Выжить и выучиться-часть-6
Современное общество – упорядочено и управляемо. Хорошо это или плохо, смогут сказать только далёкие потомки, а мы должны принять как данность и научиться подчиняться. Хорошо управлять умеет только тот, кто прошёл школу подчинения и знает все нюансы подобных взаимоотношений. Поэтому, в разумных пределах, наш ребёнок должен уметь слушать и выполнять распоряжения. Но многие наши родители и воспитатели не понимают границ этих разумных пределов, а иногда и понимают, но вынуждены подчиняться в силу «объективных» причин.
Ведь, что греха таить, многие из нас, упрощают жизнь настолько, что начинают общаться с позиции сильного, то есть не пытаются войти в положение и понять, а сразу озвучивают своё распоряжение, а при некачественном исполнении наказывают. Это порядок, который делает нашу жизнь легче, и мы редко задумываемся над тем, а нужна ли нам лёгкая жизнь, и что мы от неё имеем?
Позиция силы вполне себя оправдывает в случаях, когда неисполнение (или недолжное исполнение) чревато большими бедами, а то и гибелью людей, да и то только тогда, когда приказывающий достаточно адекватен и достаточно разбирается в вопросе (хотя и в этом случае бывают исключения). Такая форма отношений пришла из армии, и там себя оправдывает. В обыденности, необходимость командования встречается нечасто, но именно в семье, с самыми близкими людьми, как раз чаще, потому что именно здесь мы чаще общаемся с слабыми, зависимыми от нас. Мы привыкли, что слабого уважать не обязательно, и точно для себя решили, что пока он не вырастет (не приобретёт силу) считаться с его мнением нет нужды. Это происходит потому, что считается будто порядок это всегда хорошо, и его надо соблюдать. Однако, примерно в половине случаев, режим и порядок могут создать нежелательные привычки.
Ведь мы не можем быть уверены, что порядок, к которому вы приучили ребёнка, будет соблюдаться и в будущем.
В биологии есть такой закон – при сильном изменении окружающей среды, выживают наименее приспособленные виды, то есть живущие более хаотично. Почему? Потому что они не успели построить свою систему, и их мозг (и весь организм) постоянно находился в поиске.
Наиболее характерный пример из нашей жизни – соблюдение режима питания. Нам постоянно советуют, что чем лучше соблюдается этот режим, тем лучше желудок к нему привыкает, и ко времени приёма пищи включаются все механизмы её переваривания, а значит пища лучше усваивается, и весь организм работает как часы.
А если вдруг в это время вы не сможете поисть – а в желудке начали выделяться переваривающие соки, повышается кислотность – что тогда? А тогда всё будет зависеть от длительности привычки, и если она строго соблюдалась в течение нескольких лет (месяцев для малышей) то вполне возможно, что вам потребуется медицинская помощь.
Организм – не часы, и не может (не должен) работать как часы, он живёт в вариативной среде, в открытой и плохо предсказуемой колебательной системе. Он и приспособлен к постоянной подстройке, чтобы не пришлось перестраиваться резко.
Поэтому лучшим вариантом будет – первичная хаотичность, с постепенным удлинением режима и периодической сменой режимов. При таком порядке включение желудка в работу будет зависеть не от часов, а от приёма пищи. Попала пища в рот, сразу включаются слюнные железы и начинают выделяться предварительные соки, попала пища в желудок, и он включается на среднюю мощность. И потом всё время приёма пищи ЖВС (железы внутренней секреции) постоянно анализируют состав и объём пищи и включают выработку необходимых секретов и гормонов. То есть секреты и гормоны должны включаться только после(!) приёма пищи, в зависимости т её состава. Этот факт и является основной причиной каприза детей, когда желудок настроился на определённый вкус, а родители его не угадали – и начинается силовое кормление.
То же самое касается всех остальных режимов, в том числе и режима сна. Сон тоже не должен зависеть от часов слишком жёстко, и только внутренняя его часть (на этот раз генетическая) не подлежит резким изменениям, и достаточно инвариантна. Минимальная и желательная длительность сна «без просыпу» - 1,0 – 1,5 часа. Она включает два поверхностных периода, два углублённых, и один сверхглубокий, длящийся от десяти минут до часу, в зависимости от соматических и психологических проблем. Этот режим глубинный, и в него часто вмешиваться нельзя. За ночь (за сутки) организм набирает 3-5 таких периодов, что обеспечивает его здоровье. Но не часто можно (и нужно) так как иногда бывают ситуации, когда надо проснуться срочно и быстро активизироваться.
Если вы живёте достаточно активной жизнью, то эти нарушения режимов происходят вполне естественно, и специально вмешиваться нет необходимости. Когда же почувствовали, что жизнь слишком успокоилась, можно создать хаос искусственный. Эта ситуация, кстати, может быть и определителем – достаточно ли вы активны.
Ну и ещё одна попутная современная проблема – переедание детей. С недоеданием, или грубым нарушением питания, всё понятно, там объективные причины. А переедание, это уже вина родителей-воспитателей. Причём, так как от переедания тоже может развиться потеря веса (в случае силового кормления) нам надо рассматривать три причины – насильное кормление, развитие чрезмерного аппетита и энергоёмкая пища.
Насильное кормление должно быть исключено полностью. Аппетит, это достаточно надёжный регулятор здоровья, и ему надо доверять, тем более, если обнаружилось какое-то заболевание. При большинстве заболеваний аппетит является самым верным регулятором (если нет грубых нарушений в приготовлении еды) и если он пропал, то и не надо его насиловать. Во время заболеваний еда отвлекает организм от подсознательного самолечения.
Эволюционно человек привык к тому, что за еду всегда приходилось работать. Поэтому и сейчас после сна надо хотя бы маленько поработать, желательно до появления аппетита. Бывает так, что дети заиграются, и забывают про еду. Это нормально – во время игры организм отвлекается, соки не вырабатываются, а если вдруг начнут вырабатываться, то вполне можно обойтись небольшими перекусами. Особенно плохо, когда мать или бабушка стряпают что-то вкусное, но не дают ребёнку когда он просит, потому что надо соблюдать режим. В это время происходит «утрата эмоционального доверия», а оно поважнее всяких режимов.
Понятно, что совсем расслаблять ребёнка не надо, но хорошо чувствовать эту грань может только очень внимательный родитель, умеющий гармонично сочетать свою любовь с жёсткими жизненными требованиями.
Итак, главная наша задача, научить ребёнка быстро перестраиваться на любой режим, и быстро приспосабливаться к любым изменениям. При этом, не забывать двигаться от практики к теории. Это может быть, как первичной потребностью организма, так и случайными изменениями в окружающем пространстве. В первом случае мы подстраиваем внешнее под свою потребность, а во втором – пытаемся сами измениться под требования внешней среды.
Одной из главных игрушек ребёнка должна быть магнитная доска и фигурки с железной основой, или железная доска и фигурки с магнитной основой. Основа и фигурки могут быть съёмно- заменяемыми. Раньше года такой набор не обязателен, но желателен, так как помогает ещё до вставания на ноги расположить некоторые игрушка вне доступности, для визуального знакомства. Она нужна для того, во-первых, чтобы можно было рассматривать фигурки с разного расстояния; а во-вторых, в вертикальном или наклонном положении, при рассматривании меньше устают шея и глаза, по сравнению с разглядыванием на полу.
Ещё лучше, если эта доска будет интерактивной, в смысле – сгибаться под разным углом и в разной плоскости, с набором чертёжно- рисовальных инструментов и возможностью на ней писать и рисовать. Это поможет уже с самых ранних лет создавать объёмные фигуры и их проекции. Сейчас есть магнитные обои, и можно попробовать наклеить их на гибкую основу или на стены в углу. Хорошо если она будет начинаться сантиметрах в двадцати от пола – около неё можно строить магнитные башни, дома и машины. Не забываем, что основным образовательным предметом у нас будет конструирование, к которому мы постараемся привязать все остальные науки.
Одним из главных механизмов, в комнате ребёнка, должны быть настенные часы, с обычными цифрами и стрелками, а ещё лучше с маятником и гирькой. Они, как минимум, будут примером практического использования цифр, но ещё и постоянной загадкой, время от времени открывающей свои тайны. Правда, иногда часы надо на разное время удалять, чтобы не возникло абсолютного привыкания. Привыкать абсолютно ребёнок не должен ни к чему и ни к кому, даже к матери, так как когда-то им придётся расстаться. А привычки близкие к абсолюту всё равно у него будут – должно быть не менее пяти, чтобы исключить фанатичный интерес. Например: мать, отец, брат, сестра, дом, бабушка, дедушка, физика (математика, химия, биология…). Позже к ним добавятся другие.
Для расширения кругозора и укрепления здоровья нужны постоянные прогулки, независимо от погоды. Если вы не забыли, мы же наметили сделать окружающую среду естественной, и совсем избавляться от природы нам не резон. А так как сделать природу под себя очень трудно, то придётся подстраиваться под неё. При этом ребёнок чаще воспринимает окружающее через ощущения матери (отца), а значит, себя надо вести достаточно реалистично и естественно, и постоянно преодолевать сложности. Преодоление трудностей (чем моложе, тем жёстче) – один из важнейших факторов интерактивной опеки.
Ближе к году малыш будет увлечён новым делом – освоением ходьбы, и ни мешать, ни помогать ему не надо, хотя участвовать в этом желательно. Помочь можно только обеспечив ему свободный доступ к дивану, манежу, кроватке, ходункам – чтобы он сам выбирал когда встать, сесть или лечь. Необходимость в тех или иных игрушках определяет он сам, а родители только убирают лишние.
Так как родители наверняка уже показывали ему танцы, а может и танцевали с ним на руках, то и ходьбу можно сопровождать музыкой, растанцовывая малыша в парном танце. При этом танцы и музыку выбирать самые простые – естественные и случайные движения. Музыка здесь будет играть роль тематической метки, дополняя любопытство положительными эмоциями. В дальнейшем танец может быть основой гимнастических движений.
Одновременно с этим продолжается освоение речи, которое растянется до трёх лет. Лучше всего в этом помогают стихи, речитативы, короткие художественные монологи.
Кормление грудью желательно до 1,5 – 3 лет, а с 6 месяцев рекомендуется прикормка.
Шестимесячное натуральное кормление (а потом сопровождение до 1,5-3 лет) очень важно для будущего здоровья ребёнка, так как его организм запоминает питательный состав, иммунный набор, эмоциональное сопровождение – оценивает это состояние как идеальное, к которому он и будет стремиться всю жизнь, обеспечивая норму инстинктивных функций.
Секс категорически не рекомендуется, как во время беременности, так и во время кормления грудью, так как происходит смещение нормы экстрактивных веществ, вплоть до нарушения окситоцинового и других рефлексов. В основе материнских инстинктов лежит приоритет здоровья ребёнка по отношению к капризам мужа. В семье муж живёт из-за ребёнка. Секс, в конце концов, он найдёт и в другом месте, а своего здорового ребёнка – не всегда. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Свидетельство о публикации №225050700141