Отвёртка
Борт № 12 подрулил к месту стоянки, где его уже ждут техник и механики. Фонарь кабины медленно откатился назад, лётчики спустились на землю. Пока они разговаривали с техником самолёта старшим лейтенантом Пружининым Василием, место в кабине занял механик КЗА рядовой Толик Чмыхун. За полтора года срочной он как свои пять пальцев знал все действия, которые ему предстояло выполнить. Две минуты и кассета, на которой записана работа летчика по перехвату и ликвидации цели, в кармане технички. Установив чистую кассету, привычным движением механик задвинул тубус в рабочее положение.
-Товарищ старший лейтенант, я закончил, кассету заменил, можно мне в теплушку?
- Инструменты захвати, - продолжая разговор с летчиками, - крикнул техник.
В теплушке всё как всегда в полётный день. Здесь техники и механики, обслуживающие полёты, отогреваются в ожидании своих самолётов. Из динамика репродуктора периодически сообщается информация о взлетающих и идущих на посадку бортах. После этих объявлений группы специалистов идут встречать свои самолёты, другие наоборот возвращаются в теплушку.
-Толя, - окликнул Чмыхуна Сеня Рабинович, - я вчера ответ получил из института, они согласны принять меня на курсы заочной подготовки. Ты не передумал на счет занятий? В нашей группе уже четверо, ты будешь пятым.
- Конечно буду заниматься, ведь дембель в мае, а в августе уже приёмные экзамены. Разве за два месяца успеешь подготовиться.
До призыва в армию Толя пытался поступить в торговый институт, но не добрал одного балла и не прошел по конкурсу. Собственно, тогда он выбирал институт, который поближе к дому, так как особого стремления получить диплом по какой- нибудь определённой профессии у него не было. Теперь же он твердо решил стать авиационным инженером, так как за время службы буквально влюбился в самолеты.
Нисколько не умоляя важности и ответственности службы моряков, танкистов, артиллеристов, за время службы Анатолий понял, что самой ответственной всё же является работа авиационных специалистов, готовящих самолёт к полёту. Если у танка и даже подводной лодки заглохнет двигатель при выполнении боевого задания, у экипажа есть возможность его починить. Иное дело самолёт в воздухе. Отказ двигателя, или даже обычного элерона равносилен катастрофе.
Дрова в печке-буржуйке весело потрескивают. Стульев в помещении всего два. Их занимают игроки в нарды. Остальные сидят на скамейках, расположенных по периметру теплушки.
Совершил посадку борт №18. Пора его встречать. Захватив ящик с инструментом, Анатолий вышел из теплушки. К вечеру мороз усилился и даже лёгкое дуновение ветерка неприятно обжигало лицо. Самолёт подрулил. Чмыхун открыл ящик с инструментом, чтобы взять отвертку. Но на штатном месте её не было. Неприятный холодок пробежал по спине механика. Он лихорадочно обыскал карманы технички. Отвёртки не было.
- Чмыхун, - послышался голос Пружинкина, - ты чего там застрял? Давай сюда инструменты.
О пропаже отвёртки нужно незамедлительно доложить технику самолёта, а он в свою очередь обязан сообщить диспетчеру. Если отвертка не валяется где-нибудь в снегу, то скорее всего она осталась в кабине борта №12, а он сейчас в воздухе. В этой ситуации диспетчер должен дать команду экипажу срочно идти на посадку. В противном случае отвёртка может заклинить педаль и тогда лётчиков спасёт только катапультирование. Вот такая невесёлая ситуация.
Взяв другую отвёртку, Анатолий занял место в кабине. Привычно отвинтил фиксирующий болт заменил кассету и попытался вспомнить все свои действия при обслуживании борта №12. Обычно по окончании работ он клал отвертку в карман технички. Но теперь он не мог с уверенностью сказать, что так оно и было. Если вместо кармана отвёртка лежала на кресле, чего он не мог исключить, то с большой вероятностью можно было предположить, что при выполнении очередного манёвра она упала на пол самолёта. В этом случае вероятность, что она заклинит педаль почти стопроцентная.
Что делать? Положиться на «авось всё обойдётся» и дождаться, когда самолёт совершит посадку. А вдруг не совершит и погибнут лётчики. Кровь в висках пульсировала так, словно вот-вот полопаются сосуды. Нужно принимать решение. Еще никогда жизнь не требовала от него такой решительности. Дорога каждая секунда. Может именно в этот момент самолёт выполняет очередное упражнение и отвёртка катится в сторону педали.
- Товарищ старший лейтенант, - осипшим от волнения голосом, Анатолий обратился к технику.
- Что случилось, Чмыхун, на тебе лица нет, - Пружинин внимательно посмотрел на солдата. Никогда он не видел его таким взволнованным.
- Пропала отвёртка. Я почти уверен, что оставил её в кабине борта №12.
- Ты понимаешь, что сейчас сказал? … Самолёт должен сесть через 15 минут.
В голове старшего лейтенанта лихорадочно прокручивались разные ситуации. Если прямо сейчас доложить на СКП об отвёртке, это как минимум минус одна звёздочка с погон. И то при благополучном исходе. А, не дай бог, заклинит педаль и лётчикам в лучшем случае придётся катапультироваться и или… Об этом «или» страшно было подумать. Вспомнилась катастрофа годичной давности, когда майор Колнет до последнего пытался спасти самолёт и не успел катапультироваться. Упал истребитель в сорока километрах от аэродрома. Причиной катастрофы была отвёртка, которую нашли при разборе рухнувшего самолёта. Тогда обвинили техника самолёта. А спустя полгода, в гараже Колнета нашёлся совсем новенький чемоданчик с инструментом, в котором на штатном месте отсутствовала та самая отвёртка.
С другой стороны, пока ничего не случилось, и самолёт скоро пойдёт на посадку. А вдруг именно в этот момент эта чертова отвёртка закатится под педаль.
Сейчас там в самолёте его друг Валерка Степанов. Вместе они поступали в лётное училище. Но Василий не прошёл медкомиссию и стал авиационным техником. Жизнь распорядилась так, что теперь они служат в одном полку и даже были влюблены в одну девушку. Когда Наташа предпочла Валеру, Василий ужасно переживал, считая себя неудачником. Однако, время его вылечило, и дружба парней сохранилась. Неделю назад Степанов женился, ох и весело погуляли на свадьбе… И вот теперь возможно жизнь Валерки зависит от того смалодушничает Василий или нет...
Пулей он выскочил из теплушки и побежал на СКП. Руководитель полётов Майор Григорьев что-то обсуждал с комполка полковником Ермаковым.
-Товарищ полковник, разрешите доложить, - срывающимся на крик голосом обратился Пружинин к Ермакову.
-Что случилось? - не без удивления спросил полковник.
- Необходимо предупредить борт № 12, что возможно в кабине оставлена отвёртка.
- Что же теперь Степанову катапультироваться? Или попробовать посадить самолёт, – на удивление спокойным голосом спросил Ермаков.
- Я не знаю и готов за всё ответить. Лишь бы Василий остался жив.
- Кто оставил отвёртку в самолёте?
- Механик КЗА рядовой Чмыхун.
- Я отстраняю Вас от полётов, рядового под арест. Отправляйтесь в учебный корпус и ждите там дальнейших распоряжений.
- А как же борт №12,- попытался спросить Пружинин, но подчиняясь строгому и властному взгляду полковника, направился к двери.
Не знал бедный старлей, что за три минуты до его прихода самолёт капитана Степанова сел на запасном аэродроме, и не по причине забытой отвёртки, а в соответствии с изменением полётного задания.
Свидетельство о публикации №225050701612