Сынок 11, 12

Дома Дениса ждали "разборки" с мамой. Она уже ждала сына и начала отчитывать его с порога:

- Где шлындаешь, оболтус? Снова у Буржуя околачивался? Может, обдумываешь, с какой стороны к ларьку подойти, чтобы вынести оттуда всё так же, как Витька с Колькой? Только имей в виду: они сухими из воды вышли, а ровеснику твоему воли не видать.

Ошарашенный таким заявлением Денис показал матери вкусный рожок с изюмом, который успел купить в продовольственном магазине.

- Я не гулял, а деньги сам заработал и купил к чаю, - показал он на рожок, - а парня того не посадят. Буржуй, точнее, Сергей, сказал, что родители деньги заплатили, чтобы сына спасти от наказания.

- Вот я и говорю, - не унималась мать, - и ты вляпаешься куда-нибудь, если дружбу будешь водить с Витькой и Колькой. До добра они тебя не доведут, как и Буржуй.

- А он в чём виноват? Сергей - хороший человек, он церковь восстановить хочет, так что не говори о нём плохо.

- Посмотрите-ка, он ещё и заступается за всяких буржуев недоделанных. Так вот знай: если попадёшься, будешь отвечать. У меня денег нет, чтобы платить за тебя в случае чего. Берись за ум и учись, а не пропадай на улице! Борис правду говорит: ты совсем от рук отбился. Доведёшь меня, что сердце в один прекрасный момент не выдержит и уйду я на тот свет раньше времени.

Денис не выдержал и ответил:

- Скорее тебя Борис доведёт, когда квартиру получит и один отсюда уедет. Между прочим, он сам мне об этом сказал!

- Что ты мелешь? Он старается, пашет на заводе, каждую копеечку считает, чтобы мы смогли переехать в новую квартиру, а ты... Вот я поговорю с ним и всё узнаю. И тогда... - Людмила Романовна запнулась, подбирая слова. - Пеняй сам на себя, если решил оклеветать Бориса. Он тебя кормит и поит, а ты вырос неблагодарным! Не разрешу тебе больше сахар варить! Забудешь о своих леденцах!

Спорить с мамой было бесполезно, Денис это прекрасно понимал. Раз она разошлась, то сейчас начнёт припоминать все его проказы и проступки, начиная с того времени, когда он ещё только начинал ходить. Оказывается, уже тогда, он доставлял много хлопот и не отличался хорошими манерами, по мнению мамы. Но к таким обвинениям Денис уже привык, старался не обращать на них внимания. Знал, что мать покричит, выговорится, а потом отойдёт. Задела мама его за живое, когда упомянула леденцы. Для него это было неплохое подспорье, помогающее экономить родительские деньги, ведь на свои нужды он ничего не брал, а мама его упрекала заработанными им же деньгами.

Только это были ещё не все неприятности. Уже на следующий день он узнал новость: в магазинах больше нельзя купить сахар. Поначалу в это не верилось никому. Люди шептались, что, наверное, время заготовок, поэтому сахар и разобрали. Но все знали, что в столице уже выдавали талоны на этот продукт. Семёновна, когда отдавала Денису последние заработанные на продаже леденцов копейки, посоветовала:

- Может, ещё что придумаешь, хлопчик? Была бы и тебе какая-никакая копеечка, и мне. Ты вроде сообразительный. Покумекай своей молодой головушкой, а я всегда готова помочь тебе со сбытом.

- Спасибо Вам и на этом, - ответил Денис. Потом посмотрел на пятьдесят копеек, которые пожилая женщина положила на свою дрожащую ладонь и сказал: - Оставьте себе! Я ещё заработаю!

Снова для Дениса померкли разноцветные краски лета. Не радовали тренировки, он даже предложил Пете пропустить вечернюю пробежку. Теперь они выходили бегать не только утром, но и вечером. Но Петя был иного мнения:

- Денис, не узнаю тебя. То говорил, что нам нужно закалять характер, чтобы быть стойкими, а сам махнул рукой на всё из-за каких-то леденцов.

- Не понимаешь ты меня, Петя, не понимаешь. Всё потому, что в семье у тебя всё по-другому, не так, как у меня. Тебе дают на карманные расходы без лишних слов, а мне даже если и дадут, то вспомнят об этом сто раз. Поэтому и брать ничего не хочу. Лучше голодным ходить, чем перед матерью и отчимом унижаться! Хоть копейки зарабатывал, но зато свои, а теперь я полностью завишу от Буржуя. Если он откажет мне, то всё, я останусь без денег.

- Дёня, не переживай, - попробовал успокоить друга Петя. - Если будет нужно, я с тобой последним поделюсь. Но думаю, что ты придумаешь ещё что-нибудь. Ты у нас сообразительный.

Петя говорил так искренне, что у него даже голос дрожал. Денис знал, что так всегда бывает, когда друг волнуется. Петя теребил в руках кепку, говорил сбивчиво и уверял, что не оставит его без копейки.

- Спасибо, дружище, я уже придумал, но не знаю, как провернуть всё это, точнее, не знаю, как начать...

- Поделишься со мной или это секрет? Может, я смогу помочь или с тобой в доле буду. Конечно, если ты не против.

- Так и быть, скажу. Мне Буржуй рассказал, как обычные джинсы можно в варёнки превратить. Хочу попробовать, но сам знаешь, что меня мама со свету сживёт, а отчим... - Денис махнул рукой. - О НЁМ я и говорить не хочу. Если твои против не будут, можно попробовать...

Денису казалось, что благоразумный Петя откажется, не захочет превращать кухню в своём доме в химическую лабораторию. К большому удивлению, друг согласился, при этом заметил:

- Наверное, это интересно. Мне уже не терпится попробовать. Знаешь, я тебе говорить не стал, что мой дядя и мне, и тебе фирменные джинсы купил "Мальвины", должен их привезти, когда в гости приедет.

Денис не мог поверить своим ушам. Друг позаботился не только о себе, но и о нём. Даже слёзы на глаза накатились после признания Пети. Домой Денис вернулся в более-менее нормальном настроении, но мама и отчим устроили разборки. Борис и Людмила между собой успели поговорить о квартире. Конечно, отчим смог убедить жену, что Денис сказал неправду, объяснив это тем, что парень хочет их поссорить.

- Можешь зарубить себе на носу: я верю Борису, а не тебе! - заявила мать. - Ты специально пытаешься его оговорить. Хочешь, чтобы я выставила Борю, но не выйдет, понятно?

Денис кивнул, заметив довольную ухмылку на лице отчима. Он имел какую-то непонятную власть над матерью, Денис это понимал. Парень только сжал зубы, вспомнив слова Сергея-Буржуя о закалке характера. Подумал, что, наверное, нужно ему выдержать все нападки отчима и матери. На мать Денис не злился, считая, что наговаривает на него отчим из-за неприязни.

Борис ходил по дому с видом победителя. Он ещё не знал, что не придётся ему жить в новой квартире, и денег своих он тоже лишится, когда через несколько месяцев в стране будет объявлено об обмене купюр. Новость эта станет ударом для Людмилы, впрочем, как и для многих советских граждан. Пока же Борис продолжал жить за счёт Людмилы, а свои деньги каждый месяц относил в сберегательную кассу, оставляя себе только на свой любимый напиток - пиво.
Тем временем Денис посвятил Буржуя в свои планы, сказав, что хочет заняться "варёнками", на что Сергей ответил:

- Идея неплохая, конечно, но мне заниматься этим некогда. Жена работает и дочкой занимается. Она у нас на пианино играет, в конкурсах разных участвует. У меня в ларьке работы навалом. Могу помочь с деньгами и со сбытом, а вот в самом процессе участие принимать не смогу.

- Мы с Петькой сами всё сделаем, - заверил Денис.

- Тогда договорились. Как прибыль будем делить, если всё выгорит?

- Пополам, так будет честно! - ответил Денис.

- Пацан, ты далеко пойдёшь, - усмехнулся Сергей, - я согласен!
(12)
Уже на следующий день Денис и Петя решили "сварить" свои джинсы. Отбеливатель "Лилия" был приобретён, но парни не знали, с какой стороны подступиться. Вроде Буржуй и объяснил, как и что нужно делать, но ребятам было боязно. Они боялись испортить джинсы. Смотрели друг на друга, не решаясь начать процесс.

- Послушай, Дёня, может, твой Сергей сначала показал нам последовательность, а мы потом бы сами продолжали. Как считаешь? - спросил Петя. Он смотрел на Дениса и боялся, что друг испортит свои джинсы.

- Ты прав, - согласился Денис. - Попрошу Сергея прийти к нам, но не знаю, согласится ли он.

К удивлению Дениса, Буржуй согласился, но пригласил парней к себе, сказав:

- Я и сам загорелся этой идеей, мне интересно, получится у нас что-нибудь или нет. Но ни к тебе домой, ни к другу твоему я не пойду. Нечего взрослому дядьке вроде меня делать дома у пацанов. Приглашу вас к себе, когда моя жена будет на работе. Так пойдёт?

- Конечно, - радостно ответил Денис. Ему не терпелось поскорее увидеть своими глазами, как обычные синие брюки из недорогого денима превращаются в крутые "варёнки".

Домой к Буржую парни отправились через пару дней, когда его жена была на дежурстве в больнице.

- Моя Оля медсестрой работает, вернётся вечером, дома только Леночка, дочка. Она у меня тихая и скромная, будет в своей комнате на пианино играть, нам не помешает.

Парни переглянулись, но ничего не сказали. Денис подумал, что у Буржуя, наверное, не квартира, а хоромы, раз в них поместилось самое настоящее пианино. Он помнил, как его сестрёнка Аня тоже хотела пойти в музыкальную школу, но мама сказала ей, что им самим места не хватает в крошечном доме, не говоря уже о музыкальном инструменте, который обязательно нужно будет приобрести.

Оказалось, что квартира перешла жене Буржуя по наследству от родителей, которые переехали в деревне, оставив жильё дочке и её семье. В квартире было две комнаты, которые Сергей ребятам сразу же показал с гордостью сказав, что в квартире всё сделано его же руками.

Гордиться Буржую было чем. На стенах были светлые обои, на окнах - кристально белый тюль и гардины молочного цвета, что создавало ощущение большого пространства. Денису после его маленькой комнатки, которую он занимал вместе с сестрой, квартира Буржуя напоминала самые настоящие хоромы. Удивило количество хрусталя в полированной секции, стоявшей возле стены. Стояли в секции на открытой полке и книги. Все они были новые, что тоже очень удивило Дениса. Но больше всего поразили настенные часы. Таких Денис никогда не видел. Они были сделаны наподобие ручных, но висели на стене. На полу лежал большой овальный ковёр. Был он тоже светлым, чему Денис тоже удивился. У них в доме лежал старенький палас. Когда Денис вместе с мамой выбивали его на улице, пыль стояла столбом, а здесь светлый ковёр с красно-белыми узорами. При этом белый цвет идеальный. Денис даже побоялся становиться на этот ковёр. Посмотрел на свои чёрные носки и подумал, что может испачкать такую красоту.

Во второй комнате стояло пианино, за которым сидела Лена, девочка лет двенадцати - тринадцати. По крайней мере, Денис подумал, что она старше его сестры Ани года на два. Была Лена совсем не похожа на отца. Смотрела на парней большими голубами глазами и поправила подол платья, прикрывавшего её колени. На голове у Лены был завязан бантик, и она чем-то напомнила Денису Мальвину из сказки "Буратино". Лена поздоровалась и положила руки на клавиши, собираясь продолжить занятие.

- Леночка, ты занимайся, мы не будем тебе мешать, - сказал Буржуй ласково своей дочке. Девочка кивнула и продолжила играть на пианино. Когда пришли в кухню, Сергей спросил у ребят: - Чай или кофе? Перед началом работы надо подкрепиться.

- Я ничего не хочу, - сказал Денис. Почему-то он боялся пролить напитки, которые предложил Буржуй, на идеально чистую скатерть, лежавшую на столе. Петя тоже сказал, что ему ничего не хочется. Он чувствовал себя неловко в чужой квартире, но не мог оставить друга. Денис подумал, что в такой кухне страшно и джинсы "варить". Мало ли что можно испортить, но сам Буржуй смело хозяйничал у себя на кухне. Принёс ведро, нитки и отбеливатель, попросив ребят, чтобы внимательно следили за процессом.

- Ну, пацаны, приступим, - сказал Буржуй и взял джинсы, которые ребята принесли с собой. - Мне больше всего нравится "Лилия". Получится приятный голубой цвет. Такие джинсы всегда в цене. Конечно, отличить их от фирменных довольно просто. Поэтому никого не обманешь, но продать дороже варёнки, чем обычные джинсы, думаю, возможно.

- Хм, и как же отличить? - спросили в один голос ребята.

- Открою вам секрет. Нужно взять мокрую спичку и провести по ткани. На оригинальных джинсах останется краска, на наших, советских, нет, - ответил Буржуй, добавив: - Ну, это мелочи, всё равно придётся предлагать товар из-под прилавка.

Буржуй показывал, как связывать джинсы, сколько отбеливателя нужно использовать, как лучше разместить в ведре, а ребята внимательно следили за действиями старшего товарища, при этом наслаждаясь музыкой. Лена за стенкой играла классическое произведение. Денис в классике ничего не понимал, но звучавшая мелодия ему нравилась. Он отметил про себя, что ему понравилось в квартире Сергея абсолютно всё. Когда они с Петей возвращались домой, Денис признался:

- Когда-нибудь и у меня будет такая же квартира, как у Сергея. Я даже пианино куплю и поставлю возле стены.

- А пианино зачем? - удивился Петя. - Ты же всё равно играть не умеешь.

- Для красоты, - не раздумывая, ответил Денис. Уж больно ему понравилось пианино, а может быть Лена. Он сам этого пока не знал.

***

Дело пошло довольно хорошо. Конечно, огромной прибыли не было, потому что Буржуй продавал джинсы нелегально, в основном предлагал тем, кто приходил в ларёк. Денис же не терялся. В скором времени в школе все ребята знали: за небольшие деньги Денис и Петя могут превратить обычные джинсы в настоящие варёнки, которые практически ничем не отличаются от фирменных. Желающих узнать секрет такого удивительного "превращения" было предостаточно, но ни Денис, ни Петя никому ничего не говорили. Правда, как-то Петя спросил у друга:

- Дёня, можно я Элле расскажу? Она меня уже два раза спрашивала, но я сказал, что ты этим занимаешься, а не я. Получается, что обманул её. Боюсь, что, если она ещё раз спросит, а я снова промолчу, Элла обидится. Ей тоже хочется получить модные джинсы.

- Секрет не выдавай ни в коем случае. Ей мы бесплатно сделаем "фирму", а рассказывать никому ничего нельзя, даже ей. Мы с тобой обещали Буржую.

Петя согласился. Хоть он и любил Эллу, умел держать язык за зубами. Она же сделала вид, что обиделась, но потом сменила гнев на милость. Денис наблюдал за отношениями друга и по-прежнему не понимал, что мог найти спокойный и рассудительный Петя в чересчур "деловой" Элле. Справедливости ради надо сказать, что была она симпатичной, но на этом все достоинства заканчивались. Было видно, что в их паре Петя влюблён, а Элла позволяет себя любить. Хотя и относится к Петру хорошо, но всё равно на первое место ставит себя. Денис всё это видел, но никогда не вмешивался и не давал советы, считая, что отношения друга и Эллы - это не его ума дело. Дениса больше волновало их общее с Петей и Буржуем дело. В мечтах он уже видел себя состоятельным человеком и не мог дождаться, когда получит документ о базовом образовании. Потом его ждёт училище, затем - армия, а после неё начнётся самостоятельная жизнь.
***

Зима в тот год выдалась ранняя. Снежное покрывало укрыло поля и луга ещё в конце октября. Речку сковало льдом, а деревья нарядились в белые шубы.

Зиму Денис и Петя любили. Правда, пробежки свои отложили до тёплой поры, а сейчас катались на лыжах. Выходили на тропу возле леса и ехали по проторенной лыжне. В один из таких дней дорогу друзьям преградил Витька. Был он один без Коляна, выглядел немного помятым. В последнее время Денис со старшими ребятами практически не виделся. Если и замечал их, то спешил домой, чтобы не останавливаться и не разговаривать. В этот раз нельзя было проехать мимо, потому что Витька стоял прямо на лыжне.

- ЗдорОво, Сынки! - поприветствовал друзей Витька. - На прогулку выехали? Правильное решение. Нечего в такой день дома сидеть. Как дела ваши? Люди говорят, что зарабатываете вы неплохо. Умеете тряпочные джинсы в фирменные превращать.

- Если это и так, то что тогда? - вопросом на вопрос ответил Денис. Витьку он не боялся, смотрел на того с вызовом.

- Как вы это делаете? Давайте рассказывайте старшему товарищу. Как знать, может, я и сам захочу этим заняться.

- Что будет, если мы тебе ничего не расскажем? - спросил Денис, не представляя, что он сейчас услышит.

- С милицией дело придётся иметь. Вы ведь фарцуете, так это называется. Знаешь, какой срок светит за такую деятельность?

- Это ещё доказать надо, - не растерялся Денис. - Мы ничего не берём, просто помогаем людям.

- Сынок, ты эти сказки дядям в форме милицейской будешь рассказывать, - усмехнулся Витька. - Давай колись, иначе...

Денис спокойно рассказал всю технологию превращения брюк из денима в варёнки, но только Витька не собирался отпускать друзей.

- Значит так, будете мне платить за молчание, если не хотите неприятностей. Понятно? - рявкнул он, а затем пошёл по тропинке.

Денис и Петя переглянулись и оба пришли к выводу, что надо посоветоваться с Буржуем.

- Расскажем всё ему, а там решим, как поступать, - сказал Денис Пете и тот согласился.

- Если ещё и Витьке платить, то нам с тобой почти ничего не останется, - развёл руками Петя.

Но вышло так, что торговлю пришлось приостановить. Знаменитая Павловская реформа, лишившая народ сбережений и заработанных денег, привела к тому, что люди думали не о джинсах, а о том, чтобы как-то "выжить" в непростое время.


Рецензии