Глава 110. Семейное томление

Глава предыдущая: http://proza.ru/2025/05/06/202

Разговоры Александры Степановны с Яшей по телефону или когда он приезжал "к дедам" - всё чаще переходили на подробности жизни в его семье.
Бабушка давала внуку выговориться.
Альбина, по его рассказам, была в своём «репертуаре»: драки, выпивка и маты.
- Маты? Ты же говорил, что она не матерится.
– Я обманывал, мне было неудобно говорить, - объяснял внук своё молчание раньше.

Бабушка не знала, что и думать: «Он – не глупый мальчишка. Может быть, ему неловко за мать, а может, и другое – вранье, преувеличение, растрава себя и меня против матери. Ему об этом не с кем говорить. Мать ему не нравится определённо. Это синдром Мура, сына Марины Цветаевой: мать – всё делает для сына, но не то, что ему, - именно ему, не ей - нужно. Яша не понимает, что его комфорт – это всё мать, её каторжная и бессмысленная работа. Бессмысленная, потому что она – как белка в колесе. Кто-то крутится, чтобы выжить, а притязания у Альбины – чтобы иметь как можно больше, для неё это – тоже жизненно. Сейчас она делает какой-то сногсшибательный ремонт в квартире: джакузи, душ. И оборудованный по последнему слову туалет, который она совместила с ванной комнатой. А ведь в квартире три мужчины: принимай она душ – все будут, переминаясь, ходить около, если приспичит. Потом у неё планы – дача с бассейном, потом – «Форд»... Всё время жизнь в режиме стресса – вдруг не заработает на очередную «цацку», вдруг что-то сорвётся. Ей же нечем больше жить! Слава срывается в пьянки, копит втихаря деньги на компьютер Алику. Альбина тоже часто пьяна после работы. Всё время на них орёт... Хотя Яша может и привирать, и всё не так страшно?..».

Ничего ей не оставалось, как только наблюдать со стороны за всем этим и, по мере возможности, давать Яше отдых от той жизни и как-то нейтрализовать Альбинины установки и ценности в Яшиной голове.

Как-то вечером позвонил Яша с очередной своей бедой: родители отдали кому-то из знакомых кошку Нельку, которая с ним выросла в доме. Причина: мебель дерет и провода грызть любит, "из-за этого электроприборы и комп вырубаются".
И опять бабе Асе приходится уговаривать и объяснять внуку поведение старших.
- Мебель же нельзя, чтобы ободранная была. Да и компьютеру не полезно выключаться то и дело. Жалко, что вы её не воспитали. Все кошки норовят так себя вести, но… Надо ещё котятами их воспитывать. Электрошнуры убирать, когтеточилку купить, чтобы она к мебели не лезла. А сейчас – что! Она взрослая, не приученная.
- Жалко мне её, баб Ась. Я с нею игрался, она котёнком была, я её так любил. И кормил её я, и корыто убирал, а они взяли и отдали. И нет у нас Нельки. Они обещали мне крысу купить.
- Ну, вот, видишь! Будет у тебя животное. В клетке можно держать. Не горюй, пожалуйста!
- У меня ведь хорошего друга нет сейчас, - продолжал жаловаться внук. - Я тебе сон расскажу, хочешь?
- Ну, давай!

И последовал рассказ про недавний сон с таким сюжетом: в школе дело происходит, какой-то неизвестный мальчик в их компании, Яша хочет с ним задружить, а вокруг старые друзья, и тот уходит, и Яша просыпается с сожалением:
- Этот мальчик - он такой крутой, мне бы так хотелось такого друга иметь!
- Умгу, - раздумчиво сказала бабушка. - А скажи, не было ли у тебя в ближайшие дни какой-нибудь встречи, которая запомнилась?
- Да, - оживился Яша,- мы были с Гошей в кино, и там был знакомый Гоши, он от нас через несколько сидений сидел. Он мне почему-то понравился. Но я никому не сказал. Я сразу не понял, что он мне понравился. А ты вот спросила, и я понял, что – да, этот Гошин знакомый – мне хотелось, чтобы он с нами рядом сидел почему-то.
– Ты с ним разговаривал, он, что, умный или что?
- Нет, просто мы зашли в зал, а они с Гошей так… видно, что знакомые. Я Гошу спросил – «Кто это?», ну, он говорит: «Один пацан, я его знаю». И всё. А потом фильм начался. Больше мы с тем пацаном не встретились. А он мне понравился. Не знаю – почему.
– А во сне этот был?
- Нет, там такой светловолосый, крутой. Такие мускулы… А Гошин знакомый – у него волосы тёмные, и никакой он не крутой… так, ничего особенного. Но мне хотелось с ним разговаривать.
- Вот тебе сон и приснился, - удовлетворённо сказала бабушка. - Понимаешь – то, что они не похожи, это ладно, это не имеет значения. Просто тебе захотелось, очень захотелось подружиться с тем мальчиком, знакомым Гоши. Так бывает – человек с первого раза нравится. Что-то ты в нём своё почувствовал. Это твоя интуиция сработала. И это в твоём мозгу осталось – «хочу дружить с этим мальчиком!». А ночью мозг стал сортировать и отбирать самые сильные впечатления и…
- Баба, я это сон не следующей ночью видел, а прошло несколько дней…
- Знаешь, природа сновидений не очень ясна. Помнишь, мы с тобою про вещие сны разговаривали. Это вообще никак не объяснимо. В общем, глубокие наши переживания в мозгу застревают, вот как в компьютере: ты нажал «сохранить» и комп запомнил. Так и наши впечатления: чем оно глубже, тем более памятно, мозг сам будто это "сохранить" нажимает. Но со временем эти впечатления забываются, чтобы мозг не перегружался. А вот в несколько ближайших к событию ночей оно мозгом может во сне преобразоваться в сюжет. Одним словом, тебе друг нужен. Тем более – Нельки у тебя нет.
- Да! – вздохнул тяжело Яшка. – Эта наша Жуковская… Тут и пацанов интересных нет, и мама не разрешает далеко от дома... А школьные - живут в центре, я ж с ними встречаюсь только в школе. Они друг с другом встречаются, а меня нет. А сейчас вовсе каникулы, никого в городе нет.
- Бывай у нас почаще, можешь приводить друзей к нам.
- Да я знаю, баба, что вы разрешаете… А всё равно – хорошо бы, если бы мы жили около школы, а то - в самой глуши!

Глава следующая: http://proza.ru/2025/05/08/205


Рецензии