монастырский вайб. первоапрельское послушание

Первого апреля вывигаясь на утреннюю литургию прославления Симеона Печерского  в Михайлвский храм я встретил отца Максима. Слово за слово, взаимные поздравления. И словно бы размышляя вслух, словно ненароком отче и говорит :

- Праздник же сегодня. Поэтому общие послушания с утра  отменяются. Развод на работы будет только после обеда...

Будучи человеком доверчивым по природе и совершенно забыв, что сегодня первое апреля я нашёл в храме ребят "бочкарей", Артёма и его напарника Максима из псковских и передал слово в слово услышанное от монаха. Типа, отдыхаем до обеда. Никто никак данное сообщение не прокомментировал и все дружно погрузились в общую атмосферу праздника - в слушание акафистов и тропарей совместно с выполнением синхронных поклонов всем миром.
Через полтора часа отец Максим нашёл меня преисполненого  радостью по поводу торжества среди прихожан храма и поинтересовался, а что там насчёт бочкарского послушания? Типа, водитель разездного фургона ждёт уже два часа, названивает отцу Максиму, а бочкарей все нет.
Качели эмоций совершили отмашку из крайности в крайность и я  почувствовал себя совершенно по-дурацки.  Прежде чем взбодрить меня отец Максим задал такой же вопрос  Артёму, который оценил мои предшествующие действия как подставу. Если это был розыгрыш, то очень   изощренный, если проверка на обидчивось, то весьма суровая .  Так или иначе первый день послушаний первого апреля начался с косяка, а точнее с недоразумения в полный рост, коим я себя ощущал. Мелкой рысью выскочив из храма я вприпрыжку помчался догонять  Артёма в сторону братских корпусов.
Тут необходимо пояснить кто такие "бочкари." Название послушания происходит  от наименования армейской тары для перевозки горячей пищи.
На территории Печор долгое время располагалась воинская часть - учебное подразделение для подготовки разведчиков - диверсантов  спецназа ГРУ. Позже вся инфраструктура и имущество учебки полностью перешли в владение монастыря и теперь там располагается семинария и  паломнический центр, называемый  кратко ПэЦэ. Так что в бачках, из которой питалась десантура на полевых выходах, сейчас возиться пища в  столовую для малоимущих и в трапезную  для трудников дважды в день. При этом пища приготавливается в бывшей солдатской столовой на территории ПэЦэ. То есть, суть послушания "бочкарей" один к одному повторяет  службу в РМО - в  роте материального обеспечения учебки.
На протяжении всего  времени  переноски тяжестей я испытывал  неудобняк перед Артёмом, хотя прощения сразу же попросил, и у него, и у отца Максима и у водителя Владимира, который терпеливо  ождал нас два часа.
Бочкари крутятся весь день, как белки в колесе. Забираем пустые баки с подсобки, забираем хлеб и выпечку для буфетов номер один и два с пекарни,  между прочих телодвижений  закидываем дрова со склада  на кухню в братском   корпусе, сразу же забираем пищевые отходы для птичника, а так же молочную сыворотку. Артём общается короткими репликами и показывает что нужно делать в той или иной локации. Логистика отработана чётко. "Выходим!" Сначала выпечка в монастырские ряды, потом выгружаем пустые баки на мойку столовой в ПэЦэ, выгружаем выпечку в буфет, который тут же  в бывшей соодатской чайной, далее забираем кашу и суп на обед для малоимущих и для трудников  двигаясь по территории бывшей учебки скидываем пищевые отходы и сыворотку на птичник . С  птичника забираем куриные и перепелиные яйца. Без лишних разговоров.
 " Едем дальше!" В пути следования  фоткаю объекты на территории ПэЦэ. У меня друг служил в Печорах в девяностых, скидываю ему порцайку  ностальгии. Это бесценные переживания юности! Особенно триггерит служака вид армейских баков, он тоже их таскал в нарядах. У меня ощущения будто я вновь вернулся в армию, возможно потому что в качестве рабочей одежды я ношу тельник под  камуфляжем  и берцы с портянками. Тельник правда не десантный, а морской ,  все-таки отпуск, за неимением моря хотя бы так...
Выгружаем обед малоимущим и катим на подсобку где затаскиваем хавчик в трапезную для трудников в на первом  этаже общаги. Кроме трудников здесь питаются работяги которые строят новый кирпичный братский корпус взамен деревянного на территории обители. Все, первая часть послушания завершена и  до  приёма пищи мы свободны!
Однако наблюдаем, как в это время возле стен общаги братья трудники грузят вырубленный колючий кустарник в самосвал. Артём без дополнительных  приглашений принимается помогать, я само собой тоже включаюсь в работу и ненароком ловлю занозу в мякоть указательного пальца на левой руке. Что за день такой-то. Ах да, первое апреля!
Есть полчаса покемарить до обеда и я не раздеваясь валюсь на свою койку поверх покрывала со спиральками и с  бутончиками. Точно так же, как сутки назад Артём при знакомстве. Руки ноги гудели  с непривычки, потому что после задержки в два часа пришлось ускоряться.
На обеде трудник Леха с Мытищ рассказал, что недалече есть купель  рядом с часовней Иоанна Предтечи. Пятнадцать минут ходьбы по сосновому лесу мимо заброшенного пионерского лагеря. Вот чего мне с самого начала не хватало!
В продолжение послушания  пищевые  отходы из трапезной трудников плюс пустые баки, в том числе с пункта питания малоимущим, закидываюся в  мойку солдатской столовой  на ПэЦэ и на птичник. Далее цикл повторяется. Благо все контрольные точки тут рядом  друг от друга.
Во время Великого поста еда в монастыре низкокаларийная, но объем порции каждый регулирует сам. Тут тебе и супчик, тут тебе и каши разные с подливкой, ну и макароны естественно. На столе имеется в наличии  парочка соусов, специи и растительное масло. Можно добавить по вкусу. Хлеба немерено. Чувство голода отсутствует. Перед началом каждой трапезы и в завершении короткая молитва.
Третий приём пищи трудников называется полдник и как правило в рационе вторые блюда оставшиеся с обеда.  По коридорам общаги в назначенное время ходит Николай - трапезник, ответственный за порядок на кухне подсобки и приглашает  братьев - трудников к столу. "Полдник! Все на полдник!" - особенной интонацией  зазывает Николай и народ начинает подтягиваться на раздачу. Четвёртый приём пищи по желанию - это ужин после завершения вечернего богослужения в братском корпусе с монахами. Если что, это после двадцати одного часа. Далее  по заранее назначенному жребию  некоторые трудники остаются мыть посуду, в том числе я и Артём.  Леха с Мытищ тут же.
Мойка у монахов, кстати оборудованна  вполне цивильно, имея опыт нарядов по кухне в армии и  поварской опыт в сети супермаркетов ничего подобного я не наблюдал ранее.  Пока моем посуду беседуем обо всем на свете. Оказывается у Лехи собственное барабанные шоу и в наличии сто пятьдесят единиц реквизита - это он так про барабаны разных стран мира сказал. А в послушание ему  на весь период пребывания назначено мытье посуды на кухне. Мне интересно, слушаю Леху внимательно, наверное потому что у самого дома есть десять барабанов и гитара. Или потому что так же как Леха бывал на Байкале, на Алтае, в Иволгинском дацане у хомбо-ламы Итигелова, который Леху не впечатлил. Леха проехал на арендованном байке от Дели до Гоа и бывал в Южной Америке, в Мачу -Пикчу. Да уж, подобное к подобному.
А по  возвращению на подсобку нас ожидала часовая беседа в архондарике. .
Оказалось трудникам можно в каждый  понедельник подать записки через отца Максима без оплаты, а  я-то  не знал и сделал в платном варианте. Ну, проехали так проехали. Леха - байкер рассказывал про Перу и крокодилов, а отец Максим, прикладываясь к  быстрорастворимому  киселю в прозрачной чашке,  беседу поддерживал и в том был определённый сюреализм. Меня слегонцухи триггерила обстановочка, то ли потому что первое апреля , то ли потому что в детстве у меня было прозвище "Аллигатор."
Несмотря на  усталость после насыщенного дня, до того как уснуть, мы ещё поговорили с Артёмом, как в пионерском лагере после отбоя, про святость, про нетленные мощи Итегелова и Александра Свирского, про Валаам и Соловки. А как иначе,  отцы и дети, ага...


Рецензии