То, что помнится. Моё творчество

В личном архиве хранятся несколько блокнотов, в которых зафиксированы результаты моего стихоплётства. Иногда пересматривая их, удивляюсь, как мог написать подобное. Из того, что написано, мало что можно назвать поэзией.  Возможно, вирши мои лучше тех строк, которые однажды написал знакомый гомельчанин, возомнивший себя поэтом:
Листаю чистые страницы.
Меж ними – губы и ресницы.
Представили картинку? В ответ пииту можно было написать:
Листаю всякие я книги,
А вижу фиги, фиги, фиги!
Впрочем, речь о своём творчестве я завёл не для того, чтоб обсуждать чьи-то «опусы». У меня самого таких словесных безделушек – вагон и маленькая тележка.
По-серьёзному писать я начал именно в Гомеле. Параллельно стихам стали рождаться сказки. Не помню, каким образом судьба свела меня с Александрой Васильевной Хмелёвой, которая с коллегами открыла издательство «Таволга» (название состоит из первых букв имён учредительниц нового детища). Именно Хмелёва и предложила издать книгу для детей. Я написал несколько, объединив их под общим названием «Сказки старого дома».
Прекрасные иллюстрации к книге сделала Светлана Ноздрин-Плотницкая. Момент знакомства со Светланой помню весьма смутно. О нём мне рассказала потом сама художница. В то время я работал в отделе искусства областной библиотеки и Светлана пришла то ли посмотреть какие-то альбомы, то ли полистать журналы. Настроение моё, наверно, кем-то было испорчено и Светлану встретил не совсем приветливо, что-то пробурчав в ответ на просьбу принести нужные материалы. А когда скрылся в фонде, прихватив читательский билет, увидел знакомое имя и меня будто кипятком ошпарили. Выскочил к кафедре обслуживания со словами «Так Вы та самая художница, которая оформила мою книгу?». Теперь об этом инциденте смешно вспоминать. И я искренне надеюсь, что Светлана не сильно на меня осерчала – иначе не пригласила  бы в гости, в свой дом на улице Волотовской. Так я познакомился и с её мужем, художником Николаем Шкляровым, сыном создателя Ветковского музея Фёдора Шклярова.
Александра Васильевна, наверняка, сильно рисковала, издавая книгу никому неизвестного автора невероятным тиражом в 20 тысяч экземпляров (сейчас художественные книги в Беларуси не издаются такими тиражами!). Но риск оправдался успехом – «Сказки старого дома» были распроданы в течение полугода. Помню, как приятно было увидеть свою книгу в книжном магазине на проспекте Ленина.
Вторым и самым важным катализатором моего творчества стала Наталья Евгеньевна Сляднева, редактор газеты «Мир Животных». К счастью, память сохранила, кто мне порекомендовал познакомиться с газетой и её редактором. В начале 90-х годов я вёл литературный клуб «Огниво» в «младшем» отделе Гомельской областной детской библиотеки (на пр. Ленина, 12). На одном из заседаний и познакомился с Надеждой Петровной Дмитриевой, которая приходила со своей внучкой. Тогда-то Надежда Петровна и порекомендовала послать свои сказки в газету «Мир животных», что я и сделал. Переписка с редактором закончилась личным знакомством. Оказалось, что Наталья Евгеньевна работает экономистом на гомельском «Белтелекоме» и газетой занимается в свободное от работы и домашних забот время. Я не один раз приходил к ней на работу и помню, что из окна её кабинета был виден центральный вход в гомельский парк.
Вскоре я стал не только постоянным автором, но и ведущим нескольких рубрик газеты, превратившейся в 2007 году (благодаря кипучей энергии Натальи Евгеньевны) в яркий, красочный журнал. Постоянные читатели, надеюсь, помнят рубрики «Дежурный по году» и «Служба спасения». Я очень благодарен дорогой НЕС (так нежно называю Наталью Евгеньевну) за многолетнюю поддержку и веру в меня. Все сказки и истории, которые позже вышли в гомельском издательстве «Барк» в книге «СнегоВитёк – мой друг», впервые увидели свет именно в «Мире животных».
(Впрочем, не все: сказки «Медвежонок Солнышко и Эхо», «Луша – против!» и «Паучок-поэт» должны были выйти в другой книге, сразу после «Сказок старого дома», но книга так и не появилась, а посему три сказки перекочевали в книгу о СнегоВитьке.)
Может, Наталья Евгеньевна поправит: кажется, когда мы праздновали 15-летие (2012 год?) «Мира животных» в городском центре культуры, вести юбилейный вечер она доверила мне и диджею областного радио Наташе Шейко, от одного голоса которой я млел. А при знакомстве увидел, какой потрясающей красоты эта удивительная девушка.  (Отступление. Сейчас Наташа работает тоже на радио, но где-то далеко за пределами Беларуси.)
На том юбилее юные читатели «младшего» отдела Гомельской областной библиотеки представили зрителям постановку отрывка из моего «животного» детектива «Тараканиада», который частями, от начала до конца, печатался на страницах «Мира животных» (текст инсценировки тут -  http://proza.ru/2009/02/22/29).
Когда Наталья Евгеньевна поделилась со мной идеей создания журнала «Мир животных», я до того был впечатлён, что вскоре приснился сон, в котором листаю яркие, выпуклые, как будто живые страницы «МЖ» и на пальцах от них остаётся нечто сладкое, похожее на нектар. Сон в руку! Журнал очень любим и почитаем!
А однажды наш вечный двигатель Наталья Евгеньевна устроила редакции «Мира животных» и активным авторам незабываемую поездку в Беловежскую пущу. Так я познакомился с Эллой Донцовой и Денисом Кителем. Думаю, не без влияния «Мира животных» эти ребята связали свою жизнь и профессии с животным миром.
Но Н.Е. Сляднева не умеет стоять на месте. Вскоре она создала и возглавила второй журнал – «Эколог и Я». Грешен, каюсь – я как-то незаметно для себя (но не для НЕС!) отдалился от журналов и лишь иногда публиковался в них, в основном, рассказывая об интересных мероприятиях библиотеки.
А потом мы долго придумывали название для задуманного Натальей Евгеньевной литературно-художественного журнала. Так появился потрясающие «Метаморфозы», обложку-образ которым придумала художница из Витебска Елена Карпицкая. С Еленой познакомился на презентации журнала в Президентской библиотеке Беларуси.
Мои произведения не часто (исключительно по моей вине) появляются на страницах «Метаморфоз», но лелею себя надеждой, что главному редактору нисколько не стыдно за уровень того, что отдано в журнал.
Мне безумно приятно и волнительно было вести юбилейный вечер главного редактора трёх (!) журналов, который состоялся на сцене Гомельской областной библиотеки. На нём было объявлено о том, что что одному из космических тел присвоено имя Натальи Слядневой, о чём свидетельствовал соответствующий сертификат. Искренне считаю, что Наталья Евгеньевна за свою деятельность достойна иметь свою звезду на небе.
Несколько лет я входил в состав литературного союза «Полоцкая ветвь», Гомельское отделение которого возглавлял Сергей Мороз. По ряду причин, в том числе потому, что мои произведения не появлялись на страницах изданий союза, вышел из «Полоцкой ветви».
До сих пор не могу объяснить, что сподвигло вступить в Союз писателей Беларуси. Собрав портфолио и получив рекомендации от членов Союза Михаила Михайловича Болсуна и Тамары Викторовны Крюченко (она вела литературную страничку на страницах областной газеты “Гомельская праўда” и, благодаря ей, в газете появились многие мои стихи и рассказы), стал ждать результатов. По рассказам главы Гомельского областного отделения СПБ Владимира Николевича Гавриловича, ни по поэзии, ни по прозе, ни по драматургии в Союз я не прошёл. Только благодаря моим произведениям для детей стал членом СПБ.
Никогда не считал себя детским писателем, поскольку пишу в разных жанрах и не только для детей. Кстати, Андерсена почему-то (и не только у нас) называли детским писателем, хотя им написано очень много, а “детская” часть творчества – не самая значимая. Если сам великий Андерсен обижался, когда его называли детским писателем, то чем я хуже? Шутка!
На мой взгляд, самыми удачными моими сочинениями являются те, в которых гармонично сочетаются проза и поэзия. Я бы назвал “Глобальное похолодание”, “Мой полесский рай” и другие. В них поэзия досказывает то, что не высказано в прозе.
Давно понял, что крупная форма – не для меня. Моих сил, да, может, и таланта не хватает на повесть (хотя таковые есть в моём арсенале), не говоря уже о романах. Не Дюма и не Ремарк я! И с этим нужно смириться. А вот в своих эссе и рассказах всё время пытаюсь хотя бы на йоту приблизиться к обожаемому Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Я даже написал рассказ о его трёх жёнах – “Три Маргариты”. Редкий случай, когда написанным доволен.
Пишу и ассоциативные эссе к любимым картинам (“Импресс-осенизмы”) и ассоциативные стихи к художественным фотографиям. Собрал потрясающие фотографии полоцкого фотохудожника Евгения Белова  и свои стихи к ним – и родилась замечательная фотопоэтическая книга “Небесный Свет”.
Считаю удачной и попытку написания цикла эссе “Письма другу”, в котором попытался представить последние письма известных людей, объединённых дружескими узами. Так появилось письма Гоголя и Андерсена Пушкину, Левитана Чехову, Леонардо да Винчи Франциску Первому…
Несмотря на то, что со многими в отделении я был в хороших отношениях и мой писательский путь мог показаться кому-то дорогой, усыпанной лепестками, в 2021 году принял решение покинуть Союз. Причин тому несколько – сделанный в то время неутешительный анализ творчества. Честно признаюсь, было обидно, когда поданные на конкурс имени Кирилла Туровского книги не были замечены и отмечены. Мои книги вышли без поддержки Союза, только благодаря собственным усилиям, да поддержке людей, которые верили в меня.
В апреле 2025 года. Когда начал писать книгу воспоминаний,  зашёл на сайт гомельской Ленинки, чтобы найти некоторые подробности биографий своих коллег и обнаружил, что базы “Кто есть кто в Гомельской областной библиотеке” там нет. На моё письмо с вопросом, где база и как воспользоваться её данными, несколько раз получил из библиотеки несколько писем с обтекаемыми ответами в лучших образцах канцелярского жанра. А когда получил письмо, в котором меня просили дать номер для “дальнейшего взаимодействия”, решил, что общения не получится, как не получилось у библиотеки ответить нормальным человеческим языком, а не канцеляризмами.
Параллельно “Кто есть кто” открыл базу “Литературная Гомельщина” и обнаружил, что меня в ней нет, как будто 28 лет я нежил в Гомеле, не работал в библиотеке и ничего не писал. Не только обидно, но и оскорбительно. На моё письмо с вопросом, почему меня нет в базе, не получил никакого ответа. Что обиднее вдвойне.
Но были и приятные моменты. Радуюсь, что привёл в Союз других талантливых литераторов Гомельщины, дав им рекомендации для поступления в СПБ: Максима Шестакова, Надежду Петровну Дмитриеву и (если не подводит память)  Андрея Матвеенко.
Мои книги “Икс и Игрек”, “СнегоВитёк – мой друг” и “Путешествие в мир изобретений” не появились бы без личного внимания, опеки и редакторского участия директора гомельского издательства  “Барк” Милы Александровны Березовской. Помню, как многие из литераторов пугали, как тяжело работать с Березовской (кто-то из них – кажется, Юрий Сергеевич Фатнев – даже забрал рукопись своей книги!), но для меня работа с этой умнейшей и интеллигентнейшей женщиной была лёгкой, плодотворной и незабываемой. Спасибо Вам, Мила Александровна!
!!!Печальная новость пришла, пока я писал эту главу: издательство "Барк" прекращает свою деятельность по независящим от них причинам: из-за того, что
библиотеки обязали большую часть денег, выделяемых на приобретение книг, направлять в государственные издательства в ущерб частным издательствам, у которых заказы будут крошечными, а это значит, что они не смогут выжить. Горько получать такие "новости"...
В канун 70-летия Победы Гомельская областная библиотека реализовала уникальный литературно-художественный проект “Живая память моей семьи”: под одной обложкой были собраны художественно обработанные истории, связанные с Великой Отечественной войной – рассказы очевидцев и родственников участников войны. Свои литературные возможности в этом проекте показали три автора – Олег Ананьев (автор идеи), Юрий Рачинский и я.
Мне посчастливилось переосмыслить и описать истории родственников моих коллег – отца Нины Васильевны Сериковой и дяди Татьяны Леонидовны Барабенщиковой. В книгу вошли и несколько рассказов о моих родных – история об одном из дедов, рассказанная папой (“Отцовский ремень”) и воспоминания о военном детстве моей тёщи Марии Николаевны Куцак (“Земляника с седьмого километра”).
Не столько для книги, сколько для себя самого написаны строки, которые выстраданы всем сердцем и стали самыми моими любимыми:
 Я ношу в себе войну
У сердца вражеским осколком....
Я ношу в себе вину,
Боль ношу за всех, поскольку
Я - звено одной цепи,
Я - страны своей частичка,
Книги о войне страничка.
Боль в крови моей кипит...
Спасибо моим коллегам-соавторам, директору библиотеки Марине Сергеевне Рафеевой и всем, кто поддержал этот значимый проект, ставший в моей творческой судьбе весомой вехой.
После переезда из Гомеля я, конечно же, не перстал писать. Стихи пишутся крайне мало, а рассказы и сказки рождаются довольно часто, что радует. Во время работы в Республиканской научно-технической библиотеке написан цикл сказок об изобретениях. Они и легли в основу книги “Путешествие в мир изобретений”, изданной гомельским “Барком”.
Хочу  выразить сердечную благодарность и гомельскому талантливому писателю Дмитрию Смирнову, автору книг «Несекретные материалы», дилогии "Анатомия соблазнения", романа "Под солнцем Лилит" и сборника рассказов "О мужиках и мудаках". Благодаря его настойчивому вниманию ко мне и рекомендациям я создал и разместил на сайте Ридеро 12 своих книг и теперь они доступны как в печатном, так и в электронном виде – их можно купить на таких маркеплейсах как Озон, Литрес, Вайльдберрис. Спасибо, Дима!
Есть ещё один человек, который повлиял на моё ставновление как литератора – это гомельский поэт и писатель Олег Ананьев. Он научил меня работать со словом, добиваться, чтобы написанное мной жгло сердца людей.
Мало кто догадывается, что у меня есть псевдонимы, под которыми написанное мной в разное время появлялось в Интернете и печатной прессе.
Давным-давно, выбирая псевдоним, с которым создавалась творческая страничка на портале проза.ру, остановился, дабы заинтриговать публику, на нейтральном – Саша Снежко. Многие годы доверял свои материалы социальным сетям, подписываясь этим творческим именем. Однажды рассмешила публикация в газете г.Новозыбков, утверждавшая, что в Гомеле меня знают под именем Саша Снежко. На самом деле лишь некоторые из коллег знали, кто такой этот таинственный Саша. 
Кстати, в социальной сети “В контакте”  до сих пор я – Саша Снежко. Долгое время был модератором созданной Зоей Гариной группы “Авторclub». Зоя, путаясь в моих настоящем имени и псевдониме, однажды стала называть меня ЮрСаш. Имя мне понравилось и прижилось. Оно какое-то необыкновенное и своё, родное.
Я стал автором литературной мистификации, благодаря которой в Гомеле однажды появилась неизвестная Анна Домино. Согласно придуманной легенде, эта девушка – инвалид, никогда не выходит из дома, творит в своём мирке и посылает свои творения в разные газеты. Первые стихи Анны Домино появились в гомельской газете “Советский район”. Спустя многие годы я вспомнил об Анне и запустил в интернет новую литературную “утку” – о том, что найдена неизвестная книга о Гомеле, написанная некоей Анной Домино. Неоконченный роман в духе булгаковского “Мастера и Маргариты” пробовал посылать на литературный конкурс имени Кирилла Туровского. И вскоре “Анна Домино” получила нелицеприятный, но справедливый отзыв о своём “опусе”.
(Кстати, псевдоним Анна Домино, как вы наверняка догадались, – производная от латинского фразеологизма anno domini.)
Есть ещё один псевдоним, ещё неизвестная сторона моего литературного творчества и потаённой жизни. О нём знают два-три человека во всём мире. Боюсь полностью раскрыть тайну, дабы не быть оплёванным и подвергшимся остракизму. Под именем Иван *** мной написаны… эротические, а иногда и скабрезные рассказы в духе «Декамерона». Не все их поймут и оценят. Но может быть кто-то когда-то докопается до правды, кто скрывается под именем Ивана ***.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…


Рецензии