Пара слов о жертвоприношениях Наконец мы дошли до
Наконец мы дошли до излюбленного клише нашего кинематографа и не только. Как только речь заходит о каких-то дохристианских временах, вам обязательно будет представлена душераздирающая сцена, где без меры увешанный какими-то погремушками кровожадный и фанатичный жрец с совершенно полоумным взглядом под улюлюканье такой же невменяемой (и еще обязательно грязной в лохмотьях) толпы вонзает кривой нож в тело невинной жертвы посреди капища, представляющего собой палки с насаженными черепами… Жуткая картина, только это не более чем фантазия.
Нет никаких доказательств совершения постоянных (!) человеческих жертвоприношений нашими предками. В таком случае рядом с теми самыми капищами/святилищами находили бы сотни костей этих жертв с характерными травмами, а также соответствующие ритуальные ножи. Такие артефакты есть в культуре майя. У нас — нет. Ни единого. Нет и никаких упоминаний о человеческих жертвоприношениях в фольклоре.
Будем максимально честны, вот что есть в фольклоре о жертвоприношениях:
• В сказке «Аленушка и братец Иванушка» последний, прибегая к озеру, где лежит с камнем на шее сестра, жалуется «котлы кипят кипучие, ножи точат булатные, хотят меня зарезати». Только ведь братец в это время в обличии козленка и никто кроме Аленушки о его человеческой натуре не знает.
• В былине о Садко Морской царь «требует себе голову человече», но потому этот момент и подчеркивается, что это нечто из ряда вон выходящее, не то, чем принято довольствоваться. Более того, в итоге никакой головы он не получает — Садко живым и невредимым возвращается домой.
• Наконец, в былинах можно найти отголоски такого ритуала как чаша из черепа побежденного врага, но опять же — речь о единичных случаях, и это не жрец и его безмолвная жертва, а воин и его противник павший в честном бою.
В описаниях верований славян (и скифов, которых раньше считали предками славян о чем есть прямые указания, начиная с античных авторов) как правило подчеркивается почитание священных рощ и источников, а также факт того что они жгли негасимые священные костры. Изредка (!) можно встретить упоминания о ритуальном заклании птиц либо коня на какой-то масштабный праздник/событие (и то - это еще дискуссионный вопрос). И все!
Чаще же богам приносят не жертвы, а дары — зерно (символ плодородия), мед, вино (символ веселья), золото и проч. И это совершенно естественно, если мы примем тот факт, что наши предки видели в богах силы и энергии, а не каких-то злобных инфернальных сущностей. Силам Солнца, Зимы или Ветра не нужна кровь невинного Иванушки. Это в принципе несопоставимые величины. Другое дело — энергия намерения, благодарности, сопричастности, выраженная в символических (!) дарах.
А закончить хотелось бы стихотворением с образом того древнего мудрого мира, где главный храм — это лес, горы и степь, а главный судья — собственная совесть:
Свидетельство о публикации №225050700292