Воспоминания о дружбе с Терентьевым В. П

        Моя профессия не сопряжена с творчеством, с поэзией, музыкой, журналистикой и т.д. Я работаю электромехаником по лифтам вот уже более тридцати лет. И вот по работе мне случилось обслуживать лифт в Государственном архиве г. Иваново на ул. Пушкина. Этот архив с 1976 по октябрь 1991 года назывался партийным архивом. В г. Иваново я как раз и продолжил свой трудовой стаж с 1991 года, поработал на фабрике БИМ [Большая Ивановская мануфактура], а в мае 1992 перешел в «Лифтремонт». Когда мы познакомились с Вячеславом Павловичем Терентьевым в 1992 году партийный архив уже назывался «Центр документации новейшей истории». Я приходил в архив, выполнял работы по обслуживанию лифта, заходил в кабинет к Вячеславу Павловичу, докладывал о состоянии лифта, и с шуткой говорил, что их старинный лифт проработает ещё 100 лет, и его лучше бы сохранить для истории, как музейный экспонат. Я приходил каждый месяц, заходя к нему в кабинет, каждый раз удивлялся, как трудится человек, пишет всё время что-то, пишет и пишет!..
        О чём пишете, Вячеслав Павлович? – спросил я его однажды. И он мне рассказал тогда вкратце, что такое труд архивиста, а для более подробного знакомства, подарил он мне тогда свою книгу «Записки архивиста». Я прочитал эту книгу с величайшим интересом, она содержала много исторических моментов, о которых В.П. Терентьев смог рассказать с художественно-литературным подходом, профессионально, с душой и с любовью к родному краю.
        Кроме этой книги я познакомился с его документальными изданиями «Край текстильный – край спортивный», «Поступь юности». Имея творческое воображение, для меня это были увлекательные и познавательные экскурсии в историю края, о котором я раньше знал лишь то, что это «Родина первого совета».  Набравшись положительных впечатлений, я признался Вячеславу Павловичу, что тоже пишу, пишу стихи и песни. Он был несколько удивлён и в то же время на лице у него была радость. Он попросил принести послушать или почитать тексты песен.
        Вскоре я принёс ему тексты, конечно, не все, что у меня было, а только то, что может оценить человек с литературным опытом. Он был рад, в его глазах была доверительная добрая искорка, и он признался, что по молодости тоже стихи сочинял. 
        Через неделю я пришел к нему в архив, предварительно созвонившись. Половину моих стихов он уже прочёл, проанализировал, и даже кое где сделал свои поправки. В особенности ему пришлась по душе песня «Собачья упряжка», точнее сама тема и текст. Он захотел её услышать вживую. Не откладывая надолго, я принёс гитару и спел ему эту песню, под дымом сигарет он расчувствовался и прослезился.
        В дальнейшем мы стали устраивать литературные посиделки, мы обсуждали почти все мои стихотворения, которые я приносил, в том числе и песни. Вячеслав Павлович, являясь мастером слова, помог мне в некоторых местах подправить тексты. Огромное ему спасибо! И конечно же в нашем общении уделялось немало внимания его трудам, а в особенности тема Великой Отечественной войны. Он мне зачитывал отрывки из своих публикаций, каждый год, ко Дню Победы в какой-либо из газет Ивановской области, на страницах печати были его труды. Вячеслав Павлович уделял этой теме больше всего времени и сил, он мне говорил: «Павел Николаевич, если будешь писать о войне, пиши не на количество, а на качество».
       Когда Вячеслав Павлович моему вниманию представил областную «Книгу памяти», где он был руководителем творческой группы, я зауважал его еще больше. Это сколько труда! Находить погибших поимённо! Сотрудничать с поисковиками!.. Сверять документы, даты!.. Он мне даже нашел в одном из томов этой книги по алфавиту, по фамилии отца моего тестя, погибшего и пропавшего без вести в 1941 году Пастухова Максима Васильевича.
       Курить с Вячеславом Павловичем мы уходили в огромный вентиляционный зал, полуподвальное помещение, где расположены большие короба, установки для кондиционирования. Всё это оборудование перестало работать, как только наступили девяностые годы. Почему, не знаю!?.. Видать партийные документы стали не столь важны. Курили мы с Вячеславом Павловичем в этой вентиляционной, аж дым стоял коромыслом, общались, говорили много о литературе, о стихах. Помню, я принёс гитару накануне праздника 9 мая, и спел ему песню «Салют на Ленинских горах». Он был в восторге, эта тема была близка ему по духу, по душе. Эта песня из нашего советского времени, посвящена Дню Победы, написана в 1985 году.
        Вячеслав Павлович посвятивший, пожалуй, всю свою жизнь исторической правде, наверно ни за что бы не поверил, что через 80 лет опять будут гибнуть люди в борьбе с фашизмом. И с кем будем воевать!?.. С Украиной!.. С «бандеровщиной», с оголтелым америко-западным украинским нацизмом, который они затаили в своих предательских закромах Украины, в Канаде, куда сбежали отъявленные предатели времён Великой Отечественной.  И в голову не могло прийти, что нам придётся воевать с Украиной, что вдруг начнёт до такой степени проявляться этот хохлятский алчный апломб в сторону русских, и Россия столкнётся с мерзостью киевского режима, такое могло, разве что, присниться в страшном сне! И невозможно было поверить тогда, ещё в начале двухтысячных, что мы доживём до таких времён, когда на Украине и в Прибалтике будут сносить памятники воинам освободителям, что будут запрещать изучение русского языка, переиначивать историю. Неужели прибалтийцы забыли, как горело Балтийское море, как мы все вместе воевали против фашизма гитлеровской Германии!? Неужели украинцы забыли, как мы вместе освобождали их земли от нашествия немцев? Или им тогда уже хотелось жить в Европе, в силу врождённой и патологической неприязни к «москалям»? Видать Гитлер тогда наобещал золотые горы, теперь хохлы и прибалты нам простить не могут, что мы победили фашизм! Но как бы не пытались наши враги стереть из памяти все подвиги советского народа, и все добрые заслуги нашего социалистического прошлого, ничего у них не получится! Что характерно – это то, что в том социалистическом прошлом, когда мы строили «коммунизм», капиталисты нас больше уважали, Пентагон, по крайней мере, побаивался соваться близко к нашим границам со своими ракетными базами. Лишь только после того, как наши правители позволили, вкупе с правителями союзных республик, развалить Советский Союз, и после того, как всем захотелось быть капиталистами, вот тогда уже началась война, потому что почувствовали себя, кто князем, кто ханом, кто государём, кто герцогом, кто монархом, кто султаном, кто боссом...   
       Когда началась украинская вакханалия в 2014 году, Вячеслав Павлович уже был на пенсии с 2008 года и занимался писательской деятельностью у себя дома. Я приходил к нему в гости, пили чай, он много трудился за компьютером, всё время что-то писал, много курил. Его жена Нина Павловна возмущалась, дескать, ради чего так себя изводить день и ночь!? С интернетом Вячеслав Павлович не контачил и ничего там не публиковал. О чём он писал последние годы, известно только Богу. Вячеслав Павлович умер в 2018 году, он не дожил до этих страшных дней СВО на Украине. По сути, он всю свою жизнь посвятил для того, чтобы люди знали больше правды о войне, чтобы не повторилась никакая война, об этом говорят его публикации о Великой Отечественной.
       Вячеслав Павлович всегда относился к литературе и публицистике с образцовым вниманием, до мельчайших тонкостей в исторических данных. В этом можно убедиться, читая сборник воспоминаний «Дорогами войны». 2020г., трёхтомник «Победители» 2005г. об участии ивановцев в сражениях Великой Отечественной войны и на трудовом фронте и многие другие печатные издания.
      И ещё мне запомнилось, как Вячеслав Павлович работал в составе творческой группы в проекте герба и флага Ивановской области. Я тогда спросил: - А неужели ещё нет такого герба? Он мне ответил: - Власть сменилась, и герб менять надо!
Тогда у нас вспыхнула беседа и по поводу гимна России, мы друг друга понимали и поддерживали в том, что не надо было менять мелодию гимна. Какой смысл в том, что стали играть «Патриотическую песню» Глинки, если в ней нет текста, оставили бы лучше прежний гимн, пусть хоть без текста, но исполнение самой музыки вызывало бы гордость за нашу страну у пожилых людей, и не вызывало бы такого чувства, что прожитые годы были напрасными, да и молодёжь воспитывалась бы с долей патриотизма и уважения к нашей истории. С советским гимном связано ещё и то, что он появился в 1944 году, в тяжелое для страны военное время. Когда звучал этот гимн, он поднимал боевой дух, как песня «Вставай, страна огромная». Под этот гимн мы победили фашистскую Германию, завершили великую стройку Байкало-Амурской магистрали, проложили Волго-Донской канал, построили Волжскую и Братскую ГЭС.  В спортивных соревнованиях тоже помогал наш гимн одерживать победы, и проигравшие канадские хоккеисты, когда его слушали, стоя на льду, нервно жевали жвачку, и как бы там не называли хоккей «канадским», а мы их победили! И слава Богу, что наш гимн вернулся в 2000 году, благодаря трезво мыслящему президенту В.В. Путину. В этом году уже 25 лет, как вернулся наш гимн. И что самое важное, 80 лет исполняется со дня победы в Великой Отечественной войне.
      К теме Великой Отечественной войны мы возвращаемся и будем возвращаться неоднократно. И возвращаясь к вышесказанному, хочется отметить, что для меня дружба с В.П. Терентьевым, и память о нем ассоциируется с темой войны. Он наверняка издал бы к 80-летию Победы множество интересных и правдивых историй о наших героях.  Вот только, к сожалению, даже изданные, печатные издания, не все имеют оцифрованный вид, и значительная их часть не публикуется в интернете. У меня хранится первый выпуск (2008 г.), из серии брошюр по истории Ивановской области, о наших известных земляках. В проекте участвовали: клуб «Поиск» г. Иваново, «Государственный архив Ивановской области», комитет по делам молодёжи и ООО «А-Гриф». Брошюра называется «Переписка о былом военных лётчиков – писателя и героя Великой Отечественной». Основная тема о герое Советского союза, о военном лётчике Павле Андреевиче Дельцове. Автором очерка является В.П. Терентьев, как историк и архивист, имея доступ к архивам, он правдиво рассказывает, как в письмах делятся своими воспоминаниями два лётчика А.Г. Федоров (писатель, автор книг «Иду в пике», «Из племени отважных») и П.А. Дельцов (Герой Советского Союза, г. Иваново). О том, как переписка помогла Федорову создавать картины воздушных боёв, и образы военного времени.
       Я пытался найти в интернете эту публикацию, не нашел, и не нашел других последующих выпусков, над которыми трудился В.П. Терентьев. Не знаю почему, наверно он просто не дружил с интернетом.
       А вспоминая о нашей дружбе, я представляю его портрет не с траурной чёрной ленточкой в углу, а с георгиевской. Он немало потратил сил, чтобы у людей в сознании всегда жили слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!» 


Рецензии