монастырский вайб. день рождения
- А, что ты записываешь в тетрадь, брат?
- Самые интересные впечатления предыдущего дня. Какие мысли пришли, сколько шагов сделал, ну и так по мелочам, заметки для будущих рассказов.
- А ты пишешь рассказы?
- Да, и рассказы, и стихи. Можно почитать в электронном виде на сайте Проза. ру под ником Олег Петров - Лёгкое Перо.
Пока я отвечаю на вопросы в уме словно рисуется картинка, как несколько смыслов слова "брат" будто отдельные линии сплетаются в причудливый многослойный узор.
Братья Карамазовы, братья монахи и трудники, братья военнослужащие определённого рода войск. Ну и то, что я действующий медицинский брат в отпуске тут же занимает свое место в инсталляции.
Посещать утренние богослужения предписано всем трудникам. В правилах за пропуски предусмотрены административные взыскания. Это вечером можно дать себе поблажку, отстоять лишь часть вечерни. Во время ранней литургии трудники читают записки поданные на требы прихожанами. Артём стартует в сторону храма пораньше, я немного подтормаживаю после вчерашней суматохи. По дороге меня догонал Дима-"царь". Мы спустились с горки и зашли на территорию обители через нижнюю башню, предварительно перекрестившись на образ Спаса Нерукотворного закрепленный над аркой.
- А какое название у этой башни ? - проявил я любопытство.
- Башня электриков, сантехников и охранников! - совершенно серьёзно ответил Дима, но я сообразил , что он так шутит. Это такая фишка у него иронизировать с официальным выражением лица.
На самом деле настоящее название - Башня нижних решеток - место выхода из жолоба ручья Каменец. А напротив, если смотреть через территорию обители, соответственно Башня верхних решеток - место входа ручья в жолоб.
Пространство доступное прихожанам и служебная площадь монастыря разделены железными воротами, чтобы пройти нужно повернуть одно из двух кованных колец на створках против часовой стрелки. Комментируя свои действия Дима - "царь" вновь совершенно серьёзно рассказал, что некий трудник Никита долгое время стеснялся использовать служебный вход и ходил вокруг, через Святые Врата поднимаясь от Башни нижних решеток мимо монастырского коровника по железной лестнице. Так тоже здесь бывает , некая спонтанная аскеза.
Сегодня у меня день рождения. Во время чтения записок монах забрал у меня треть пачки и сказал что дочитает сам,, плюс с общих послушаний отпустили в келью на полтора часа раньше. Маленькие подарки. Сегодня разгружали коптилку с грузовика в монастырских рядах, потом берёзовый сок, привезенный со скита в канистрах. Резонасная для меня тема. У себя в Чебоксарах, раз в неделю я выполняю подобное "мирянское послушание" - вожу воду в канистрах из Заволжья - тамошняя вода не даёт посадка при кипячении, в отличии от водопроводной. Как в детстве, когда я таскал живительную влагу из родника по сорок литров в день. В детстве родители заставляли, а сейчас я делаю то же самое добровольно и даже с удовольствием. У Достоевского в сюжете старец отправляет монаха послушаться в мирскую жизнь, мне помниться. Фёдор Михайлович тонко подмечал взаимное отражение иноческой и мирянской жизни. Читаю по-тихоньку при свете настольной лампы
Леха - байкер в обед показал мне дорогу до источника . Пока шли до купели беседовали. Оказалось Леха учился на психиатра, но по специальности не работает. Распрашиваю у Лехи про поездку в Индию и узнаю новое молодёжное сленговое слово "вайб", которое означает "атмосфера, ощущение." Хотя Леха уже далеко не молодёжь, но зато с Подмосковья, с Мытищ, поэтому использует в речи много характерных словечек. Типа, в Индии свой вайб. Купание в источнике я тоже воспринял как подарок и решил пока прогноз погоды позволяет окунаться в комфортных условиях ещё парочку раз посетить купель до холодов. Леха искупавшись не ждёт меня, ему нужно сгонять в Печоры по делам.
После трудов праведных
Есть возможность взбодриться
Окунуться с маковкой трижды
Свежесть студеной водицы...
В двадцати минутах ходьбы
От монастыря недалече
Купальня есть в сосновом бору
Вблизи часовни Иоанна Предтечи
Я топал до подсобки на расслабоне, наблюдая за потом своих мыслей.
В детстве с рождения до десяти лет мы жили с родителями в частном доме на склоне холма,, а точнее в овраге. Санаторий, где я работаю двенадцатый год, так же находится возле реки в низинке между холмами, поросшими лесом, напоминая мне антураж из детства А вот трудничать именно в Печорах я выбрал потому что "картинка знакомая", осознанно. Это почти тоже самое, как с несколькими смыслами слова" брат" - слоёный пирог одного паттерна восприятия определяющего, ограничивающего обстоятельства жизни.
После обеда на общих послушаниях собирали в мусорные пакеты прошлогодние листья и ветки на склоне холма возле Михайловского храма. Чтобы сучья не рвали пакеты ломали ветки пополам. Одно неловкое движение и на левой скуле у меня ссадина. Намёк понял. Привет от всех, кому когда-то не стесняясь раздавал плюхи. Прости, Господи!
Пока после полдника топаем с горки на богослужение Дима - "царь" рассказал очередную историю, как особо рьяные трудники пилили сухое дерево и уронили его на служебную лестницу, разбив перила и часть ступеней. Теперь лестница закрыта на реставрацию, а все вновь прибывшие трудники смиренно качают ноги и поднимаются на холм через Никольский храм.
В моменты когда немноголюдно,
Здесь благостно и особенно чудно
Встречать рассветы среди недели
Услаждая слух птичьими трелями...
Выполнять с радостью послушания,
С благословения по хозяйству задания...
Слушать по вечерам колокольные звоны
Праздники и будни по-монастырским канонам..
Вечерняя беседа в архондарике своего рода психотерапия. Хочешь задавай вопросы, хочешь слушай какие вопросы задают другие. В любом случае польза.
Интуитивно я сразу понял, что если человек не может решиться подойти на исповедь в храме, то у него есть возможность выговориться во время встречи с отцом Максимом в архондарике - в менее официальной обстановке.
Отец Максим пил фиолетовый фруктовый кисель с подобными объяснениями как правильно кисель готовить. Это такой педагогический ход, чтобы создать доверительную обстановку. Тут же между прочими решаются хозяйственные вопросы Два бойца -молодца Артём-самбист и Максим из псковских послушались на тот момент в бочкарях уже больше месяца. Макса легко отличить от других трудников по белой футболке с чёрным крестом схимника "Голгофой" на всю спину. Мерч зачётный с той только разницей, что по канонам крест должен быть белый на черном фоне. Ещё одна особенность а прикиде Макса пять серебрянных перстней на церковную тематику и бордовый крест на синей вязанной шапочке, так же сделанной на заказ. Оба двое парней этакий наряд из РМО - в монастырском стиле. Вчера я подменял Макса-стилягу, чтобы он отдохнул, завтра меня назначают подменить Артёма. Интересное кино. В своей биографии я уже подменял в рекламной компании опытного продажника при работе с его постоянными капризными клиентами. Целая история тогда случилась и не одна . Я подменял поваров, хотя работал по трудовой лишь кухонным работником. Так было выгодно руководству. Я подменял на стройке объектов бугра , который забирал себе в вахту самых шарящих, а мне оставлял самых неудобных работников. Находясь в размышлениях, я вдруг понял, что тема "дублера" в монастыре прокачивается подобно сплетению смыслов "брат" и подобно резонансным особенностям "географии места пребывания ". Для чего? Чтобы я научился мгновенно осозновать! Чтобы научился замечать, что в своих личных отношениях я так же часто играл роль "дублера". Спаси Господи! Находясь в архондарике фоново, краем уха я слышал как Артём рассказывал отцу Максиму вроде бы невзначай, что мы обсуждали вопрос святости и о мощах беседовали тоже. Бинго! От Господа не может быть секретов! Боженька тут присматривает за нами, разными способами нам самим во благо! . Я налил себе фиолетовый кисель, как в чашке у отца Максима. Молитвами Святых отцов...
Свидетельство о публикации №225050700414