Экзистенциальность музыки в психологии и психотера

УДК 159.9

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ МУЗЫКИ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ


Фанталова Елена Борисовна — кандидат психологических наук, профессор, Федеральное бюджетное государственное образовательное   учреждение высшего образования «Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет»,
127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29

Аннотация.  В настоящей статье рассматривается роль экзистенциальности музыки в психологии и психотерапии, а также значение ее для лечения отдельных заболеваний и состояний.
Ключевые слова: музыка, экзистенциальность, психотерапия, музыкотерапия.

EXISTENTIALITY OF MUSIC IN PSYCHOLOGY AND PSYCHOTHERAPY

Fantalova Elena Borisovna - Candidate of Psychological Sciences, Professor, Federal Budgetary State Educational Institution of Higher Education "Moscow State University оf Psychology and Education "; 12705 Moscow, Street Sretenka, 29, e-mail: elenafantal@yandex.ru

Abstract. This article examines the role of the existentiality of music in psychology and psychotherapy, as well as its importance for the treatment of certain diseases and conditions.

Keywords: music, existentiality, psychotherapy, music therapy.

Роль музыки во внутреннем мире каждого человека известна с Древности (Пифагор, Платон, Аристотель. Авиценна).  В настоящее время считается уже общепризнанным, что самое сильное влияние на духовное начало человека, на его эмоциональную сферу, оказывает именно музыка, способная изменить его душевное состояние, настроение и иногда даже судьбу.  В отличие от литературы и живописи музыкальная экзистенциальность заключается в том, что не требует от слушателя дополнительных когнитивных усилий, она импрессивно отдается ему и легко, с помощью звуковой палитры, воспринимается им.  Безусловный интерес   в плане отражения музыки во внутреннем мире человека мы узнаем, частности, из дневников великих русских писателей, Толстого [4, 3, 7] и Чехова [8].
       Толстой говорил, что «музыка — это стенография чувств». Он ценил в музыке выражение искренних чувств, их неподдельность, ясность, простоту.
     Более всего ему нравилась музыка с определённо выраженным ритмом, мелодически ясная, иногда весёлая, иногда полная страстного возбуждения.  Меньше нравилась ему музыка с сентиментальным оттенком.  При этом Толстой отмечал особую глубину чувств в музыке Шопена.  Известным осталось его высказывание: «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии».
    Прежде, чем садиться за работу, Толстой стремился ощутить вдохновение в музыке, садился за рояль и импровизировал в согласии со своими мыслями. 
Среди множества примеров, отражающих любовь Толстого к музыке. приведем такой случай. Однажды, гуляя по Люцерну, Толстой увидел уличного скрипача, все слушали артиста с удовольствием, но никто не бросил ему денег. Это возмутило Толстого. И тогда он пригласил юношу в ресторан. Позднее этот эпизод будет отражен в рассказе "Люцерн".
         В Яснополянской школе Толстой сам руководил уроками музыки. В домашней обстановке писателя музыка никогда не смолкала, о чем позднее рассказывала жена писателя, Софья Андреевна Берс.   
      Чехов также отмечал особое значение музыки в русской культуре и ментальности: «Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление». Музыкальная составляющая проявилась в его пьесах и рассказах, в письмах и дневниках. Историко-культурный контекст музыки ощущается в «Вишневом саду», в рассказе «Ионыч» и других произведениях Чехова.  В музыкальном быте интеллигенции его времени присутствуют популярные песни, романсы. 
      Не следует забывать, что существуют разные виды музыки, которые известны каждому современному человеку.
     Это народная музыка, духовная музыка, классическая европейская музыка, джаз, поп-музыка, рок-музыка.  электронная музыка и др.  Поскольку в своей экзистенциальности мир каждого человека уникален, то и музыкальные предпочтения у каждого слушателя тоже свои, созвучные его пониманию и эмоциональному состоянию.  Условно можно выделить три аспекта отражения своего Я и идентификации с ним   в музыкальном пространстве в зависимости от социальной ситуации.
     Первый аспект.  Это музыка в миру. Речь идет о прослушивании любимых музыкальных произведений у себя дома или в концертном зале, получении умиротворения, радости, красоты и осмысленности жизни. Это духовное растворение в ноктюрнах Шопена, в сонатах Бетховена, в симфониях Моцарта.
      Второй аспект. Это музыка в стрессовых ситуациях, обеспечивающая уход от травматичности жизни и реализующая внутренний, духовный смысл существования в ней. Известная политзаключенная пианистка Вера Лотар –Шевченко, несмотря на отмороженные на лесоповале пальцы, смогла благодаря музыке уцелеть в лагерях в течение 17 лет, оставив нам свое высказывание, выбитое на ее могильном камне. «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна» [2].
       Третий аспект. Это музыкальная психотерапия (музыкотерапия), являющаяся методом целительного воздействия музыки на психическое состояние человека. Еще в 19 веке французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования.  В настоящее время в специально оборудованных кабинетах проводятся регулярные сеансы музыкотерапии, которые применяются при лечении неврозов, бессонницы, а также ряда психических заболеваний, включая психозы и шизофрению. Кроме того, целительное влияние музыки можно наблюдать и вне сеансов, в рабочем или домашнем кабинете. В настоящее время созвучная ситуации музыка применяется врачами при выполнении хирургических операций, в кабинетах стоматологии, а также при лечении психосоматических расстройств.   В православном мире известен случай, когда женщина, решившая покончить жизнь самоубийством, остановила свое намерение, услышав случайно песнопение Иеромонаха Романа (Матюшина), которое помогло ей уйти в иную, духовную реальность. и получить. тем самым, поддержку Свыше [5]      
       По высказываниям Андрея Белого «...в музыке происходит наибольшее приближение глубин духа к поверхностям сознания» [1].  Непременная ценность музыки заключается в том, что она воздействует на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения, образования, поскольку является выражением взаимосвязи между человеком и миром. Можно наблюдать предпочтения различной музыки в художественной культуре. Лица высокого духовного уровня предпочитают подолгу находиться на просторах классической и духовной музыки, обретать в ней свое внутреннее Я, свою идентичность. При этом немало людей предпочитает эстрадно-развлекательную музыку, которая не требует интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Она просто служит для них фоном.
      В целом психологическое влияние музыки оказывает различные воздействия на человека, в частности, на его эмоции, когнитивные процессы, физическое и психическое состояние.
    Автору данной статьи довелось ощутить на себе влияние виолончельной музыка при создании с ее помощью стихов, посвященных виолончелисту Степану Хаузеру. Звучание виолончели на фоне природы позволило родиться таким стихам как «Крыльев взмах», «Лебединое озеро», «Подвешенность», «Реквиему Степана Хаузера» [6]. Закончим написание данного текста одним из авторских стихотворений, созданным под впечатлением звуков виолончели Хаузера на фоне природы: 
Виолончелисту Степану Хаузеру
Крыльев взмах

Крыльев взмах, душа взлетает
Над лазурною волной,
И в полете улетает 
С музыкальною струёй.

То на суше, то на море
Разыгралась виолончель,
Притупила чье-то горе
Как волшебная свирель.

То ручей прозрачный льется,
То заплакали луга,
В звуках сердцу отдается,
Что запели берега.

Ты уходишь от печали
В мир духовный, в мир иной,
Звуки душу привечали
И несли ее с собой.

И она им покорялась
Как духовная любовь,
Та, что в жизни не встречалась,
Только в снах являлась вновь…

2 октября 2021, суббота по Воздвижении

Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Андрей Белый. Символизм как миропонимание — Мыслители XXI века — 1994- 266 с.
2.  Данилин Ю.В.  (ред.сост.) Умри или будь. (вспоминая Веру Лотар-Шевченко). -   2012. [Электронный ресурс] URL:  https://mikat75.livejournal.com/438862.html
3.  Тимофеева Л. П.  Лев Толстой обожал Шопена и плакал над музыкой Бетховена—  [Электронный ресурс ]  URL:  (дата обращения: 23.02.2025)
4.   Толстая С.А. Дневники в двух томах. Том 1 - 1862-1900 годы, Том 2 - 1990-1910 годы. Ежедневники. Серия литературных мемуаров. — М.: «Художественная литература», 1978.- 1-й том – 695 с, 2-ой том – 610 с.
5.  Фанталова Е.Б.  Духовный опыт в психотерапии.  «Душа песнопений» или творчество Иеромонаха Романа как возможный источник духовно-ориентированной психотерапии (личностный опыт автора) [Электронный ресурс] // Профессиональная Психотерапевтическая газета. - 2013 –Вып. 4.  [Электронный ресурс ]  URL: http://www.oppl.ru/cat/vyipusk-4.html ; ( дата обращения 23 02. 2025)
6.  Фанталова, Е.Б.  Крыльев взмах: сборник стихотворений / Е. Фанталова. — Москва: Директ-Медиа, 2024. — 416.   
7. Эйгес И. Воззрения Толстого на музыку — [Электронный ресурс] URL:    
  (дата обращения: 23.02.2025).
8. Эйгес И.  Музыка в жизни и творчестве Чехова- МУЗГИЗ, 1953.- 96 с.

Первоисточник:

  XXX Международный симпозиум
«Психологические проблемы смысла жизни и акме»
 
Смысл жизни и акме: развитие смысловой сферы и специфика
 жизненного пути личности

16 - 17 апреля 2025 года


Рецензии
Добрый день, Елена! Отличный и очень познавательный рассказ о музыке!

Ольга Сангалова   29.05.2025 15:38     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, дорогая Ольга! Очень благодарна Вам за Ваши исторические статьи.. Я еще вернусь к ним!
С самыми теплыми пожеланиями, Елена

Елена Фанталова   29.05.2025 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.