Но тут следует заметить, что в эту четвертичную сх

Но тут следует заметить, что в эту четвертичную схему органично вписываются и те же Велес с Перуном. Пик могущества первого — самая темная ночь накануне Коляды (зимнее солнцестояние), а второго — самый длинный день, приходящийся на Ивана Купалу. Это можно считать доказанным, так как вся символика празднования и обряды на Ивана Купало связаны с атрибутами Перуна — огнем, стелой, пером (аналог которого — волшебный цветок папоротника), а на другой стороне полюса имеем следующие образы — Дед, Мороз, снег, стариковские братчины («Никольщина»), то есть все связанное с Велесом.
Таким образом летнее солнце Купало по сути и есть Перун (активная энергия), но не воинственная, а наполненная энергией любви, а зимнее солнце — Дед (Карачун) — это тот же Велес (пассивная энергия), только в данном контексте важнее не мудрость, а наглядное олицетворение процессов умирания, засыпания, замерзания.
Начиная с Коляды (молодое солнце — ребенок) активные силы света (Перун) начинают возрастать, но силы ночи и зимы (Велес) все еще могущественнее и так будет до самого дня весеннего равноденствия, когда они наконец сравняются (праздник славянской Масленицы — проводы зимы). Именно поэтому Велесов день и Велесовы святки приходятся на январь — этот месяц еще в его власти.


Рецензии