Мой второй стройотряд
Весеннюю сессию я сдал успешно и даже пару экзаменов сдал досрочно, так что смог поехать с квартирьерами на пару недель раньше остальных. В поезде мы занимали три купе. Раньше все работали в разных стройотрядах. Перезнакомились уже в дороге.
Познакомились с поварами стройотряда — Сашей, нашим пятикурсником, и его женой Верой, выпускницей юрфака МГУ, будущей следовательницей прокуратуры. Обычно, в стройотрядах работали наши студентки, а тут... Неисповедимы пути Господни. Ехал с нами и наш Док — студент пятого курса мединститута.
Я взял с собой свою гитару, еще одна была у пятикурсников. В общем, ехали с музыкой. В хорошей компании дорога пролетела незаметно.
До нашего совхоза добирались на древнем автобусе ГАЗ, в котором водитель дверь открывал специальным рычагом. Кругом степь, редкие лесопосадки, зеленеющие поля. Совхоз-миллионер, как их тогда называли.
Нам предоставили небольшое двухэтажное двухподъездное здание непонятного назначения: есть столовая, кухня с окном выдачи, душевые, умывальные и много комнат-спален на четверых. Для нашего отряда в 40 человек этого было более, чем достаточно. Не надо ничего ремонтировать, электропроводка исправна, вода есть, все готово к заселению. Удивило!
Первый день собирали кровати в комнатах, таскали матрасы, постельное белье, притащили со склада совхоза кастрюли-сковородки и посуду. Доку помогли оборудовать медпункт. Санобработку он провел сам.
Повара провели закупку продуктов в местном магазине и тут же приступили к готовке. Пообедали бутербродами с чаем, вся надежда была на ужин. Я впервые был квартирьером и первый день мне показался тяжелым. Мой молодой организм сильно хотел жрать.
На ужин повара нам приготовили салатик овощной, борщ и шницели с гречкой — порции огромные. На третье — какао с молоком. Мой молодой организм притих в сладкой истоме. Захотелось петь. Что мы с ребятами и осуществили во дворе.
На следующий день, плотно позавтракав, приступили к работе. Получили со склада инструменты - полуфабрикаты: пилы тупые, молотки-топоры отдельно, рукоятки отдельно. С лопатами та же история. Весь день точили пилы и топоры, насаживали инструмент на рукоятки, а потом полировали рукоятки шкуркой. Работа тонкая и ответственная.
К обеду наши повара приготовили шедевр — запеченный в духовке оковалок свинины, нашпигованный чесночком и посыпанный пряностями, ну и фирменный соус, конечно. Порезанная на ломти свинина с жареной картошечкой зашли в самую душу. Вера и Саша оказались настоящими кудесниками.
На утро началась работа на объектах. Мы должны были построить два двухквартирных дома, отремонтировать крыши на двух зернохранилищах и еще несколько объектов по-мелочи. Часть ребят отправили делать разметку под фундамент дома, мне поручили наладить работу циркулярной пилы. Предстояло много работы по распилке досок для постройки вспомогательных сооружений — лесов и козел.
Циркулярка стояла прямо на поле, не было даже навеса от дождя, только двигатель укрыт кожухом. Уже потом я понял, что дождей здесь практически не бывает, особенно летом. Солнце жарит безбожно, ни облачка на небе. После обеда мне дали помощника. Как раз привезли необрезные доски с пилорамы. Разгрузили и начали пилить.
Необрезную доску пилить — это искусство. На глазок ровно отпилить край с корой без специальных средств не каждый сможет. У меня получалось. Вечером нам прислали машину и весь напиленный брус отвезли к нашему общежитию, мало ли какие тут люди, могут и спи... (украсть) ночью. Под нашим присмотром спокойнее. Заодно обрезки на костер вывезли.
Котлованы под фундаменты вырыли экскаватором и начали укладывать фундаментные блоки. Работа двигалась споро. К приезду основного состава отряда у нас был готов широкий фронт работ. Ожидаемо, новых бойцов порадовали наши кулинары, когда подали фирменную запеченную свинину. Ребята были в восторге, тем более, что командир дал команду и водочки налить. Вечером у костра пели песни, теперь это станет традицией.
На следующий день всех распределили по бригадам. Мне поручили делать козлики и лестницы для ребят. Пока все работали с земли, но надо было обеспечить будущий фронт работ. Пришлось бегать по объектам, смотреть, кому что потребуется. Все шло по программе. Вспоминая свой опыт первого стройотряда, на ногах козликов сделал ступеньки. Нам тогда часто приходилось подыматься на козлы. Ребята оценили.
Работать приходилось везде. Меня перебрасывали из одной бригады в другую. То покраской занимался, то кирпичи клал, то шифер на зернохранилищах менял. Зато получил неоценимый опыт в строительных специальностях, стал универсалом.
Однажды вечером после работы меня вызвал командир и предложил шабашку — местному полуначальнику нужно валок сена на чердак закидать, за это сытный ужин и выпивка. «И для отряда польза и тебе послабление, кого с собой возьмешь в напарники?»
Я выбрал Желтого (по жизни он Желтов, но прозвище Желтый прилипло к нему еще с первого курса). Хороший парень, добродушный, сильный, мы с ним вместе в отряд квартирьерами ехали. Он был каменщиком и учил меня кирпичи класть (что не раз мне пригодилось в дальнейшей жизни).
Дом нашего заказчика был неподалеку. Валок сена мы расшерстили вилами и перекидали на чердак за час. Хозяин пригласил нас в дом к столу. Угощение было не слабое, но особенно порадовали две бутылки водки на столе. Поужинали, выпили с хозяином и отправились домой.
Уже совсем стемнело. У общежития никого, окна темные, похоже, все спят. Посидели на лавочке, покурили. И тут Желтый говорит:
- А тащи гитару, давай споем!
Ну я и притащил. Посидели, попели. Наверное слишком громко. Начал народ просыпаться, позевывая выползать наружу. Проснулись и командир с комиссаром. И назначили нам наряд на кухню. За нарушение режима сна. Нас двое, наряд один, да и Саша с Верой наши друзья. На следующий день вынесли пару ведер с отходами из кухни, на том все и закончилось.
А тут у нашего Дока зазудело. Мы не болеем, спать ему надоело, телевизора нет, попросился на работу. Командир отправил его в бригаду на ремонт зернохранилищ. Белить стены. Работа простая — один качает известку насосом, второй поливает стены. Известка была не качественная и периодически форсунка головки распылителя засорялась. Так случилось и на этот раз.
Док решил промыть головку в бочке с водой - запас для гашения извести. В результате форсунка выпала из головки и утонула. Бочка была наполовину заполнена водой молочного цвета, в ней отмывали инструменты от известки. Док был в отчаянии — первый день и такой прокол. Попробовал рукой на дне пошарить, но до дна не дотянулся.
Док не стал никому сообщать о проблеме. Просто разделся до трусов и полез в бочку. Нащупал ногой форсунку и вытащил ее рукой. Ребята были в шоке, увидев Дока в известке по горло. Отвели его к водопроводному крану и обмыли из шланга. Док выглядел вполне счастливым и чувствовал себя героем, ведь он спас форсунку!
- Док, а ты не подумал, что можно было просто опрокинуть бочку и вылить воду?
После этого командир Доку ходить на работу запретил:
- Сиди, контролируй кухню, лечи бойцов и без экспромтов, а то единственного доктора лишимся.
Наконец, наступил День строителя. Предстояло посвящение молодых бойцов и торжественный обед. Молодых у нас было четверо. Задание на экзамен им придумали загодя на собрании бригадиров и старых бойцов. Они должны были построить во дворе кирпичную арку и оштукатурить ее.
Самое сложное в постройке — изготовление опоры из досок для свода арки, а потом ее аккуратное удаление. Ребята вчетвером арку построили за два часа. Ширина проема полметра, высота — метр. Работу у них приняли, поздравили с зачислением в настоящие строители.
Праздничный обед как всегда порадовал. Саша и Вера превзошли все ожидания. Душа пела. После обеда выползли на улицу на лавочки песни петь. И тут наш боец пятикурсник Толик решил проверить арочку на проходимость и полез на коленках через ее проем. Его подвела комплекция, голова и плечи у него прошли, а вот пятой точкой он снес свод арки напрочь. Молодые наши как увидели, расстроились страшно.
Толик извинился, притащил воды, замесил раствор и начал строить арку заново. Построил и оштукатурил. Один. За час.
Лето шло к концу, план работ был уже почти выполнен, пора было подумать и о себе. Уезжал я первым. На 31 августа у меня была назначена свадьба в Нижнем Тагиле. В день моего отъезда командир объявил общее построение отряда, объявил мне благодарность за доблестный труд и пожелал счастливой будущей семейной жизни. Все бросились меня поздравлять. Чуть не всплакнул.
Повара приготовили мне в дорогу бутерброды с мясом. Сел в автобус и поехал в аэропорт, вперед к новой жизни.
Свидетельство о публикации №225050700014
Екатерина Адасова 23.06.2025 17:48 Заявить о нарушении
Николай Михневич 23.06.2025 18:59 Заявить о нарушении
Екатерина Адасова 23.06.2025 22:54 Заявить о нарушении
Николай Михневич 23.06.2025 23:04 Заявить о нарушении
Екатерина Адасова 23.06.2025 23:08 Заявить о нарушении