нищете. Учитель, наоборот,
посылал советы, что даже при малом достатке можно иметь чистую радость без
зависти к соседу.
Учитель мог побыть с бедными и богатыми, и везде Он был одинаково добр и полон
желания помочь. Ведь богатые иногда больше нуждаются в помощи.
Также Учитель стремился помочь, когда видел совершающуюся несправедливость.
Учитель понимал, как обратить гонимых в героев. Учитель понимал, что каждое Его
благодеяние будет осуждено, и Сам не заботился о признательности, но в советах
своих Он не забывал указать на великую силу признательности. Так вспомним
чудесную жизнь, которая напитала множества сердец.
Миссия
Великий Путник имел обычай на песке
чертить различные знаки, потом сметал
их. Ученики спрашивали, почему Учитель
не писал те же знаки на чем-то
постоянном? Но Учитель начертил знаки
на воздухе и сказал: "Вот наиболее
постоянный явленный устав. Ничто не
изгладит эти начертания." Так Учитель
разъяснял силу мысли.
Некоторые утверждали, что знаки
пространственные сияли как молния.
Учитель не отрицал возможность такого
сияния и говорил: "Будет время, и люди познают, как передать начертания свои на
дальние расстояния". Ученики не могли понять, о чем им сказано.
Он знал не рассудком, но сердцем, как трудно дать людям новое сознание. В
пределах рассудка можно признать многое легко, но сердце научит, насколько люди
будут цепляться за свое ветхое сознание. Сказано, что нужно давать по сознанию. Но
как же поступить, если вместо сознания обнаружится шаткий мохнатый клубок
ветоши? Учитель должен твердить трюизмы, и в этом наибольшая трагедия Учителя
во всех веках. Только сознание, закаленное многими жизнями, пройдет через всякие
выбоины человеческих тропинок.
Тяжка задача Учителя и тем более тяжка, что Иерархия толкуется большинством
превратно. Все это знал Великий Путник и спешил к совершению подвига.
По сознанию
Среди учеников было много горя и житейских бедствий. Учитель помогал прежде
всего поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал
обсуждать положение. При этом он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к
будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал лишь по сознанию. Учитель
находил суровые слова там, где сознание было мертво - так врач и Творец совершал
свой Путь.
Лучшие поучения Великого Путника и поразительные исцеления остались
незапечатленными. Кроме обращения к народу и к ученикам, Он имел много
собеседований наедине. Кто же мог записать такие замечательные поучения?
О смене жизней Учитель не говорил народу, ибо в Его стране эти смены не были бы
поняты. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощение.
Перевоплощение было известно некоторым сектам, и так же как и теперь оно
отрицалось многими. Именно так же как и теперь, смена жизней вызывала
ожесточенные споры.
Учитель любил говорить о предметах спорных наедине, ибо тогда Он мог сообщать по
уровню сознания. Много было таких одиночных бесед. Иногда они касались
начальных предметов, но бывали и собеседования с весьма образованными
философами. Одни приходили боязливо в ночную пору, но другие решались
приближаться и днем. Великое терпение Он проявлял ко всем. Можно представить
себе, как было заполнено время Его в течение краткого подвига. Ученики часто
недоумевали, когда имел Он время для сна?
Как равный
Известно, насколько западает слово в детском сердце. Особенно до семи лет можно
вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую
жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего либо особенного? Такие
прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о
прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования.
Великий Путник любил открывать память. Он приближал к Себе детей и не только
спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминаний, Он не только
любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как ко
взрослым, он был прав, ибо когда воспоминается далекое прошлое или Тонкий Мир,
ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто к ним подошел, как
равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь.

Может быть, именно дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно
помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить
свой опыт. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминание о Тонком Мире.
Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования
Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым.
Заветы
Известно, насколько превратно
толкуются символические выражения.
Так исторические слова о битье в
правую и левую щеку породили много
заблуждений. Действительно, если
сказанное принять телесно, то
получится бессмыслие. Но завет был
дан в духовном смысле. Именно, при
равновесии внутреннем не могут
вредить попытки зла. Сам Великий
Путник принимал человеческое
достоинство и знал из учений Индии,
что никто не может поколебать дух
человеческий.
Еще Он учил о качестве подвига: "Каждый, улучшающий качество труда своего, уже
совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и
другому пользу."
Труд имеет качество в себе такое, что любой получит от него пользу. Не только в
земном мире радуются качеству труда, но и в Тонком Мире наблюдается особое
внимание к прекрасному труду.
И еще говорил: "Вы по восходу судите обо всем дне. Вы замечаете, когда восход
облачен или ясен, когда солнце красно или туманно".
Также и в жизни уже с детских лет можно предвидеть развитие существа человека.
Можно наблюдать, как заложено в нем все, что обнаружится позднее. Кто любит с
детства трудиться, тот и останется тружеником.
Природа труда или праздность заложены в прошлых жизнях. Многие пребудут в
Тонком Мире и не научатся радоваться труду. Утверждаю, что качество труда
складывает и дальнейшее восхождение. Ошибочно думать, что лишь цари восходят, а
пахари нисходят. Качество труда может быть достигаемо в любом состоянии.
Также учил Он о превосходстве знания перед невежеством: "Знание есть следствие
великого труда." Не может народ успевать, если он не будет спешить в познавании.
Но лишь немногие могут помочь в познавании, и тем лицам воздадим почитание.
Каждый из них не только прочел уже написанное, но вложил каплю и своего познания.
Такая капля есть дар Беспредельности.
Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: "Откройте глаза и уши."
Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно. Он указывал, сколь
глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку
в игольное ушко. Большое сознание не вмещается в малое ухо.
Можно представить, какое количество поучений Его не вошло в уши слушателей.
Многое запомнилось лишь отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся
первоначальный смысл. Не скажу, чтобы смысл сделался превратным, но стиралась
красота слов. Так многие Великие Учителя претерпевали искажения Их мыслей.

В пространственных скрижалях лучше сохранились мысли Учителей, как благодатная
роса они нисходят к тем, кто могут принять их. Зная это, Учителя не огорчаются
земными искажениями. Сужденное дойдет, и открытое сердце воспримет.
Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: "Много домов, и везде
жизнь." Он хотел, чтобы ученики полюбили Беспредельность.
Небывалая несправедливость
Из апокрифов известно, что люди хотели сделать из Великого Учителя народного
героя. Такие желания нередко высказывались по отношению Великих Учителей.
Происходило печальное недоразумение. Конечно, Великий Учитель и есть герой и
вождь, но многие сознания не могут вместить истинные значения этих понятий - так
свиваются терновые венцы.
Именно толпы своими криками ввели Путника под особые страдания. Толпы, те же
самые толпы, кричали о царстве, и они же торопили казнь. Так они своеобразно
способствовали исполнению пророчеств.
Невозможно представить, какая карма ложилась на множество безумцев! Могут
теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Это не
наказание, но следствие безумия свободной воли.
Учитель мог пройти путь подвига и без рычания толп, но именно даже исцеленные Им
наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли
можно называть многими именами, но все-таки оно останется свободной волей.
Правильно считать свободную волю высшим даром. Но как разумно можно
пользоваться драгоценным сокровищем!
Творилась небывалая несправедливость,
и никто не спешил указать окружающим
на ужас происходящего. Великий Учитель
имел великую мудрость, чтобы не ожидать
от толпы справедливости. Он, столько
давший, чуял, что соизмеримость уже
нарушена. Он лишь предупреждал, чтобы
люди не перегрузили свою карму. Так
Учитель знал, что путь неизбежен и
перенес учительство уже на явления из
Тонкого Мира. Но именно эти поучения
остались нигде не записанными. Так
появился еще один пример
несправедливости.
В записях можно найти только самые краткие намеки на посещения Учителя из
Тонкого Мира. Но даже преданные ученики не нашли возможности указать, что самые
великие Откровения были даны Учителем уже в тонком теле. Между тем, такое
указание было бы чрезвычайно важно для всего мира. Учитель не настаивал, ибо
видел, что пространство лучше сохранит Его Заветы.
Гонители и предатели
Гонители иногда обращаются в сотрудников. Можно указать примеры, когда именно
гонители делались столпами гонимого ими Учения. Учитель всегда пытливо
осматривает своих гонителей. Сила их может оказаться настолько существенной, что
потребуется лишь одна искра, чтобы зажечь пламя блага.
Обычно развитие ярости происходит от невежества. Великий Путник говорил: "Когда
псы спущены с цепи, они бросаются на первого встречного." Учитель не раз замечал,
какая польза может произойти от обращения некоторых совопросников, но иное было
отношение к предателям.
Учитель говорил: "Если человек уже допущен к хранению сокровищ и крадет их, то он
не может быть доверенным. Он уготовил себе тяжкую судьбу, иногда она настигает
его быстро, но особенно тяжко, когда рок сужденный медлит."
Так Учитель определил меру предательства. Он знал о предательстве и утешал
учеников, уже подозревавших предателя. Сущность развития ярости не может быть
пресечена, поток должен пролиться, но тяжка карма предателя! Самая тяжкая среди
земных преступлений.
Преследователи стремятся за Великими Учителями, подобно пыли за всадником.
Чрезвычайно поучительно наблюдать не только последователей Учителя, но и
преследователей Его. Можно различить сущности, которые в ряде жизней упорно
старались повредить добру, вносимому Учением.
Преследователи Учения Добра спешат вредить не только сознательно, но они и
невольно привлекаются к сильному магниту Учения, и тем яростнее безумствуют.
Примеры таких безумств можно наблюдать в разных веках. Разумные люди нередко
спрашивали таких преследователей- что заставляет их так свирепо и неуклонно
поносить Учение, ненавистное им? Ответ был почти одинаков. Они утверждали, что
не могут остановиться в своем поношении. Но такое устремление будет
свидетельствовать об одержании.
Принято называть предателей Иудами, как символ одного из самых ярых предателей.
Нужно посмотреть, не был ли Иуда и в прежних жизнях уже таким же мрачным
выполнителем зла? Во всяком случае, следует твердо уяснить, что каждое великое
Учение имеет предателей, за которыми торчат крылья демонов.
Поразительное завершение
Великий Путник избрал стремительный подвиг и поразительное завершение.
Главное Учение было дано Им в тонком теле, и такое завершение вполне
соответствовало блестящему заявлению Истины. Мудро дал Он простое слово
народу об основах жизни. Лишь малому числу можно было доверить поучения
Тонкого Мира , ибо, по обычаю, Учение давалось устно. И в апокрифах не отразились
последние наставления, они касались силы мысли и не могли быть поняты народом.
Учитель знает, что по недоразумению может быть обращено во вред.
Появление в тонком теле составило заключительную часть подвига. Без всякого
отдыха было продолжено Учение. В малых намеках можно видеть, что даже истинные
ученики трепетали от такого мощного явления. В одном из апокрифов упоминается об
упавших мертвыми или замертво (то и другое могло произойти). Но главное явление
имело поразительное следствие - Учение осталось, и никакие извращения не могли
затемнить его.

ЛИТЕРАТУРА
1. Братство. Ч.2. Надземное. 1937. (Из книг "Агни Йоги"). §§ 146, 147, 149-154, 156,
159-164, 167, 172-174, 176, 272, 463.
2. Мир Огненный. Ч.3. (Из книг "Агни Йоги"). §200.
3. Община. (Из книг "Агни Йоги"). § 31.
4. Братство. Ч.3. Надземное. 1938. (Из книг "Агни Йоги"). § 664.
5. Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики, 27.01.1926
https://nowimir.ru/index.htm
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
7 мая 2025 года


Рецензии