монастырский вайб. на подсобке

В окна третьего этажа видны стены и одна из башен монастыря.  Так сказать отель располагается на  первой линии. Но, как бы ни хотелось, мы не на море и  согласно прогнозу я щеголяю в зимнем морском тельнике двойной вязки хотя бы для колориту. Общежитие для трудников чем-то напоминает армейскую казарму.
На этаже восемь кельий - кубриков на трех братьев каждая. Архондарик - чайная с холодильником для совместного хранения продуктов. Архондарик так же используется для для духовного окормления личного состава , как при Союзе ленинская комната. Так же имеется читальная комната с большим выбором духовной литературы, для тех у кого остаются силы на много букв после послушаний.
На каждом из трех этажей две душевые кабины, санузел на две персоны, два умывальника с жидким и кусковым мылом для общего пользования, полотенцами для рук, тут же две стиральные машинки - пользуйтесь пожалуйста! Комплект чистого постельного белья плюс банное полотенце  выдаются  еженедельно.  Надписи на табличках стилизованы под полуустав. В наличии сушилка для постиранных или промокших под дождём вещей и обуви. Обстановка  в сравнением со всем что я видел - просто хоромы.

В келье размером   четыре на шесть дощатый крашенный пол и три односпальные деревянные кровати , два шкафа, письменный стол с лампой, три тумбочки и три  табуретки. На каждой кровати разномастные покрывала. На моей койке покрывало со спиральками и то-ли  бутончиками, то-ли отпечатками птичьиз лапок. Места между рядами кроватей достаточно для физкультуры. Было бы желание. Пара розеток с тройниками, чтобы заряжать телефоны, зеркало в полный рост, плюс Спас Нерукотворный на стене. Аскетичные однотонные обои. В распределении по кельям есть определённая системность,. Это становится понятно сразу же при знакомстве с соседом по келье  вернувшимся с послушания к обеду. Артём родом смоленский  и судя по надписи  на футболке "День самбо" а так же по ухввткам  -  квалифицированный борец. Так оно и оказывается при распросах. Мастер спорта по гирям и КМС по самбо уже месяц живёт в монастыре. Артём на двадцать лет моложе меня. Осылочка к теме отцов  и детей , ага.
Прямо поверх покрывала Артём не снимая одежду лёг покемарить полчасика, а я отправился  обойти  монастырь по периметру, пока выходной,, понимая, что потом вряд ли будет такая возможность, судя по состоянию сокелейника.

Псково - Печерский монастырь расположен в ложбине между двумя холмами и огорожен крепостной стеной в восемьсот десять метров с семью башнями. По территории обители протекает ручей Каменец упакованный в жолоб, навроде реки Неглинки в столице протекающей, кстати, восле станции метро Трубная и   возле Кремля.

Я шагал по часовой стрелке вокруг монастыря, иногда приближаясь к стенам вплотную, чтобы сделать особенно эффектные кадры. Подойти к стенам не везде было удобно из-за крепостного рва поросшего травой,  вполне себе сохранившегося в рабочем состоянии. Монастырь имел оборонительное значение на протяжении 150 лет и участвовал в трех военных компаниях, располагаясь в трех километрах от эстонской границы и в полусотне вёрст от Пскова.

Пока Артём после обеда трудился на послушаниях у меня появилась возможность для ведения дневника и для чтения.  Я  взял с собой в дорогу роман "Брвтья Карамазовы" неспроста. В прошлом году, в первые дни апреля, в Оптиной пришла мысль почитать Достоевского и я выбрал именно  "Братьев Карамазовых" потому что произведение включает в себя описание  опыта посещения монастыря писателем . Так же, на обложке книги объёмом почти тысячу страниц  один из трех изображённых мужчин показан в монашеском облачении. Поначалу меня напряг эпиграф к роману, взятый из Еванглие, про зерно, которое должно умереть, чтобы принести пользу, чтобы получился колосок и я долго не решался начать чтение. Мне вспомнилось, что с прошлого лета  я вожу в бардачке  своего автомобиля семь колосков, собранных вблизи деревни Мокры э, откуда родом моя мама. Когда же я всё-таки решился взяться за книгу, выяснилось, что в ту же  дату Достоевский покинул земную оболочку -  в первую декаду февраля. Стиль написания диалогов романа характерен для середины девятнадцатого века - сейчас так не разговаривают - поэтому темп чтения получался медленным. Вплоть до того, что я читал с карандашом, делая пометки в тексте, чтобы удерживать концентрацию. Далее вновь случилась заминка. Момент прочтения текста с описанием упокоения старца Зосимы совпал с информацией в новостной ленте СМИ об кончине старца Илия (Ноздрева), духовника митрополита Кирилла, в Оптиной  - в середине марта. К тому же, схиархимандрит Илий  некоторый период своей биографии   монашествовал в Печорах.  Мистика какая-то, подумалось, и какое-то время я не притрагивался к тексту.  Далее по сюжету один из братьев дважды посещает деревню с названием Мокрое с целью кутежа. Жители деревни в тексте зовуться мокринцами, так же как в Мокрах, на малой Родине моей матушки. Таким образом, со всеми заминками к моменту приезда в Печоры я осилил  только треть от обьема романа, размышляя над содержанием и над резонансными явлениями вокруг сюжета.
То обстоятельство, что Свято - Успенский Псково-Печерский монастырь первоосвящён в честь праздника покидания телесной оболочки Божьей матерью в дополнении с чтением Достоевского по моему мнению могло бы поспособствовать  более глубокому переосмыслению обстоятельств  собственного жития. Такова была  первоначальная задумка.
Получилось, что я прибыл в обитель в аккурат к празднику - ко дате  прославления Симеона Печерского (Желнова) , которое началось с вечернего богослужения в Михайловском храме. Два года назад в момент посещения монастыря храм был закрыт, но вот теперь совсем другой расклад...

Присутствие в моменте
Тут само случается
Места Силы этим похожи...
Чуешь братуха, нисхождение Духа?
Потрудимся во славу Божью...

Помолимся, поживём в келье
Первые две седмицы в апреле
Лучший духовный рост в  пост...

Народу в храме не протолкнуться. Праздник как-никак. Прикосновение к открытым мощам - не через стекло усыпальницы - это своего рода подарок каждому верующему пришедшему к чину почитания. Вижу среди прихожан Диму-"царя" на галерке, вероятно дабы не смущать прихожан своим портретным сходством с императором  ,а  ближе к алтарю наблюдаю Артёма и ещё несколько трудников, чьих имён я пока не знал, но которых видел "на подсобке" - так называют место  где расположена общага и деревянный храм, кстати, в честь Симеона Печерского, на пригорке рядом с монастырем.
Я подал записки на требы об упокоении и за здравие сродников и знакомых мне людей  и впервые поставил три самые большие алтарные свечи. Во время литургий и утром и вечером монахи проходят среди прихожан  с коробами   для пожертвований.  Меня просили в санатории  где я тружусь отдыхающие передать в обитель некоторую сумму от них и от своего имени я так же делаю посильный вклад. Во славу Божью!

Службы  на праздники длительные, по четыре часа. Ноги гудят.
Под колокольные перезвоны в ночи возвращаться   на подсобку особенное переживание. Подъем в горку возле монастыря словно специально придуман природой, чтобы тренировать в трудниках  смирение. Так же подобный  рельеф идеален для воспитания силовой выносливости молодых бойцов в армейской учебке. Вечером, в архондарике  на собрании трудников Артём у которого послушание "бочкарь", испросил у отца Максима о возможности взять выходной его напарнику, Максиму из псковских, и предложил  на его  временную замену мою кандидатуру. Отец Максим благословил. После торжественного праздничного богослужения я не особенно внимательно воспринял этот нюанс и что значит "быть бочкарем". Мне запомнилось лишь то, что развод на общие послушания в восемь тридцать в гараже.  Объем воспринятой за день информации  оказался колоссальный поэтому я сразу же постарался записать свои  впечатления, число шагов, то сё. Завтра  моё первое послушание.


Рецензии