Человек и закон

В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакою. Всякий закон есть неволя. (Николай Михайлович Карамзин)

Закон и справедливость – две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил. (Чарльз Калеб Колтон)

Среди мечей законы безмолвствуют. (Марк Туллий Цицерон)


Законы, которым человек не может не подчиняться, существовали всегда, точнее, они проявились задолго до появления жизни на Земле и оказали решающее влияние на формирование человека как биологического вида. Взять хотя бы закон всемирного тяготения, попытки всерьёз нарушить который заканчивались трагически независимо от информированности фигурантов о его существовании. Что ж, незнание законов не освобождает от ответственности!

Вслед за законами природы появились божественные заповеди, представляющие собой гибрид упрощённой конституции и категорического императива. Параллельно, с развитием человеческих популяций, складывались традиции и обычаи, которые со временем подчиняли себе поведение людей, регламентировали взаимоотношения и в хозяйственной сфере, и в половой, и в морально-политической, тем самым закладывая основу обычных (т.е. основанных на обычаях) правовых отношений. Учёные юристы так и говорят – обычные источники права, и в этом, право же, нет ничего необычного!

С развитием общества и государственных институций стали формироваться своды законов, имевшие целью упорядочение жизни народа. Некоторые памятники юриспруденции имеют актуальность и сейчас, в век начала освоения космоса и первых шагов в применении ядерного оружия и других средств массового поражения. Автор имеет в виду в первую очередь римское право, появившееся совсем недавно – возникновение этой правовой системы датируется VIII веком до Р.Х. Более древние кодексы, дошедшие до нас в виде разрозненных глиняных клинописных табличек, позволяют не только оценить сложность структуры древних обществ, но и увидеть схожесть коренных проблем, не подверженных изменениям. Главной целью древнейшего из обнаруженных (более 2 000 лет до н.э.) свода законов, составленного шумерским царём Ур-Намму, являлось обуздание безудержной коррупции.

Запутанность разрастающегося законодательства стимулировала укрепление сословия юристов – людей грамотных, сносно владеющих устной и письменной речью, обладающих не слишком плохой памятью, весьма бойких на язык и почти всегда готовых извлечь выгоду из несчастий и преступлений сограждан. С возрастанием роли законов в жизни людей крепли и способы уклонения от требований закона, совершенствовались методы, позволяющие нарушать писанные и неписанные законы на законных основаниях. Роль юридического сообщества в этом процессе трудно переоценить!

Однако следует отметить, что наряду со всякими там моральными правилами, заповедями и даже самыми категорическими императивами, наряду с усложняющимися кодексами и конституциями неизменно существовал и весьма успешно действовал, почти как закон тяготения или правило буравчика, древний Закон Сильного, с первобытных времён провозглашающий простую максиму – кто сильнее, тот и прав!

Такое противоречие между правоведческими обоснованиями и «естественным» правом дюжего и целеустремлённого субъекта усугублялось крайне неприятным обстоятельством – законы, видите ли, стали мощным инструментом подавления свободы граждан, а отнюдь не средством эту свободу защитить. И законодатели, и правоприменители озаботились тем, как держать в узде многочисленный охлос, составляющий подавляющую часть народонаселения даже в продвинутых странах, не говоря уж об отсталых в нравственном отношении империях. Это многих не радует,  да и кто же в самом деле обрадуется, когда вместо планомерного развития популяция впадает в ничтожество, подвергается закабалению и попросту вымирает! При этом некоторые наделённые критическим мышлением умники пошли дальше по пути юридического совершенствования ситуации и стали винить не дурные законы, а бессовестных законодателей и корыстных правоприменителей. Вот здесь то и возникает надлежащий момент для применения древнего закона, приравнивающего силу к справедливости и позволяющему разрубить гордиев узел накопившихся несовпадений, разногласий и обид сильным ударом обоюдоострого боевого меча, при виде которого центурионы и опричники в ужасе ретируются, а пророки и глашатаи начинают по-новому оценивать проклятое прошлое и с меркантильным восхищением вглядываться в лучезарное будущее.

Всё это было, и не раз: Свобода на баррикадах, залп Авроры, расстрел Чаушеску – да много всего можно отыскать в исторических анналах. Но бывают ситуации, когда юридическое право и право сильного сливаются в симбиозе, и в этом случае так просто разрубить вышеупомянутый гордиев узел невозможно. Система зависает в странном квазиравновесном состоянии, охлос же быстро привыкает к такому состоянию системы, адаптируется к обстановке и даже начинает получать удовольствие. Если нечто подобное происходит, несмотря на усилия и нравственные подвиги пассионарных философов и народных трибунов, на упорную работу тайной стражи, изо всех сил тужащуюся защитить пошатнувшуюся стабильность, на многотрудную и неблагодарную активность умудрённых книгочеев, в лепёшку разбивающихся в стремлении своём привить подрастающим особям хоть какие-то зачатки мышления, то будьте уверены, батенька, это всерьёз и надолго!


Рецензии