Камов Николай Ильич. Конструктор вертолётов
Считается, что первую достоверную схему летательного аппарата, который можно назвать прародителем современного вертолёта, создал великий Леонардо да Винчи. Однако на заре авиации в начале 20-го века энтузиастов винтокрылой техники было значительно меньше, чем поклонников самолётов. Многим данная схема казалась ненадёжной и бесперспективной.
Но прогресс двигают упрямцы, не согласные с общими суждениями. Одним из таких и был Николай Камов, "человек, благодаря которому появилось слово вертолёт".
Родился Николай Ильич Камов 14 сентября 1902 года в Иркутске в семье преподавателя русской словесности. Влияние отца проявилось в отношении Николая к учёбе - Иркутское коммерческое училище он закончил с аттестатом, где отмечены его выдающиеся способности, особенности, в области математики.
В Иркутске не было технического вуза, и 16-летний Николай Камов отправился в Томск и поступил в технологический институт. Как и многие его сверстники Николай интересовался авиацией. Ему повезло - вместе с ним в Томске учился один из пионеров российской авиации Харитон Славороссов, он смог ответить на многие интересующие молодого человека вопросы, и способствовал превращению любопытства в дело, которому он посвятил всю жизнь.
Ещё одним человеком, серьёзно повлиявшим на Камова, стал заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания профессор Александр Васильевич Квасников, бывший лаборант лаборатории Жуковского и лётчик Первой мировой войны, Квасников воспитал целую плеяду талантливых авиационных инженеров, одним из них оказался Николай Камов.
В 1923 году Николай Камов с отличием закончил Томский технологический институт. Преподаватели говорили, что у него все задатки инженера конструктора. Николай твёрдо решил - работать будет в авиации. Однако, знаний в этой отрасли не хватало, он уехал в Москву и поступил на работу на концессионный завод Юнкерса по сборке самолётов, но выбрал специальность не инженера, а сборщика деталей.
Но вскоре внимание Камова привлёк необычный летательный аппарат, отличавшийся от самолёта. В 1923 году испанский инженер Хуан де ла Сиерва разработал автожир С-4, автожир - винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Автожиры не могут взлетать вертикально, но им требуется куда меньший разбег, чем самолётам.
Идея манёвренного летательного аппарата, альтернативу самолёту, увлекает Камова и он и он приступает к созданию отечественного автожира. И уже в 1929 году в воздух поднимается советский автожир КАСКР-1, созданный Камовым и Скржинским. В протоколе технической комиссии записано: "Комиссия всячески поддерживает начинание конструктора Камова и Скржинского в деле развития нового способа летания, могущего принести реальную пользу для Воздушного Флота СССР". Вскоре КАСКР-1 получил одобрение и высших руководителей страны.
Камова приняли на работу в ЦАГИ, где он возглавил работу по созданию автожира, который мог бы быть запущен в серийное производство. В 1934 году построен двухместный автожир А-7. Первый полёт он совершил в сентябре 1934 года. А-7 - многоцелевой, для применения в гражданской жизни и в военных целях. Для армейских нужд на нём установили пулемёт и бомбодержатели.
Техника была абсолютно новой и её обкатывание продолжалось до начала войны. В начале 1938 года понадобилось снять с дрейфующей льдины полярников из экспедиции И.Папанина. Камов добился, чтобы А-7 был включён в состав спасательной партии и автожир отправили на ледокол "Ермак", но полярников спасли другие суда.
В начале 1941 года А-7 проходил лётные испытания по применению на авиахимработах в предгорьях Тянь-Шаня. Экспедиция организована Наркомлесом и Аэрофлотом для борьбы с яблочной молью. Автожир показал эффективность, сравнимую с самолётом, а по некоторым параметрам и превзошёл их.
В 1939 году правительство выпустило постановление о строительстве завода по выпуску винтокрылой авиатехники. Директором и главным конструктором назначен Камов, а его заместителем Михаил Миль. Спустя некоторое время Камов и Миль станут руководителями двух вертолётных конструкторских бюро СССР, в соперничестве которых будет рождаться новая техника.
А когда в планы конструктора вмешалась война, строящийся завод эвакуировали под Свердловск и перевели на выпуск самолётов, нужных фронту. А-7 с начала войны объединили в специальную эскадрилью, но принципиально повлиять на ход войны они не могли ввиду их малочисленности.
В конце 30-х годов один из первых российских авиаконструкторов(а к тому времени подданный США) Игорь Сикорский начинает разработку винтокрылых машин нового типа. Геликоптеры, как их называли за рубежом, призваны решать сложные задачи как в мирной жизни, так и на фронте. Во время Второй мировой войны геликоптеры не успели о себе заявить в полный голос, но во время войны в Корее стало ясно - эти новые машины могут оперативно эвакуировать раненых, перебросить подкрепление и огнём поддержать пехоту. Отныне они станут незаменимы в военных конфликтах.
В середине 40-х годов Камов работает над той же тематикой, именно он нашёл меткий термин "вертолёт", вытеснивший иностранный "геликоптер".
Отличительной чертой вертолётов становится соосная система - машина оснащается не одним винтом, а двумя, вращающимися параллельно друг другу в противоположном направлении. Плюс соосной системы - компактность и не нужно подруливающее устройство. Минус - сложность в управлении и возможность захлёста лопастей при длительной или неправильной эксплуатации.
КБ Миля,(как и КБ Сикорского), использовало более простую и надёжную схему с рулевым винтом. Спор о том, кто прав, растянулся на десятилетия, и его следует оставить специалистам. Важно то, что КБ Камова - единственное, которому удалось наладить серийное производство соосных вертолётов.
Первым вертолётом Камова стал Ка-8 "Иркутянин". Эта машина, поднявшаяся в воздух в ноябре 1947 года - экспериментальная, на ней проверялись теоретические разработки инженеров. Ка-10, задуманный как вертолёт связи и наблюдения ВМФ, совершил первый полёт в августе 1949 года. Всего построено 15 таких машин.
В 1950 году в серийное производство запущен Ка-15, задуманный как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. Потом Ка-15 станет использоваться и для гражданских нужд. Многоцелевой вертолёт Ка-18 мог взять на борт лётчика и одного-двух пассажиров и был отмечен Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
В 1967 году в воздух поднялся Ка-25 - противолодочный вертолёт корабельного базирования, ставший первым советским противолодочным вертолётом, также первым боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение. Различные модификации этой боевой машины находились на вооружении разных стран мира до начала 2000 года.
А вот совершивший первый полёт в 1965 году многоцелевой Ка-26 - самая узнаваемая машина в семействе вертолётов Камова, созданных при жизни основателя КБ. На Ка-26 летел над городом герой Юрия Никулина в комедии "Старики-разбойники", а в фильме "Шла собака по роялю" КА-26 становится одним из главных героев, вокруг которых происходит всё действие. Этот вертолёт полюбился режиссёрам, которые не мыслят детектива с погоней без его участия.
К 70-летию со дня рождения Николая Ильича Камова на него обрушился целый поток наград.Ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, ему присудили ГОсударственную премию СССР. Но конструктор активно работал над новыми проектами для гражданских и военных нужд. Но здоровье всё чаще подводило. Врачи настаивали на операции, и Камов нехотя согласился. Уезжая в больницу предупредил - на рабочем столе ничего не трогать, по возвращении он сразу продолжить работать.
Но 24 ноября 1975 года конструктора не стало. "Изделие 252" ставшее последней работой Николая Камова закончил конструктор Сергей Михеев. Сегодня эта машина известна как многоцелевой вертолёт Ка-27.
Источник: aif.ru Сюжет: Всемирная история с Андреем Сидорчиком.
Николай Камов был незаурядной личностью, объединивший в себе талант конструктора и организатора. Он создал сильнейший в стране коллектив конструкторов, которые со студенческой скамьи горели желанием делать вертолёты.
Важнейшим достижением Камова стало то, что он на практике доказал перспективность соосной схемы, путём проб и ошибок утвердил её как основную для своего КБ. Вершиной конструкторского наследия Камова стали созданные уже после его ухода ударные вертолёты Ка-50 "Чёрная акула" и Ка-52 "Аллигатор".
Источник: rostec.ru Медиа. Новости. Николай Камов - автор "вертолёта".
Свидетельство о публикации №225050701492